Редактирование Борис Ельцин и российские реформы (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Политика == === Конституционная реформа === {{also|Конституционная реформа в России в 1993 году}} В начале 1993 года было принято решение о проведении 25 апреля 1993 года референдума. Ветви власти договорились о вынесении на референдум четырех вопросов: «Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину»; «Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 г.»; «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации»; «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ». На Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 г. большинство граждан (58 %) поддержало президента и его политику и высказалось против досрочных перевыборов как президента, так и Верховного Совета. Ельцин расценил итоги референдума как свою победу и приступил к активной подготовке конституционной реформы.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> 29 апреля 1993 года на совещании руководителей республик в составе Российской Федерации, глав администраций краёв, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга Ельцин впервые огласил идею Конституционного совещания как органа по выработке текста нового Основного закона страны. Будучи председателем Конституционной комиссии, созданной Верховным Советом еще в 1990 г., президент России не пожелал опереться на нее. Во-первых, Конституционная комиссия подготовила проект конституции парламентской республики, что не устраивало Ельцина, а во-вторых, к тому моменту имели хождение уже несколько проектов новой конституции, и, следовательно, стояла задача их согласования, что было явно не под силу Конституционной комиссии в силу ее оппозиционности. К тому же президент намеревался вовлечь в подготовку новой конституции широкие слои российской элиты: представителей федеральных органов власти, законодательной и исполнительной власти субъектов федерации, местного самоуправления, политических партий и движений, бизнеса, профсоюзов, религиозных конфессий, Академии наук. В работе Конституционного совещания могли участвовать представители Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда и Генеральной Прокуратуры.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> Конституционное совещание было торжественно открыто в Кремле 5 июня 1993 г. Работа велась раздельно по палатам, а потом результаты их деятельности анализировались рабочей Комиссией по доработке новой конституции. Для обсуждения был предложен вариант, который до этого был синтезирован из нескольких имевшихся к этому моменту проектов. 12 июля проект конституции был одобрен всеми тремя палатами и направлен во все субъекты федерации для обсуждения. Параллельно в регионы Верховный Совет разослал свой проект, подготовленной Конституционной комиссией. В первых числах сентября представители Кремля и Верховного Совета безуспешно искали возможности согласования двух проектов. Противостояние президента и Верховного Совета усиливалось.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> 21 сентября 1993 года Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», объявивший о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, о ликвидации всей системы Советов и проведении выборов в новый законодательный орган власти — Федеральное Собрание. Верховный Совет подлежал роспуску.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> Ельцин подписал указ о проведении выборов в новый законодательный орган — Федеральное Собрание, состоящий их двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Согласно указу половина депутатов избиралась по территориальным округам, половина — по спискам политических партий и объединений. Одновременно проводился референдум по новой конституции.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> 7 октября 1993 года Ельцин подписал указ N 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации».<ref>http://www.dissercat.com/content/konstitutsionno-pravovye-osnovy-polnomochii-rossiiskogo-fonda-federalnogo-imushchestva</ref> 12 декабря 1993 г. на референдуме за президентский проект конституции проголосовало 58,4 % участвовавших в голосовании (32,3 % общего числа избирателей страны). Новый Основной закон устанавливал в России смешанную (президентско-парламентскую) республику. Новым органом законодательной власти объявлялось двухпалатное Федеральное Собрание. Конституция существенно упрочила позиции президента. Одновременно с референдумом по принятию новой конституции проходили выборы в Государственную Думу.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> === Реформа местного самоуправления === 26 октября 1993 года президентским указом Ельцина «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность местных советов прекращалась, их функции передавались главам местной администрации.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> === Судебная реформа === {{also|Судебная реформа в России (1991-1999)}} В октябре 1991 года российский парламент одобрил представленную Ельциным Концепцию судебной реформы в РСФСР.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> Концепция закрепила следующие задачи:<ref>[http://www.allpravo.ru/library/doc117p/instrum5961/item5964.html][http://www.peeep.us/8f605e3a]</ref> # защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве; # закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки; # обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики; # создание федеральной судебной системы; # признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом; # расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения; # организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого; # дифференциация форм судопроизводства. В качестве реализации этих задач были обозначены следующие важнейшие направления:<ref>[http://www.allpravo.ru/library/doc117p/instrum5961/item5964.html][http://www.peeep.us/8f605e3a]</ref> * создание федеральной судебной системы; * признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом; * расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения; * организацию судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого; * дифференциацию форм судопроизводства; * совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости. Как отмечают эксперты, авторы Концепции судебной реформы выдвинули весьма радикальные положения ее осуществления. В частности, основополагающей идеей являлся максимальный судебный контроль во всех сферах правоохранительной деятельности. Например, передача суду ряда функций, которые исполняет прокуратура: санкции на заседаниях, арест и т. п.<ref>[http://www.allpravo.ru/library/doc117p/instrum5961/item5964.html][http://www.peeep.us/8f605e3a]</ref> В январе 1995 года Ельцин внёс в Госдуму законопроект «Об адвокатуре в Российской Федерации», определявший адвокатские коллегии как негосударственные, независимые, самоуправляемые некоммерческие организации профессиональных юристов, добровольно объединившиеся для оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам. Законопроект предполагал расширение прав адвоката: предоставление ему возможности самостоятельно собирать необходимые сведения; право адвокатов создавать в рамках коллегий наряду с традиционными юридическими консультациями адвокатские бюро, фирмы, кабинеты, практиковать индивидуально. Иностранным адвокатам разрешалось оказывать юридическую помощь в России в той же мере, как и российским адвокатам в зарубежных государствах. Этот законопроект был одобрен Всероссийским федеральным союзом адвокатов, но дальше принятия Госдумой в первом чтении в апреле 1996 г. так и не продвинулся.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> === Силовые структуры === ==== Военная реформа ==== {{also|Военная реформа в России (1991-1999)}} После провала попытки сохранить советскую военную машину в неизменном виде — подчинённой единому командованию под флагом СНГ, Россия приступила к созданию собственных Вооружённых Сил. Началом этого процесса можно считать президентский указ Ельцина от 7 мая 1992 года «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации».<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> 16 мая 1996 года увидел президентский указ Ельцина № 722 «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации на профессиональной основе», в соответствии с которым предполагалось перевести с весны 2000 г. ВС и другие войска РФ на комплектование рядового и сержантского состава по контракту с отменой призыва на военную службу. Сам факт появления подобного указа был положительно воспринят в обществе: по опросам общественного мнения, 56 % населения его одобрило, против были лишь 11 %.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> В июле 1996 года на выездном заседании коллегии Минобороны РФ в подмосковном санатории «Барвиха», представляя нового министра обороны И. Н. Родионова, Ельцин заявил присутствующим военачальникам: ''«В армии должен быть наведен элементарный порядок!… Военная реформа — это государственная задача, а не дело лишь одного военного ведомства. Именно поэтому принял решение образовать Совет обороны»''. Ельцин провозгласил, что "главная цель военной реформы — создание к 2000 году профессиональной армии и обещал всестороннюю поддержку военным в преодолении кризиса в Вооружённых Силах.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> 22 мая 1997 года на заседании Совета обороны председательствовавший на заседании Ельцин подверг резкой критике министра обороны И. Н. Родионова и начальника Генштаба В. Н. Самсонова, возложив на них ответственность за «очень низкий уровень работы» в проведении военных преобразований. Ельцин высказал твердое мнение, что «генерал сегодня — это главный тормоз военной реформы» и совершенно не заинтересован в проведении каких-либо преобразований. Министр обороны и начальник Генштаба были отправлены в отставку.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> Новым министром обороны был назначен главком ракетных войск стратегического назначения (РВСН) [[И. Д. Сергеев]], начальником Генштаба — командующий войсками Сибирского Краснознаменного военного округа [[А. В. Квашнин]], оба лояльные к Ельцину военные специалисты. Ельцин обещал новому министру обороны всяческую поддержку и своё личное покровительство в борьбе с противниками реформирования. Сторонник профессиональной армии И. Д. Сергеев, став министром, в считанные недели подготовил программу реформирования армии и начал её осуществление.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> Военная реформа сдвинулась с места и в течение следующих полутора лет действительно сделала ряд крупных шагов. Её главные направления были окончательно конкретизированы 16 июля 1997 года в президентском указе Ельцина № 725 с «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры». Указом предусматривалось: установить с 1 января 1999 г. штатную численность военнослужащих ВС РФ в 1,2 млн единиц; преобразовать ракетные войска стратегического назначения, военно-космические силы и войска ракетно-космической обороны из войск ПВО в вид вооружённых сил — ракетные войска стратегического назначения; преобразовать до 1 января 1999 года Военно-воздушные силы и Войска ПВО в вид ВС РФ — военно-воздушные силы; придать военным округам статус оперативно-стратегических (оперативно-территориальных) командований ВС РФ на соответствующих стратегических направлениях.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> Президентским указом Ельцина от 28 августа 1997 года в составе Администрации президента РФ была образована Государственная военная инспекция, которая должна была стать эффективным инструментом для контроля над обстановкой в Вооружённых Силах и обеспечить жесткое государственное руководство ходом масштабной реформы всей военной системы государства.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> С осени 1997 года в войсках начались реальные организационно-штатные мероприятия, предусмотренные президентским указом Ельцина от 16 июля 1997 года.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> 30 июля 1998 года Ельцин утвердил «Основы (концепцию) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 г.». «Основы» стали первым документом в российской истории, в котором системно излагались принципиальные положения политики государства по вопросам военного строительства. Они охватывали все наиболее важные сферы военной деятельности — от принципов международной политики до военно-патриотического воспитания. В «Основах» был предопределен уровень военных расходов как доли ВВП: 5,1 % — на всю правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности страны, в том числе 3,5 % — на оборону. «Основы» устанавливали чисто концептуальный подход к межвидовой реорганизации по сферам применения видов ВС — суша, воздух-космос, море. На первом этапе (до 2001 г.) ВС должны были закончить переход к четырёхвидовой структуре, а на втором (до 2005 г.) — к трёхвидовой.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> ==== Прочее ==== Президентский указ Ельцина «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка» от 3 июня 1996 года поручил правительству сформировать муниципальные органы охраны общественного порядка вне системы Министерства внутренних дел.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf История современной России 1991—2003]</ref> === Реформа уголовно-исполнительной системы === {{also|Реформа уголовно-исполнительной системы в России}} 8 октября 1997 года был издан президентский указ Ельцина о поэтапном реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел и о передаче её в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf Истории современной России 1991—2003] // Издательство С.-Петербургского университета, 2004</ref> === Правовая реформа === 6 июля 1995 года Ельцин подписал президентский указ «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации», в котором в качестве одной из основных задач провозглашена реформа правоохранительной системы.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf Истории современной России 1991—2003] // Издательство С.-Петербургского университета, 2004</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы