Редактирование: Ил-276
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
'''Ил-276''' (также известен как '''СВТС''', ранее именовался '''MRTA''', '''MTA''', '''МТС''', '''Ил-214''') — проект двухдвигательного среднего военно-транспортного самолета, обеспечивающего транспортировку широкой номенклатуры грузов массой до 20 тонн на расстояние 2000 км со скоростью 750–800 км/ч.<ref>[http://www.tsagi.ru/pressroom/news/3508/]</ref> Предусматривается возможность эксплуатации самолёта с высокогорных аэродромов и базирование на искусственных и грунтовых ВПП в различных географических и климатических условиях.<ref>[http://www.tsagi.ru/pressroom/news/3508/]</ref> Создаётся в первую очередь для замены парка [[Ан-12]] в Минобороны России.<ref>[https://bmpd.livejournal.com/3070571.html]</ref> == История == === Разработка СВТС === Идея создания среднего военно-транспортного самолёта на смену морально устаревающим [[Ан-12]] появилась ещё на рубеже 1980-х и 1990-х годов.<ref>[http://tass.ru/opinions/interviews/4687323]</ref> В 1990-х годах в Авиационном комплексе имени Ильюшина была разработан проект среднего военно-транспортного самолёта Ил-214 с грузоподъёмностью 15-18,5 тонн. Ильюшинское КБ создавало его для замены самолёта Ан-12.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/874052 Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора] // [[Коммерсантъ]]</ref> === Совместный проект с Индией === В 1999 году «[[Иркут]]», [[МАК «Ильюшин»]] и индийская аэрокосмическая корпорация [[HAL]] начали переговоры о совместных работах над проектом Ил-214, названным МТС.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/874052 Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора] // [[Коммерсантъ]]</ref> Соглашение о разработке и создании Ил-214 в конце 2000 года подписали правительство Индии, Авиакомплекс им. Ильюшина и ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение».<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/402829 Ъ-Иркутск — «Росавиакосмос» посмотрел в будущее] // [[Коммерсантъ]]</ref> В 2001 году было подписано российско-индийское межправительственное соглашение, в которое попал и проект МТС: в документе говорилось о возможности его совместной разработки и производства.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/874052 Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора] // [[Коммерсантъ]]</ref> Следующим этапом должно было стать подписание межправительственного соглашения по самой программе МТС. Пока такое соглашение готовилось, концепция и характеристики Ил-214 были пересмотрены для их соответствия тактико-техническому заданию ВВС Индии. Затем прошла работа по гармонизации требований индийских и российских ВВС. В результате возросла с 18,5 до 20 тонн максимальная грузоподъемность самолета. Сечение грузовой кабины было увеличено до параметров тяжёлого военно-транспортного Ил-76МД — ширина 3,45 м и высота 3,4 м. Лишь по длине кабины МТС уступал Ил-76МД — 14 м против 26,6 м. В результате таких изменений МТС получил возможность перевозить существующую и перспективную боевую технику мотострелковых и воздушно-десантных дивизий, которая в Индии и России создавалась на практически одинаковой базе. По желанию индийской стороны в проект МТС была заложена возможность эксплуатации в условиях высокогорья (высота аэродромов базирования до 3,3 км), жаркого климата (+35С) и на грунтовых взлетно-посадочных полосах.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/874052 Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора] // [[Коммерсантъ]]</ref> В 2005 году состоялся тендер Минобороны России на средний военно-транспортный самолёт. Соперником Ил-214 в нем был проект ОАО «Туполев» [[Ту-330]], способный перевозить максимальный груз массой до 35 тонн. Тендерная комиссия ВВС России выбрала победителем Ил-214. Минобороны России сначала рассматривало потребности в МТС в размере 60 машин, но затем согласилось приобрести 100 самолётов.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/874052 Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора] // [[Коммерсантъ]]</ref> В ноябре 2005 года на заседании российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству был подготовлен проект соглашения по МТС. Его планировалось подписать уже в декабре 2005 года. Однако этому помешала проблема с источниками финансирования программы. Российские участники проекта намеревались использовать для этого часть рупийного долга. Он возник в основном по кредитам, полученным Индией еще у бывшего СССР, и составлял 81,4 млрд индийских рупий, что было эквивалентно более чем $2 млрд. Однако ряд министерств и ведомств РФ выступали против такого предложения, настаивая на прямых инвестициях участников программы — корпорации «Иркут», «Рособоронэкспорта» и МАК «Ильюшин». Несогласованность вопроса привела к двухлетней задержке с подписанием межправительственного соглашения.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/874052 Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора] // [[Коммерсантъ]]</ref> В декабре 2006 года МАК «Ильюшин» был защищён аванпроект самолёта Ил-214.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/874052 Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора] // [[Коммерсантъ]]</ref> В январе 2007 года руководителями военных ведомств России и Индии было подписано даже специальное поручение, в котором предлагалось в течение двух месяцев урегулировать все вопросы и подписать межправительственное соглашение по МТС. Минфину РФ также было поручено, чтобы тот рупийный долг, который есть у Индии перед Россией, был урегулирован в течение месяца. Но лишь в июле 2007 года Минфин РФ завизировал проект межправительственного соглашения. Однако его подписание опять было отложено из-за согласований с другими российскими ведомствами.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/874052 Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора] // [[Коммерсантъ]]</ref> Недовольная российскими бюрократическими проволочками индийская сторона в июле 2007 года через свою прессу пригрозила отказаться от программы МТС и реализовать новый проект с бразильской компанией [[Embraer]], итальянской [[Alenia]] или испанской [[CASA]].<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/874052 Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора] // [[Коммерсантъ]]</ref> В ноябре 2007 года в Москве соглашение по МТС было подписано, узаконив и финансирование российской доли в проекте из средств рупийного долга. Однако проволочки с подписанием этого документа привели к тому, что индийские ВВС стали скептически относиться к перспективам МТС. В результате Индия в январе 2008 года уже подписала контракт на закупку более чем за $1 млрд шести американских C-130J Super Hercules — основного конкурента МТС.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/874052 Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора] // [[Коммерсантъ]]</ref> В феврале 2008 года была достигнута договорённость о том, что «Иркут» выходит из проекта МТС, чтобы сосредоточиться на программе создания перспективного пассажирского самолета МС-21. Два таких проекта наше конструкторское бюро одновременно не потянуло бы. Одновременно КБ Ильюшина также выходит из проекта МС-21, чтобы сконцентрировать силы на транспортных проектах, в том числе и на МТС. В конце февраля 2008 года индийская сторона была проинформирована об этом.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/874052 Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора] // [[Коммерсантъ]]</ref> По информации МАК «Ильюшин», 22 февраля 2008 года руководство компании вместе с представителями «Рособоронэкспорта» провели в Москве переговоры с заместителем министра обороны Индии по военному производству Прадипом Кумаром и президентом Hindustan Aeronautical Ltd. (HAL) Ашоком Баведжа. На переговорах была достигнута договоренность — не дожидаясь создания совместного предприятия по реализации проекта многоцелевого транспортного самолета (МТС), на что могло уйти не менее года, уже в апреле 2008 года подписать прямой контракт между HAL и «Рособоронэкспортом» на разработку эскизного проекта МТС. Сумма контракта составит примерно $8,5 млн.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/874052 Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора] // [[Коммерсантъ]]</ref> В конце марта 2008 года в Москву прибыла группа индийских экспертов, которые изучили аванпроект российской версии МТС — Ил-214.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/874052 Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора] // [[Коммерсантъ]]</ref> В 2009 г. подготовлен к защите аванпроект самолёта.<ref>[http://militaryrussia.ru/blog/topic-667.html Ил-214 / МТС — MRTA / MTA]</ref> 28 мая 2012 г. в Бангалоре между HAL и ОАК подписан генеральный контракт на проектирование самолетов МТС, которые планируется поставлять для ВВС Индии, ВВС России и на экспорт.<ref>[http://militaryrussia.ru/blog/topic-667.html Ил-214 / МТС — MRTA / MTA]</ref> Контракт на первый этап разработки самолета от MTAL получен ОАК и HAL 12 октября 2012 года.<ref>[http://militaryrussia.ru/blog/topic-667.html Ил-214 / МТС — MRTA / MTA]</ref> В декабре 2015 года индийские источники писали о том, что установка на самолёт МТС новой модификации российского двигателя ПС-90 не устраивает Дели, тогда как Москва категорически отказывается пересмотреть это решение. Индийская сторона требует разработать двигатель «с чистого листа», оснащенный электронно-цифровой системой управления ([[FADEC]]), обеспечивающей минимальный расход топлива, а представители ОАК считают при этом, что ПС-90 вполне достаточно для реализации заданных изначально ТТХ. При этом российская сторона также указывает на то, что изначально вопрос о разработке нового двигателя Индией не ставился.<ref>[https://regnum.ru/news/polit/2165743.html Российско-индийский транспортник MTA: жив или мёртв? 11 августа 2016]</ref> В августе 2016 года индийская газета The Hindu заявила, что отсутствие развития российско-индийского проекта МТС связано с различным видением конструкции двигателя. В «ОАК» для The Hindu заявили, что спецификации двигателя в предварительном российско-индийском договоре не было по настоянию индийской стороны, дополнение по двигателю предполагалось отдельным соглашением.<ref>[https://regnum.ru/news/polit/2164663.html Российско-индийский проект смены Ан-32 завис. 9 августа 2016]</ref> === Самостоятельная разработка самолёта в России === В 2014 году ОКБ Ильюшина совместно с Минобороны России предложило разработать технические требования к СВТС по российским стандартам, без учета индийской специфики.<ref>[http://tass.ru/opinions/interviews/4687323]</ref> В июне 2016 года отмечалось, что под руководством Бюро эскизного проектирования АО «Ил» была изготовлена масштабная модель Ил-214 и инженеры ЦАГИ готовятся выполнить её продувки в аэродинамической трубе, причём как с макетами двигателей ПС-90А, так и ПД-14.<ref>[http://www.ilyushin.org/press/news/ev6078/ ОАО «Ил» готовит к продувке в аэродинамической трубе масштабную модель перспективного среднего военно-транспортного самолёта. 27 июня 2016]</ref> В июне 2017 года СВТС получил официальное название Ил-276.<ref>[https://iz.ru/660576/aleksei-ramm-nikolai-surkov/il-276-idet-v-voiska]</ref> По состоянию на октябрь 2017 года шёл процесс согласования и утверждения ТТЗ на СВТС.<ref>[http://tass.ru/opinions/interviews/4687323]</ref> В декабре 2017 года было сообщено, что специалисты [[ЦАГИ]] завершили очередной этап испытаний модели среднего военно-транспортного самолета Ил-276. Работы проводились в дозвуковой аэродинамической трубе ЦАГИ в рамках контракта с ПАО «Ил». Целью исследований являлось определение аэродинамических характеристик (АДХ) модели летательного аппарата с механизированным крылом на режимах взлета и посадки.<ref>[http://www.tsagi.ru/pressroom/news/3508/]</ref> В январе 2018 года [[Алексей Рогозин]] заявил: «У нас практически согласовано тактико-техническое задание на эту машину [Ил-276], мы специально сформировали очень сильную команду внутри „Ильюшина“, чтобы вести работу над этим проектом. <...> Мы стремимся, чтобы на Ил-276 появился новый двигатель — ПД-14.»<ref>[https://bmpd.livejournal.com/3070571.html]</ref> В марте 2018 года пресс-служба АО «Ил» сообщила, что тактико-техническое задание на перспективный военно-транспортный самолёт Ил-276 утверждено «ОАК» и Министерством промышленности и торговли России.<ref>[https://bmpd.livejournal.com/3139435.html]</ref> В марте 2019 года было сообщено, что специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») завершили проектирование крупномасштабной модели перспективного военно-транспортного самолета Ил-276. На ней будут отрабатываться различные варианты взлетно-посадочной механизации крыла, а также органы управления на крыле и оперении.<ref>[http://www.tsagi.ru/pressroom/news/4268/]</ref> == Характеристики == Самолёт будет обладать традиционной компоновкой для военно-транспортного самолёта: однофюзеляжный высокоплан с Т-образным хвостовым оперением, с двумя двигателями, находящимися под крылом. Он сможет взлетать с неподготовленных и грунтовых аэродромов.<ref>[http://tass.ru/opinions/interviews/4687323]</ref> Это рамповый самолет с возможностью не только погрузочно-разгрузочных работ на земле, но и возможностью десантирования из него. Помимо основных функций, которые присущи военно-транспортной авиации, у него будут дополнительные функции, связанные с доставкой грузов при спасательных операциях, чрезвычайных ситуациях и т. п.<ref>[http://tass.ru/opinions/interviews/4687323]</ref> В сечении Ил-276 будет такой же, как Ил-76. При этом длина грузовой кабины будет несколько короче базовой модификации Ил-76.<ref>[http://tass.ru/opinions/interviews/4687323]</ref> Скорость Ил-276 составит порядка 800 км/ч, что характерно для самолётов с турбореактивными двигателями. Она существенно превышает ту скорость, которую мог себе позволить Ан-12. В результате срок доставки того или иного груза существенно сократится. При максимальной загрузке его дальность составит 2 тыс. км.<ref>[http://tass.ru/opinions/interviews/4687323]</ref> Самолёт предназначен для транспортировки и парашютного десантирования личного состава, грузов и техники на платформах, беcпарашютного сброса грузов с малых высот. Он будет обеспечивать транспортировку широкой номенклатуры грузов массой 20 тонн на расстояние более 2 тыс. км с грунтовых и искусственных взлетно-посадочных полос. Предусматривается возможность эксплуатации самолета с высокогорных аэродромов, в том числе в условиях высоких температур, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.<ref>[http://www.ilyushin.org/press/news/ev6078/ ОАО «Ил» готовит к продувке в аэродинамической трубе масштабную модель перспективного среднего военно-транспортного самолёта. 27 июня 2016]</ref> == Двигатели == Двигатель первого облика — это [[ПС-90А-76]]. Двигатель второго этапа — [[ПД-14]].<ref>[http://tass.ru/opinions/interviews/4687323]</ref> == Производство == Производство самолётов Ил-276 будет осуществляться на заводе «[[Авиастар-СП]]» в Ульяновске.<ref>[http://tass.ru/opinions/interviews/4687323]</ref> == Перспективы == Завершение конструкторских работ, подготовка производства и первый вылет планируются в I квартале 2023 года, и завершение самой работы с присвоением соответствующей литеры — это 2025 год с началом серийных поставок в войска в 2026 году.<ref>[http://tass.ru/opinions/interviews/4687323]</ref> == Ссылки == * [http://www.ilyushin.org/aircrafts/projects/322/ МТС] * [http://www.uacrussia.ru/ru/aircraft/lineup/transport/mts/aircraft-specific/ МТС. Летно-технические характеристики] * [https://www.globalsecurity.org/military/world/india/mta-ru.htm Multi-Role Transport Aircraft (MTA) Russian Project] * [http://i-korotchenko.livejournal.com/987838.html Российско-индийский многоцелевой транспортный самолет MTA. 19 февраля 2015] * [http://topwar.ru/57152-rossiysko-indiyskiy-mnogocelevoy-samolet-budut-sobirat-na-aviastare.html Российско-индийский многоцелевой самолёт будут собирать на «Авиастаре». 29 августа 2014] * [http://www.militarynews.ru/story.asp?rid=2&nid=423202 Генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Вельможкин: «Наши самолеты сегодня востребованы как гражданскими авиаперевозчиками, так и Вооруженными силами»] * [http://epaperbeta.timesofindia.com/Article.aspx?eid=31816&articlexml=DIFFERENCES-OVER-ENGINE-Fate-of-Military-Aircraft-Project-16122015004074 DIFFERENCES OVER ENGINE - Fate of Military Aircraft Project Still in Limbo. 16 декабря 2015] * [http://www.uacrussia.ru/upload/iblock/9f7/9f75116a14cbf261765bf4e1cc849335.pdf Годовой отчёт «ОАК» за 2015 год] == Примечания == <references /> {{Военное самолётостроение России}} [[Категория:Военно-транспортные самолёты]] [[Категория:Проектируемые самолёты]] [[Категория:Самолёты Ил]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Военное самолётостроение России
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы