Редактирование Военная реформа в России в 2000-х годах (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== Второй этап (с 2008 года) === [[Изображение:SERDUKOV AE.png|thumb|250px|right|[[А. Э. Сердюков]], министр обороны России в 2007—2012 годах]] Мощный импульс для немедленного и ускоренного проведения реформ появился в августе 2008 года, после [[Пятидневная война|Пятидневной войны]]. Несмотря на то что российские вооружённые силы смогли подавить противника, стало очевидно, что армия оказалась не такой боеспособной, как это представлялось. ''«В армии на тот момент практически отсутствовали воинские части, способные немедленно приступить к выполнению боевых задач'',— вспоминал источник журнала „Власть“ в Генштабе.— ''В 2008 году приходилось создавать сводные полки и батальоны из частей сокращенного состава, усиливать их огневыми средствами и только после этого применять по назначению. А для того, чтобы создать одну батальонную тактическую группу, требовалось до 75 % всех средств и сил полка»''. По-другому в принципе быть и не могло, ведь все уставы были ориентированы на устаревшие формы и способы применения войск. После анализа Пятидневной войны Генштаб признал, что вооружённые силы оказались неспособны оперативно реагировать на возникающие угрозы безопасности государства.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> Этот факт не остался незамеченным: в конце августа 2008 года вышла директива президента Медведева об осуществлении радикальной реформы. Открыто об этом было сказано Сердюковым 14 октября 2008 года по окончании заседания коллегии военного ведомства.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> Осенью 2008 года было объявлено о начале создания нового облика российской армии. Военная реформа предусматривает перевод военной структуры с четырехзвенной системы управления (военный округ — армия — дивизия — полк) на трехзвенную (округ — оперативное командование — бригада), реорганизацию органов центрального военного управления, сокращение офицерского состава, ликвидацию института прапорщиков и мичманов и другие меры. В рамках реформы будут расформированы ряд воинских частей и вузов. К 2012 году Вооруженные силы планируется сократить с 1,13 млн до 1 млн военнослужащих, центральный аппарат военного ведомства — в 2.5 раза — до 8,5 тыс. человек, а количество офицерских должностей в армии и флоте — с 355 тыс. до 150 тыс.<ref>http://ria.ru/defense_safety/20090930/186995919.html</ref> Коренная суть проводящегося в России с осени 2008 года нового этапа военной реформы заключается в трансформации Вооружённых сил РФ от традиционной мобилизационной армии к силам постоянной полной боевой готовности. Фундаментальной концептуальной основой военной реформы является переориентация Вооруженных сил РФ нового облика на участие главным образом в ограниченных конфликтах, вроде Пятидневной войны 2008 года против Грузии. Под эти задачи выстраивается и новая структура Вооруженных сил — они должны быть более гибкими, мобильными, постоянно боеготовыми, способными к быстрому реагированию и к задействованию, в первую очередь, в ограниченных по масштабу конфликтах на территории России и других государств бывшего СССР, а также на прилегающих территориях. Оборона России непосредственно от других великих держав возлагается теперь в основном на стратегические ядерные силы.<ref>[http://vid-1.rian.ru/ig/valdai/Military_reform_rus.pdf Военная реформа: на пути к новому облику российской армии. Аналитический доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай»] // Москва, июль 2012</ref> Изменения в ходе нового этапа военной реформы затронули практически все элементы вооружённых сил. В ускоренном режиме было начато сокращение их численности до 1 млн человек, но все соединения и воинские части были переведены в категорию постоянной готовности и по состоянию на начало 2012 года почти полностью укомплектованы. Одновременно началась оптимизация офицерского корпуса: из 355 тыс. офицеров, составлявших до этого 34 % от общей численности военнослужащих, было оставлено примерно 150 тыс. человек. ''«В результате осталось то количество офицеров, которое реально было необходимо для руководства,''— сказал источник журнала „Власть“ в Генштабе.— ''По мере поступления новых видов техники их количество может возрасти»''. Полностью были исключены институты [[мичман]]ов и [[прапорщик]]ов, состоявших по большей части на хозяйственных должностях: их обязанности были перераспределены между гражданскими специалистами и контрактниками. В 2012 году говорилось, что контрактников в течение последующих пяти лет должно стать уже 425 тыс. человек, что позволит безболезненно укомплектовать армию с учётом того, что срок срочной службы в рамках реформы был сокращён до одного года. Старая система, согласно которой существовали параллельные части, комплектуемые исключительно из числа срочников или только из числа контрактников, была упразднена.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> Не осталось в стороне и образование: к 2013 году 71 военный вуз должен быть трансформирован в десять системных учреждений: надобности в тысячах выпускаемых младших офицерах не было, и сразу после окончания учебы большинство из них уходили на гражданку.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> Совершенно иначе было выстроено военно-административное деление. Вместо шести военных округов были образованы четыре укрупненных: [[Западный военный округ|Западный]], [[Южный военный округ|Южный]], [[Центральный военный округ|Центральный]] и [[Восточный военный округ|Восточный]]. Основной причиной для этого стало несоответствие территориальных границ военных округов границам зон ПВО: на шесть округов приходилось четыре армии ВВС и ПВО. К тому же на стратегических направлениях отсутствовали органы, способные в критической ситуации объединить и взять на себя командование всеми видами и родами войск, находящихся на территории округа. В связи с этим Генштаб предложил новую, трёхзвенную систему управления: объединённое стратегическое командование—оперативное командование—бригада. Прежняя, шестиступенчатая система (через штабы армий, корпусов и дивизий) была упразднена.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> Изменилась структура видов и родов войск. Так, в сухопутных войсках была ликвидирована система кадрированных (не полностью укомплектованных, а ожидающих мобилизации населения) соединений, кроме того, все они были переведены на более компактную и мобильную бригадную основу. В ВВС были упразднены все армии, корпуса, дивизии и авиаполки, им на смену пришла система авиабаз, авиагрупп и эскадрилий со стоящими над ними командованиями. ''«Ранее авиация базировалась на 356 аэродромах, причём на некоторых исправных самолётов было лишь по нескольку единиц,''— рассказал собеседник журнала „Власть“ в Генштабе.— ''А средства на содержание каждого аэродрома выделялись почти одинаковые. В 2009 году у нас не было ни одного аэродрома, по-настоящему отвечавшего современным требованиям»''. Чтобы выйти из этого положения, в рамках реформы будет создано семь крупных авиабаз. Кроме того, 1 декабря 2011 года указом Дмитрия Медведева к несению боевой службы приступили новые войска воздушно-космической обороны, созданные на базе космических войск и командования ПВО Московского района. Основной целью их создания было объединение возможностей систем ПВО и ПРО, а также систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. Отныне всё это замыкается на один центр управления. Воздушно-десантные войска реструктуризация затронула в меньшей степени, но они также стали иными. В частности, по «специализации» их соединения были разделены на парашютно-десантные и десантно-штурмовые. Если первые способны высаживаться в полном составе и с военной техникой парашютным способом, то вторые готовы к быстрой переброске в любое место любым транспортом и своим ходом, что целиком укладывается в концепцию мобильности сил. Не остался в стороне и флот. Береговые и сухопутные войска ВМФ были полностью развёрнуты в штаты, а силы флотов были включены в сформированные военные округа.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> При этом в результате реформы роль командований видами и родами войск в значительной степени снизилась, ведь многое из того, что раньше контролировалось исключительно главными штабами войск, отныне оказалось в командовании округов. Главкоматы же в полной мере сконцентрировались непосредственно на строительстве, боевой подготовке и развитии своего вида.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> Все функции, связанные с сервисным обслуживанием техники, содержанием военных городков, питанием, торгово-бытовым обслуживанием были переданы на аутсорсинг в АО «[[Оборонсервис]]».<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> Не миновали изменения и сам Генштаб. В ходе реформы для разделения его оперативных и административных функций были сформированы две сферы его деятельности: планирование применения и строительства вооруженных сил и планирование всестороннего обеспечения войск. В результате проведённых преобразований Генштаб освободился от ряда дублирующих функций, став полноценным органом стратегического планирования. Численность состава Главного оперативного управления в ходе реформы была сокращена на 40 %, а из восьми управлений Главного разведывательного управления осталось пять. Кроме того, по сведениям источников журнала «Власть» в военном ведомстве, с лета 2011 года за систему планирования закупок вооружений отвечает Генштаб, а не начальник вооружения вооружённых сил.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> [[Изображение:Iars.jpg|thumb|400px|right|Стратегический ядерный ракетный комплекс «[[Ярс]]»]] В 2008—2011 годах в войска поставлялись преимущественно современные образцы вооружений и военной техники. Их доля увеличилась с 10 до 16 %. За этот же период в три раза выросла интенсивность боевой и оперативной подготовки.<ref>[http://news.kremlin.ru/news/14808 Расширенное заседание коллегии Министерства обороны]</ref> С 2008 по 2011 год в войска было поставлено 39 межконтинентальных баллистических ракет (в числе которых «Ярс» и «Тополь-М»), две подводные лодки, четыре надводных корабля, пять боевых катеров, 374 летательных аппарата, 12 оперативно-тактических комплексов «Искандер», 106 комплектов ПВО ВВС, 79 зенитных ракетных комплексов системы войсковой ПВО, а также более 2,3 тыс. единиц бронетанкового вооружения.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> Оказавшись на посту министра обороны, Сердюков практически сразу начал формировать свой аппарат — собирать свою команду «гражданских». При нём доля «невоенного» персонала в центральном аппарате Минобороны увеличилась с 16 % до 46 %. В основном Сердюков формировал состав из тех, с кем работал ещё в Федеральной налоговой службе (ФНС). Так, [[Татьяна Шевцова]] оказалась на должности заместителя министра и начала курировать строительство квартир для военнослужащих. [[Михаил Мокрецов]], бывший заместителем Сердюкова в ФНС, стал сначала начальником аппарата, а следом — заместителем министра, отвечавшим вплоть до своего увольнения за финансово-экономический блок. Налоговик Дмитрий Чушкин осуществляет информационно-технологическую поддержку военного ведомства, [[Сергей Хурсевич]] — возглавляет «Оборонсервис», [[Людмила Воробьева]] — отвечает за Рособоронзаказ, а [[Надежда Синикова]] — руководит Рособоронпоставкой. Таким образом, Сердюков выстроил принципиально новую структуру военного ведомства, в которой Генштаб отвечает за планирование применения армии, а центральный аппарат сосредоточивается, по сути, на бухгалтерской и финансовой составляющей. В высшем звене остались лишь те, чья специализация подразумевала наличие технической компетенции, например должности первого замминистра—начальника вооружения вооруженных сил. Кадрового генерала в этой сфере оставили только одного — замминистра Дмитрия Булгакова, отвечающего за тыл.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> 20 марта 2012 года в Военной академии Генштаба состоялось заседание итоговой коллегии Министерства обороны, участие в котором в качестве верховного главнокомандующего принял Дмитрий Медведев. Выступая перед военными, он заявил, что реформа армии в России «практически завершена». Медведев сказал, что большинство частей и соединений готовы приступить к выполнению боевых задач в кратчайшие сроки, оптимизирован состав межвидовых группировок войск, а благодаря новой структуре округов повысилась эффективность планирования и управления их действиями.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> В конце марта 2012 года было сообщено, что закрытым указом президента Медведева начальник Генштаба Николай Макаров был удостоен звания [[Герой Российской Федерации|Героя России]] за большой вклад в укрепление боеготовности страны и успешное приведение Вооружённых сил к новому облику.<ref>[http://infox.ru/authority/defence/2012/03/26/Myedvyedyev_prisvoil.phtml Начальник Генштаба стал Героем России]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы