Редактирование Строительство в России в XIX веке (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== Железные дороги === {{main|Железнодорожное строительство в России в XIX веке}} Австрийский инженер, чех по национальности, профессор Венского политехнического института Франц Антон Герстнер приехал в Россию в 1834 г. с целью заняться железнодорожным строительством. Он предложил соединить железной дорогой Петербург и Москву и в дальнейшем начать строительство линий на Казань и Нижний Новгород. Совершив путешествие по стране, Герстнер в записке Николаю I писал: «… нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России…».<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> Понимая, что у его проекта будет немало противников, Герстнер предложил сначала построить небольшую по протяженности железную дорогу. Она, по его мнению, снимет вопросы о неэффективности, тем более — о невозможности нормаль- ной ее эксплуатации в зимних условиях. Таковой могла быть дорога, соединяющая Петербург с Царским Селом. Окончательный проект создания Царскосельской железной дороги линии общего пользования был утвержден Указом Николая I от 21 февраля 1836 г. Строительство этой железной дороги началось в мае 1836 г. акционерным обществом под руководством Ф. А. Герстнера. 6 ноября 1836 г. впервые в российской истории состоялась демонстрационная поездка паровоза с двумя вагонами между Царским Селом и Павловском. Торжественное открытие Царскосельской дороги состоялось 30 октября 1837 года.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> 1 февраля 1842 года Николай I подписал высочайший Указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Так были прекращены споры о необходимости соединения железной дорогой двух столиц. Северную дирекцию по ее строительству возглавил П. П. Мельников, южную — Н. О. Крафт. Ширина колеи была установлена в 5 футов (1524 мм), став с того времени единой для российских железных дорог. Строительство магистрали длилось восемь с половиной лет и завершилось в 1851 году. 1 ноября 1851 года началось движение поездов по всей линии Петербург — Москва. Эта дорога сразу сооружалась как двухпутная, по ней поезда могли двигаться одновременно в разных направлениях. Стоимость магистрали составила 66850 тыс. руб. серебром, или 110 тыс. руб. на одну версту.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> Во время строительства дороги Москва — Санкт-Петербург (в 1848 году) был введён в строй действующих участок железной дороги протяженностью 308 км от Варшавы до австрийской границы. Этот участок с учетом государственных границ того времени проходил по территории Российской империи. В итоге общая длина российских железных дорог составила в середине XIX века около 1000 км.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> В 1845 году частными лицами было начато строительство дороги Петербург — Варшава.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> Самым благоприятным образом на железнодорожном строительстве отразилась отмена в 1861 году крепостного права. С одной стороны, эта «революция сверху» привела к формированию рынка рабочих рук, крайне необходимого и в строительстве, и в эксплуатации железных дорог, с другой — к росту предпринимательства и накоплению в руках деловых людей значительных капиталов, которые можно было вложить на выгодных условиях в железнодорожное строительство. И, наконец, наступившее после отмены крепостничества оживление промышленного производства вызвало резкий спрос на средства рыночной инфраструктуры, прежде всего — на транспортные средства.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> В 1866—1868 годах были заключены договоры на сооружение 26 линий, в том числе таких как Курск — Киев, Курск — Харьков — Таганрог, Орел — Витебск, Москва — Смоленск — Брест.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> В сентябре 1868 г. Московско-Курская магистраль протяженностью в 537 км была открыта для пассажирского и товарного движения.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> В 1868—1872 годах в строй действующих было введено около 9,6 тыс. км железнодорожных линий, ежегодный прирост составлял 1900 км. В эти годы вступили в эксплуатацию такие крупнейшие дороги, как Москва — Орел — Курск — Лозовая — Ростов-на-Дону — Владикавказ, Лозовая — Севастополь, Москва — Смоленск — Брест, Москва — Воронеж — Грушевские Копи, Орел — Витебск — Рига, Бахмач — Минск — Либава и др. Так центральный экономический район был соединен с морскими портами на Балтике и Черном море, с судоходными реками.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> В 1870-х — 1880-х годах были построены железные дороги, с помощью которых решались задачи освоения экономически отсталых, малозаселенных территорий, обеспечения их выхода к центру России, к морским и речным портам. На западе страны эти задачи решали полесские железные дороги Гомель — Брянск, Ровно — Вильна и др. С целью более эффективного использования природных богатств Урала, скорейшего их включения в торговый оборот в 1874—1876 гг. на Южном Урале была построена железная дорога Оренбург — Сызрань, в 1880-х гг. — Самара — Уфа и Уфа — Златоуст. Вскоре, в 1890 г., эти два участка были объединены в одну магистраль, получившую название Самаро-Златоустовской железной дороги. Через два года дорога от Златоуста дошла до Челябинска, откуда и началось сооружение Великой Сибирской железнодорожной магистрали — Транссиба.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> В 1885 году была выполнена задача, поставленная еще в 1865 г. государственным комплексным планом строительства железных дорог в России. Урал был соединен с Сибирью железнодорожной линией Екатеринбург — Тюмень.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> К 1892 году общая протяжённость железных дорог России превысила 32 тыс. км.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> В 1899 году заработала железнодорожная линия Пермь — Вятка — Котлас, по которой уральские и сибирские грузы получили выход в северные районы Европейской России, к Белому морю.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы