Редактирование Военная реформа в России в 2000-х годах (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== Первый этап (2000—2008 годы) === Вступление в должность нового [[президент России|президента России]] — Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами [[Владимир Путин|В. В. Путина]] сказалось на замысле и дальнейшем осуществлении военной реформы. Никогда еще за всё постсоветское время президент России не уделял столько внимания военному ведомству страны.<ref>''[[В. И. Короткевич|Короткевич В. И.]]'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> [[4 февраля]] [[2000 год]]а [[Совет безопасности РФ|Совет безопасности]] утвердил российскую [[военная доктрина|военную доктрину]]. Её появление объяснялось новыми угрозами, с которыми столкнулась Россия и на которые было необходимо адекватно реагировать, в частности, события на [[Северный Кавказ|Северном Кавказе]], расширение [[НАТО]] на восток и новая военная концепция Североатлантического альянса.<ref>''[[В. И. Короткевич|Короткевич В. И.]]'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> Начиная с 2001 года многое было сделано для продолжения военной реформы.<ref>''[[В. И. Короткевич|Короткевич В. И.]]'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> По проблеме выбора приоритета между силами ядерного сдерживания и силами общего назначения высшее военное руководство страны не имело согласованной точки зрения. По существу в России существовали две военные доктрины. Генштаб в лице его начальника [[А. В. Квашнин]]а поддерживал план, предусматривавший резкое усиление сил общего назначения при свёртывании ракетных комплексов наземного базирования до немногих сотен единиц по боеголовкам. Другой позиции придерживалось руководство Министерства обороны в лице министра [[И. Д. Сергеев]]а. Программа, подготовленная Министерством обороны, предусматривала направление основных средств на развитие [[Ракетные войска стратегического назначения|Ракетных войск стратегического назначения]] (РВСН), которыми Сергеев командовал до назначения министром. От выбора между этими двумя доктринами во многом зависела и структура военного бюджета. Именно второй вариант доктрины допускал возможность сокращения Вооружённых сил до 0,8 млн военнослужащих (это составляло численность двух самых больших западноевропейских армий — Франции и Германии вместе взятых) и доведения бюджетной структуры «содержание-инвестиции» до пропорции 50:50. В итоге Совет безопасности одобрил план Генштаба, а не согласный с ним военный министр Сергеев был переведён на почётную должность помощника президента РФ по вопросам стратегической стабильности.<ref>''[[В. И. Короткевич|Короткевич В. И.]]'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> С 1 января 2002 года Министерство обороны перешло на единую систему заказов вооружений и военной техники. В то же время ассигнования на национальную оборону позволяли только стабилизировать ситуацию, но были явно недостаточны для вывода Вооруженных Сил и других военных организаций государства из кризиса. В поисках выхода изыскивались дополнительные ресурсы в деятельности самих Вооруженных Сил: в системе обороны ликвидировались нерациональные структуры и объекты: выведен радиоэлектронный центр с территории [[Куба|Кубы]], ликвидирован пункт материально-технического обеспечения флота в [[Камрань|Камрани]] ([[Вьетнам]]) и пр.<ref>''[[В. И. Короткевич|Короткевич В. И.]]'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> В структуре оборонного бюджета страны стала увеличиваться доля расходов на НИОКР, ремонт и перевооружение армии. В 2002 году на эти цели было запланировано на 27 млрд больше, чем в 2001 году. Деньги пошли прежде всего на поставку в войска современной военной техники и новых образцов вооружений для сил общего назначения — ударных вертолётов, средств связи, информации и разведки.<ref>''[[В. И. Короткевич|Короткевич В. И.]]'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> В августе 2002 года Путиным были утверждены «Основы государственной политики РФ по военному строительству на период до 2010 года». Этим документом предписывалось разработать в 2003 году специальную федеральную целевую программу перехода на новую систему комплектования, начав переход с воинских частей постоянной готовности и несущих боевое дежурство, а призыв сохранить на срок до 1 года с единственным предназначением — для подготовки необходимого мобилизационного ресурса.<ref>[http://www.iep.ru/files/text/trends/2007/2007.pdf Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы]</ref> В декабре 2005 года было сообщено, что Путин поручил доработать и внести в Государственную думу проект федерального закона, предусматривающего, в частности, переход на 12-месячную военную службу по призыву с 1 января 2008 года. Кроме того, проект предполагает изменение и отмену ряда оснований для предоставления гражданам отсрочек от призыва на военную службу, а также освобождение от призыва на военную службу студентов, прошедших подготовку на военных кафедрах и окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования. Также Путин поручил правительству доработать и внести в Госдуму проект федерального закона, который обеспечит доступность высшего образования для лиц, проходивших военную службу (не менее трех лет) по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин. Поправки в законодательство включат в себя и предоставление указанным категориям права на внеконкурсное поступление в федеральные государственные высшие учебные заведения, на подготовку к вступительным испытаниям на подготовительных отделениях и на получение повышенной стипендии в период указанной подготовки и обучения. Все эти документы были подготовлены правительством по поручению Путина по итогам проведения «Прямой линии с президентом Российской Федерации» 27 сентября 2005 года.<ref>[http://law.edu.ru/news/news.asp?newsID=8328 В.Путин инициировал сокращение срока службы по призыву][http://www.peeep.us/26d57129]</ref> В послании Федеральному собранию 10 мая 2006 года Путин уделил значительное место теме военной реформы. Основные тезисы:<ref>[http://www.apn.ru/publications/article9702.htm][http://www.peeep.us/6560ce64]</ref><ref>[http://www.kremlin.ru/text/appears/2006/05/105546.shtml Послание Федеральному Собранию Российской Федерации] // Сайт президента России, 10 мая 2006</ref><ref>[http://www.kommersant.ru/doc/762878 История вопроса. О чем не уставал говорить президент]</ref> * Подчинение всей логики модернизации армии возможностям современной российской экономики и социальной сферы. * Формирование единой системы заказов и поставок вооружений, военной техники и средств тылового обеспечения и реанимация массовых серийных закупок техники для нужд министерства обороны России. * Рост ассигнований на национальную оборону как часть постоянной и системной политики, провозглашение принципа паритетного расходования средств военного бюджета на развитие Вооруженных Сил и на их содержание. * Реабилитация понятий «потенциальный противник» и «асимметричный ответ» в смысловой связке с целями модернизации и повышения эффективности стратегических сил ядерного сдерживания и задачами преодоления систем ПРО противника. * Обозначение «оптимального предела» численности Вооруженных Сил и провозглашение принципа сокращения личного состава за счёт уменьшения бюрократического аппарата. Заявлено, что численность армии ниже 1 млн человек не сократится. * Провозглашение нового принципа формирования и развертывания частей и соединений постоянной готовности по схеме специальных мобильных группировок. [[15 февраля]] 2007 года Путин назначил министром обороны России [[Анатолий Сердюков|А. Э. Сердюкова]]. Его назначение вызвало тогда весьма противоречивую реакцию в армейских рядах: многих удивил тот факт, что налоговик с коммерческим прошлым возглавил военное ведомство. Однако вскоре стало понятно, что Сердюков де-факто получил карт-бланш на выполнение важной задачи. Ему предстояло положить начало созданию принципиально новых вооружённых сил, сломав при этом в армии всё старое и давно никому не нужное. Изменения начались не сразу. Сердюкову требовалось время, чтобы понять, что ему досталось в наследство от предшественников. Требовалось время и для того, чтобы сформировать свою команду и свой аппарат и наладить отношения с военными.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> В июне 2008 года начальника Генштаба генерала [[Юрий Балуевский|Юрия Балуевского]] сменил генерал [[Николай Макаров|Н. Е. Макаров]], успевший в своё время покомандовать [[Сибирский военный округ|Сибирским военным округом]]. С того момента именно на нём лежала основная ответственность за военную составляющую, поскольку новый гражданский министр обороны едва ли мог до конца осознать все её тонкости. В результате проведённого под его руководством анализа реформирования армий ведущих стран мира были выработаны основные положения военной реформы для России.<ref>[http://lenta.ru/lib/14172607/ Макаров, Николай Егорович]</ref><ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы