Редактирование: Воздушный транспорт России
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Изображение:NovTerminalAPSimf.jpg|thumb|400px|right|Новый терминал аэропорта «[[Аэропорт Симферополь|Симферополь]]»]] '''Воздушный транспорт России''' — один из основных видов [[Транспорт России|российского транспорта]], играющий особенно важную роль в дальних пассажирских перевозках. Через все аэропорты России прошло 128,1 млн пассажиров (2019; 91 млн пассажиров в 2016), 1147 тыс. т грузов и почты в (2019; 730,6 тыс. т в 2016). Число гражданских воздушных судов 6,9 тыс. (2018).<ref>[https://bigenc.ru/text/5605176 География транспорта]</ref> Роль воздушного транспорта в обеспечении дальнего пассажирского сообщения ежегодно возрастает. В 2012 году пассажирооборот воздушного транспорта более чем на 70 % превысил пассажирооборот железнодорожного транспорта, хотя в 2000 году уступал ему более, чем в 2 раза. Наиболее интенсивно развивается международный сегмент рынка авиационных перевозок. Сохраняется высокая значимость авиации и для обеспечения транспортной доступности населённых пунктов районов Крайнего Севера.<ref>[http://www.gosniiga.ru/files/Shapkin_Doclad_06.02.13.pdf Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год]</ref> Несмотря на кризис 2008—2009 годов, средний темп роста объёмов пассажирских перевозок российских авиакомпаний в 2001—2012 годах составлял 11,4 % в год, грузовых — 6,1 % в год. В 2012 году объём пассажирских перевозок составил 196 млрд п*км, а грузовых — 5,1 млрд т*км. Это на 23 % превышает итоги 1990 года по пассажирообороту и почти в 2 раза по грузообороту.<ref>[http://www.gosniiga.ru/files/Shapkin_Doclad_06.02.13.pdf Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год]</ref> Темпы роста пассажирооборота российских авиакомпаний в XXI веке почти в три раза превышали темпы роста мирового рынка авиаперевозок, опережающее развитие было характерно в последние годы и для сегмента грузовых перевозок. Это обусловило постепенное восстановление доли воздушного транспорта России в мировом объёме авиаперевозок, которая по итогам 2011—2013 годов составляет около 4 % по пассажирообороту и около 2,5 % по грузообороту.<ref>[http://www.gosniiga.ru/files/Shapkin_Doclad_06.02.13.pdf Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год]</ref><ref>[http://www.gosniiga.ru/files/Doclad_Stradomskiy_02_014.pdf Состояние и перспективы развития парка воздушных судов гражданской авиации России. Иллюстративный материал. 2014 год]</ref> == Аэродромы == {{also|Аэропорты России}} В России действуют 277 гражданских аэропортов и аэродромов (2020). Из них 89 федерального значения (2019), 78 международных (2020).<ref>[https://bigenc.ru/text/5605176 География транспорта]</ref> Ведутся работы по реконструкции аэродромной сети, что приводит к повышению качества аэропортового обслуживания. Также подвергнута масштабной модернизации аэронавигационная система России, что позволяет поэтапно внедрять современные технологии навигации.<ref>[http://www.gosniiga.ru/files/Shapkin_Doclad_06.02.13.pdf Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год]</ref> == Авиакомпании == {{main|Авиакомпании России}} В 2013 году в России имелось 119 коммерческих авиакомпаний.<ref>[http://www.gosniiga.ru/files/Doclad_Stradomskiy_02_014.pdf Состояние и перспективы развития парка воздушных судов гражданской авиации России. Иллюстративный материал. 2014 год]</ref> При этом выполнение 60 % пассажирооборота обеспечили 4 лидирующих авиакомпании ([[Аэрофлот]], [[Трансаэро]], [[ЮТэйр]], [[Сибирь]]), и всего 14 авиаперевозчиков обеспечивают выполнение 90 % пассажирооборота.<ref>[http://www.gosniiga.ru/files/Shapkin_Doclad_06.02.13.pdf Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год]</ref> В России действуют жёсткие условия для входа новых авиакомпаний на рынок: для начала регулярных перевозок вновь создаваемой авиакомпании необходимо иметь восемь самолётов плюс в первые два года существования нельзя летать за рубеж (по состоянию на 2019 год).<ref>[https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/11/26/817115-kak-rossiya-20-let-vosstanavlivala Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт. 26 ноября 2019]</ref> Наибольшим количеством самолётов владеют компании «Аэрофлот» (190 единиц; 2017), «ЮТэйр» (65 единиц), «S7 Airlines» (64 единицы), «Россия» (60 единиц) и «Уральские авиалинии» (39 единиц). Остальные компании владеют 12-29 самолётами; среди них выделяется единственная низкобюджетная компания «Победа», а также чартерные «АЗУР эйр», «Нордстар» («NordStar Airlines»), «Роял Флайт» («Royal Flight») и туристическая «Икар» («Pegas Fly»).<ref>[https://bigenc.ru/text/5605176 География транспорта]</ref> == Внутренние авиаперевозки == Основной объём внутренних авиаперевозок приходится на магистральные авиасвязи, в первую очередь с Москвой. На долю местных и региональных авиасвязей приходится менее 13 % перевезённых пассажиров, но они также играют важную роль в транспортной системе России.<ref>[http://www.gosniiga.ru/files/Shapkin_Doclad_06.02.13.pdf Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год]</ref> == Коммерческие авиаработы вертолётов == Объём коммерческих авиаработ вертолётов в 2011 году составил около 450 тыс. часов.<ref>[http://www.gosniiga.ru/files/Shapkin_Doclad_06.02.13.pdf Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год]</ref> Тенденция восстановления рынка вертолётных авиаработ, наметившаяся в начале 2000-х годов, прервалась в результате кризисных явлений в экономике страны. По итогам 9 месяцев налет вертолетов в 2012 году сохранился на уровне 2011 года, оставаясь на 2 % ниже налета, достигнутого в 2007 году, ив 4 раза ниже объёмов конца 1980-х годов. Средние вертолёты были и остаются основой вертолётного парка России, как по численности, так и по объёму выполняемой работы. На их долю приходится около 85 % налёта.<ref>[http://www.gosniiga.ru/files/Shapkin_Doclad_06.02.13.pdf Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год]</ref> == Рентабельность авиаперевозок == В целом по отрасли рентабельность авиаперевозок поддерживается в основном за счёт прибыли от международных полётов. За период 2003—2011 годов только в 2008, 2009 и 2011 годах убытки от внутренних перевозок превысили прибыль от международных перевозок.<ref>[http://www.gosniiga.ru/files/Shapkin_Doclad_06.02.13.pdf Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год]</ref> == Авиапарк == На сентябрь 2011 года в государственном реестре Российской Федерации были зарегистрированы 7442 воздушных судна различного назначения, из них: 1442 — зарегистрированы для использования в авиации общего назначения, 2578 — в коммерческой авиации. Кроме того, российскими коммерческими авиаперевозчиками эксплуатировались 504 самолёта, зарегистрированных в реестрах иностранных государств.<ref>[http://www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/2012-07-06-buleten_doc_files-fl-2247.pdf Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»]</ref> В 2013 году отмечалось, что в действующем коммерческом парке российских эксплуатантов насчитывается 2745 воздушных судов, в числе которых 656 магистральных и 294 региональных пассажирских самолётов, 137 грузовых самолётов, 1111 вертолётов. Доля ВС зарубежного производства в парке пассажирских самолётов достигла 63 %.<ref>[http://www.gosniiga.ru/files/Shapkin_Doclad_06.02.13.pdf Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год]</ref> === Самолёты === В 2013 году отмечалось, что в действующем коммерческом парке российских эксплуатантов насчитывается 656 магистральных самолётов, из которых 153 — отечественного производства, 503 — западного. Основными типами магистральных самолётов являются [[A-320]] (97 единиц), [[B-737-500]] (70), [[B-737-800]] (60), [[Як-42]] (50), [[A-321]] (37), [[Ту-154М]] (36).<ref>[http://www.gosniiga.ru/files/Shapkin_Doclad_06.02.13.pdf Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год]</ref> В действующем парке российских коммерческих авиаперевозчиков продолжает расти численность самолетов зарубежного производства, которая в сентябре 2011 года превысила 500 самолётов (в 2000 году их было 46). При этом в магистральном пассажирском парке доля иностранных самолётов составляет 69 %. В региональном пассажирском парке их доля составляет 23 %, но также ежегодно увеличивается. В грузовом парке доля зарубежных типов самолётов — 11 %.<ref>[http://www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/2012-07-06-buleten_doc_files-fl-2247.pdf Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»]</ref> Объёмы использования устаревших отечественных самолётов предыдущих поколений сократились до 4 %, что благоприятно сказывается на экологических и экономических показателях деятельности воздушного транспорта. При этом всё более значимым становится применение западных типов самолётов, чей вклад в пассажирооборот российских авиакомпаний в 2012 году оценивается в 93 %, а в грузооборот — в 85 %. Доля современных российских типов самолётов в объёме пассажирских перевозок сократилась с 9 % в 2006 году до 4 % в 2012 году.<ref>[http://www.gosniiga.ru/files/Shapkin_Doclad_06.02.13.pdf Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год]</ref> === Вертолёты === В 2013 году отмечалось, что в действующем коммерческом парке российских эксплуатантов насчитывается 1111 вертолётов, из которых 981 — отечественного производства, 130 — западного. Основными типами вертолётов являются Ми-8 (596 единиц), Ми-8МТ (210) и Ми-2 (94).<ref>[http://www.gosniiga.ru/files/Shapkin_Doclad_06.02.13.pdf Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год]</ref> == Поставки в парк воздушных судов == === Самолёты === Объём поставок пассажирских самолетов в российский парк активно растет, и достиг в 2011 году 149 самолетов. За 2008—2012 годы в российский парк было поставлено 540 пассажирских самолетов зарубежного производства и 50 новых отечественных самолетов. Поставки грузовых самолетов за этот период составили 14 западных и 8 новых российских самолетов. В 2012 году в российский парк поступило 133 пассажирских самолета, в том числе 114 самолетов иностранного производства и 15 новых отечественных самолётов.<ref>[http://www.gosniiga.ru/files/Shapkin_Doclad_06.02.13.pdf Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год]</ref> === Вертолёты === Наибольшее количество новой отечественной авиатехники поставлялось в вертолётный парк. За 2007—2010 годы было поставлено около 100 вертолетов, что составило 24 % от общего количества поступивших в парк вертолетов. На данном сегменте российская авиатехника уступает рынок зарубежным производителям, предложение которых характеризуется многообразием типоразмеров вертолетов. В 2012 году из 121 поступившего в парк вертолета было только 2 новых российских вертолета и 105 зарубежных вертолетов, в основном легких.<ref>[http://www.gosniiga.ru/files/Shapkin_Doclad_06.02.13.pdf Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год]</ref> == Оценки == В феврале 2019 года аэропорт Ростова-на-Дону «[[Платов (аэропорт)|Платов]]» получил рейтинг 5 звезд от британского агентства [[Skytrax]]. Российский аэропорт удостоен столь высокой оценки впервые за всё время существования рейтинга с 1989 года.<ref>[https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/02/12/793947-rossiiskii-aeroport-vpervie]</ref> == Ссылки == === Росавиация === * [http://www.favt.ru/ Сайт Росавиации] * [http://www.favt.ru/novosti-novosti?id=3364 Состоялось заседание итоговой коллегии Федерального агентства воздушного транспорта. 10 марта 2017] === Госкорпорация по организации воздушного движения в России === * [http://gkovd.ru/ Официальный сайт Госкорпорации по организации воздушного движения в России] * [http://gkovd.ru/novosti/novosti-goskorporatsii/v-moskve-vveden-v-ekspluatatsiyu-novyy-tsentr-upravleniya-poletami/ В Москве введен в эксплуатацию новый Центр управления полетами. 10 октября 2017] === Карты === * [https://maps.aopa.ru Карта аэродромов, вертодромов и посадочных площадок] * [https://pilothub.ru/airmap Карта запретных зон для полетов на квадрокоптере] === РЖД-Партнёр === * [http://www.rzd-partner.ru/aviation/ Авиация] * [http://www.rzd-partner.ru/aviation/reviews/ Авиация — Обзоры] * [http://www.rzd-partner.ru/aviation/statistics/ Авиация — Статистика] === Рунет === * [http://www.gosniiga.ru/ НИИ гражданской авиации] * [http://government.ru/rugovclassifier/540/events/ Воздушный транспорт] * [http://www.rbc.ru/research/society/27/11/2015/564de81a9a79472dab71463a Исследование РБК: на чем летает Россия. 27 ноября 2015] * [http://www.gazeta.ru/business/news/2012/12/05/n_2649993.shtml Федеральная служба охраны разрешила самолетам летать над Москвой] * [http://sdelanounas.ru/blogs/26749/ Новый Центр управления полетами Московского авиаузла: фотоэкскурсия] * [http://ria.ru/incidents/20121227/916419339.html Катастроф воздушных судов в России за год стало меньше в 1,4 раза] * [http://учебники-бесплатно.рф/mirovaya-geografiya/132-mirovoy-vozdushnyiy-39268.html Мировой воздушный транспорт] * [http://www.geo.ru/puteshestviya/krylatyi-vozdushnyi-passazhirskii Крылатый, воздушный, пассажирский] * [http://sdelanounas.ru/blogs/33418/ Открытие Хелипорта в Москве] * [http://www.sdelanounas.ru/blogs/38711/ Господдержка рынка межрегиональных авиаперевозок] * [http://sdelanounas.ru/blogs/41849/ Крупнейший в Европе вертодром на 200 вертолетов строится под Москвой] * [http://www.gosniiga.ru/files/present_nc11_012_013_01.pdf Оценка потребности в самолётах малой авиации. 2013 год] * [http://www.kommersant.ru/doc/2349612 Средний возраст парка основных российских авиакомпаний по версии airfleets] * [http://wap.ria.ru/economy/20150527/1066686554.html Минтранс: авиаперевозки в России растут благодаря госсубсидированию. 27 мая 2015] * [http://lenta.ru/news/2015/06/18/airlines/ Названы лучшие авиакомпании мира. 18 июня 2015] * [https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/03/14/633341-kak-aviakompaniya-sibir-prevratilas-polubankrota-uspeshnii-biznes Как авиакомпания «Сибирь» превратилась из полубанкрота в успешный бизнес. 13 марта 2016] * [http://www.ato.ru/content/avansy-i-dolgi Авансы и долги] * [https://fom.ru/posts/download/13814 Об авиаперелетах и ситуации вокруг ВИМ-Авиа] * [https://novaport.ru/news/ Новости] * [http://www.ar-management.ru/pressroom/news/ Новости] === Прочее === * [http://www.flightradar24.com/ Сайт, показывающий маршруты движения самолётов на карте] * [http://gloriaputina.livejournal.com/245587.html Итоги воздушного транспорта 1990—2012] * [http://gloriaputina.livejournal.com/155890.html Показатели деятельности воздушного транспорта России в 2011 году] * [https://genby.livejournal.com/768539.html О самолетах России и советском наследстве (часть вторая)] {{Воздушный транспорт России}} {{Транспорт России}} {{Экономика России}} {{Воздушный транспорт}} [[Категория:Воздушный транспорт России| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Also
Шаблон:Main
Шаблон:Воздушный транспорт
Шаблон:Воздушный транспорт России
Шаблон:Транспорт России
Шаблон:Экономика России
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы