Морской старт

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Морской старт (МС; Sea Launch) — проект по запуску ракет-носителей с морской платформы. Принадлежит компании «S7 Space».

Содержание

[править] История

История плавучего космодрома «Морской старт» началась в 1995 году с организации консорциума четырех компаний из США, России, Норвегии и Украины (с долями в 40, 25, 20 и 15 % соответственно). Кооперация выглядела следующим образом: норвежская сторона предоставляла самоходную нефтедобывающую платформу Ocean Odyssey, которую переоборудовали на российской судостроительной верфи в Выборге в плавучий космодром. Также российской стороной по разным оценкам производилось 70-85 % запчастей для разработанной украинской стороной ракеты-носителя «Зенит-3SL», которая впоследствии дополнительно оборудовалась и собиралась на Украине. После этого ракета-носитель доставлялась в аэропорт Лонг-Бич (США) и стыковалась с собранным там спутником и обтекателем, транспортировалась на плавучий космодром и запускалась из акватории Тихого океана вблизи острова Рождества.[1]

Партнёры вложили в проект $3,5 млрд. Запуски с космодрома начались в мае 1999 года. Технически всё было выполнено безупречно, но коммерческие ожидания не подтвердились: из-за дефицита заказов на пуски предприятие не окупалось. Бизнес-план предусматривал запуск минимум пяти ракет в год, тогда проект вышел бы в плюс. Но пять стартов было только в 2006 и 2008 годах, в остальное время их было меньше: в 2007, 2009 и 2011 годах было по одному запуску, а на 2010 год МС не удалось получить ни одного заказа. И подразделение Boeing — Boeing Commercial Space Company — как старший партнер консорциума с 40 % уставного капитала решило проект закрыть и активы продать. Через цепочку дочерних структур РКК «Энергия» получила контроль над предприятием, перебазировав его штаб-квартиру в швейцарский Берн.[2][3]

В январе 2011 года запуски с «Морского старта» возобновились.[4]

В 2013 году с помощью Морского старта была запущена только одна ракета — старт был аварийным и носитель со спутником упали в океан. В такой конфигурации бизнес Морского старта гарантировано убыточен и убытки эти покрывает «Энергия».[5]

В августе 2014 года компания Sea Launch объявила о приостановлении своей деятельности и консервации космодрома. Причин для этого было несколько: долговая нагрузка проекта достигала $500 млн, отсутствовали стабильные коммерческие заказы (доставлять на остров Рождества, принадлежащий государству Кирибати, гражданские спутники России было слишком далеко, а военные — и вовсе невозможно из режимных соображений).[6]

В конце декабря 2014 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил, что скорее всего ракеты «Зенит» больше не будут использоваться в этом проекте.[7]

В сентябре 2016 года российский авиахолдинг S7 Group, владеющий одноимённой авиакомпанией, подписал документы о покупке космодрома «Морской старт». В рамках этой сделки вновь образованной фирме S7 Space перешли права на стартовую платформу Odyssey, сборочно-командное судно Sea Launch Commander и права на товарный знак Sea Launch. Сумма сделки не сообщалась.[8][9]

Сразу после принятия решения по сделке S7 Space объявила о том, что намеревается произвести до 70 запусков за ближайшие 15 лет. Для осуществления своих планов S7 Space 28 апреля 2017 года подписала контракт с предприятием «Южмаш» (Украина) на поставку 12 ракет-носителей «Зенит-3SL». На «Южмаше» в момент заключения контракта в относительно высокой степени готовности находились две строящиеся ракеты — по одной «Зенит 3SL» и «Зенит 3SLБ», и по условиям контракта эти две ракеты должны были быть поставлены в 2018 году. Первый пуск с реанимированного «Морского старта» был запланирован S7 Sea Launch на декабрь 2019 года. С самого начала сообщалось о трудностях «Южмаша» в реализации данного контракта, в частности, из-за проблем с поставкой на Украину ракетных двигателей российского производства для изготовления данных ракет. В результате по состоянию на март 2019 года ни одной ракеты по контракту сдано не было.[10][11]

В июне 2020 года было сообщено, что компания S7 ведёт переговоры о продаже космодрома «Морской старт» с дочерней структурой «Росатома».[12]

[править] Статистика запусков

В общей сложности за 16 лет (с 1999 по 2014) с платформы Odyssey было запущено всего 38 космических аппаратов (в среднем — чуть более двух пусков в год). В те же годы в целом в мире было проведено 1102 космических пуска, то есть на Sea Launch пришлось в итоге чуть более 3 % глобального рынка.[13]

[править] Возможные изменения в проекте

Чтобы исправить ситуацию и хотя бы отчасти оправдать операцию по спасению проекта, руководитель РКК «Энергия» Виталий Лопота предложил государству поучаствовать в его судьбе: либо выкупить, либо обеспечить заказами на пуски в рамках федеральной космической программы. Тема возникла еще в начале 2013 года, но развития не получила из-за технических параметров.[14]

Дело в том, что базовый порт космического ракетного комплекса «Морской старт» находится в порту Лос-Анджелеса. Только там есть возможность готовить комплекс, ракеты и спутники к выходу в океан для произведения пусков. Такое базирование позволяет запускать с морской платформы военные спутники для нужд армий НАТО. Например, аппарат Intelsat-27, утраченный в результате аварийного пуска с платформы в феврале 2013 года, предназначался для обслуживания тактических соединений военно-морского флота и министерства обороны США.[15]

Если допустить в теории, что государство получит активы МС, то базирование всей инфраструктуры в США, очевидно, не позволит России запускать с плавучей платформы любые аппараты военного и двойного назначения. Те же спутники «Глонасс», к примеру. Получается космодром с заметно усеченными возможностями, ради сохранения которых придется еще и финансировать объемную инфраструктуру в США.[16]

Предложение выкупить активы Морского старта в такой конфигурации государство пока не заинтересовало, но Лопота его усовершенствовал. Он предложил изменить порт базирования Морского старта, создав всю необходимую инфраструктуру для его обслуживания в дальневосточном порту Советская гавань либо во Владивостоке.[17]

Глава космического агентства Олег Остапенко направил письмо в правительство, в котором изложено видение перспектив проекта «Морской старт».[18]

«Существующие организация и принципы реализации проекта „Морской старт“ предполагают использование наземной космической инфраструктуры иностранного государства, что влечет за собой риски, связанные с необходимостью оформления документов по линии таможенного и экспортного контроля при транспортировке российских космических аппаратов на его территорию и получения разрешительных документов, в том числе межгосударственных, для проведения запусков, — пишет Остапенко. — Данные обстоятельства противоречат Основам государственной политики РФ в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, одним из принципов которой является обеспечение гарантированного доступа России в космос со своей территории, исключающего потенциальные риски при использовании наземной космической инфраструктуры за рубежом».[19]

Использовать «Морской старт» в интересах государства, в том числе Минобороны, глава Роскосмоса считает возможным в случае перебазирования комплекса на территорию РФ и создания в российском порту необходимой инфраструктуры. «При этом до принятия решения о перебазировании МС должен быть реализован комплекс мероприятий по финансовому оздоровлению, повышению эффективности и прозрачности управления проектом», — подчёркивает Остапенко в письме в правительство.[20]

«Данный вариант использования [плавучего космодрома] имеет риски, связанные с возможным срывом поставок или прекращением производства украинской ракеты-носителя „Зенит“, обусловленными тяжелым экономическим положением предприятия-изготовителя, а также другими политическими и экономическими вопросами, — пишет Остапенко в правительство. — Для устранения указанных рисков возможно вместо „Зенита“ использовать в составе комплекса „Морской старт“ носитель среднего класса полностью российского производства с улучшенными тактико-техничекими характеристиками на основе уже созданных или модернизируемых бортовых систем».[21]

[править] Показатели

С 1999 по 2014 год с «Морского старта» было осуществлено 36 запусков со 177 тоннами полезной нагрузки, 32 запуска были признаны успешными, 3 — аварийными, а ещё один признан частично-успешным.[22]

[править] Оценки

Оценка блога bmpd (март 2019 года): «Возобновление <...> проекта „Морской старт“ в нынешней ситуации представляется <...> химерическим — на самом деле очевидно, что данная программа в общем никому не нужна».[23]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. Прилетели. 11 декабря 2013
  3. [2]
  4. [3]
  5. Прилетели. 11 декабря 2013
  6. К «Морскому старту» проявлен воздушный интерес. 30 марта 2016
  7. Роскосмос заменит украинские ракеты «Зенит» на российскую «Ангару»
  8. S7 Group объявила о покупке плавучего космодрома «Морской старт». 27 сентября 2016
  9. [4]
  10. [5]
  11. S7 Space отказывается от закупки 12 ракет-носителей «Зенит 3SL» у «Южмаша». 26 марта 2019
  12. [6]
  13. К «Морскому старту» проявлен воздушный интерес. 30 марта 2016
  14. Прилетели. 11 декабря 2013
  15. Прилетели. 11 декабря 2013
  16. Прилетели. 11 декабря 2013
  17. Прилетели. 11 декабря 2013
  18. Прилетели. 11 декабря 2013
  19. Прилетели. 11 декабря 2013
  20. Прилетели. 11 декабря 2013
  21. Прилетели. 11 декабря 2013
  22. [7]
  23. S7 Space отказывается от закупки 12 ракет-носителей «Зенит 3SL» у «Южмаша». 26 марта 2019
Личные инструменты