Население Поволжья

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Государства

[править] Волжская Болгария

Население Волжской Болгарии было разнородным в этническом отношении, что отмечено Ибн Фадланом, посетившим это раннегосударственное образование в составе посольства багдадского халифа в 922 г. Он называет племена болгар, эскель, сиван, баранджар и сакалиба. По¬следним термином (ас-сакалиба), как известно, восточные средневековые историки и географы называли славян, которые играли не последнюю роль в Волжской Болгарии. Ибн Фадлан именует это государство «страной Сакалиба», а хана Алмуша — царем сакалиба. В восточных источниках IX—X вв. неоднократно называется «Славянская река». Ал-Бируни достаточно определенно свидетельствует, что этой рекой в то время была Волга.[1]

[править] Народы

[править] Скандинавы

Скандинавы появились на Волге во второй половине IX века.[2]

[править] Языки

Согласно диалектологической карте Московской диалектологической комиссии, территория средневеликорусских говоров простирается неширокой полосой от Псковского озера через верхнюю Волгу и Подмосковье к Среднему Поволжью.[3]

[править] Археологические культуры

[править] Дьяковская культура

В Верхневолжье расцвет дьяковской культуры датируется В. И. Вишневским V в. до н. э. — III в. н. э.[4]

[править] Именьковская культура

Какая-то часть (довольно многочисленная) антов в конце IV века переместилась из черняховского ареала в Среднее Поволжье, где и основала именьковскую культуру.[5]

Именьковские древности в конце IV—VII в. получили распространение в Среднем Поволжье (от нижней Камы до Самарской луки).[6]

Именьковская группа славян в течение трех столетий проживала в Среднем Поволжье изолированно от остального славянского мира.[7]

В конце VII века основная масса именьковских поселений (а их археологам известно более 600) и могильников прекращают функционировать. Раскопки их показывают, что селения не были разгромлены или сожжены. Они были оставлены именьковским населением. В силу каких-то обстоятельств обширные плодородные земли Среднего Поволжья оказались опустошенными. 3емледельцы этого региона вынуждены были искать новые территории для своего расселения. Именно в конце VII в. в Днепро-Донском междуречье археологи¬чески документируется появление крупных масс нового населения, которое создает волынцевскую культуру, безусловно продолжившую тради¬ции именьковской. Причиной миграции именьковского населения стало появление на Волге воинственных орд тюркоязычных кочевников.[8]

Меньшая часть именьковского населения, по всей вероятности, не покинула Средневолжские земли. П. Н. Старостин считает, что отдельные группы именьковцев ушли в глухие местности Поволжья, в частно¬сти в регион р. Черемшан, где в керамических материалах болгарского времени проявляются некоторые особенности именьковской посуды.[9]

[править] Археологические находки

[править] Браслетообразные височные кольца с незавязанными концами

Браслетообразные височные кольца с незавязанными концами встречены на верхней Волге (Отмичи, Топорок).[10]

Судя по находке браслетообразных височных колец на Попадьинском селище, они бытовали в Ярославском Поволжье уже в VI веке.[11]

Этнографическая территория носителей браслетообразных незавязанных височных колец на востоке достигала Костромского Поволжья и р. Тезы — левого притока Клязьмы.[12]

[править] Лунничные височные кольца

Лунничные височные кольца, близкие к арефинскому типу, встречены в Среднем Поволжье.[13]

[править] Литература

  • Бадер О. Н. Древние городища на верхней Волге // МИА. 1950
  • Вишневский В. И. Дьяковская культура в Верхнем Поволжье (VIII—VII вв. до н. э. — VII—VIII вв. н. э.): Автореф. дисс. …канд. ист. наук. М., 1991
  • Коеалееский А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Xарьков, 1965
  • Краснов Ю. А. Безводнинский могильник: (К истории Горьковского Поволжья в эпоху раннего средневековья). М., 1980
  • Мальм В. А., Фехнер М. В. Об этническом составе населения Верхнего Поволжья во 2-ой половине I-го тысячелетия н. э. // Экспедиции Государственно¬го Исторического музея. М., 1969
  • Рябинин Е. А. Костромское Поволжье в эпоху средневековья. Л., 1986
  • Смирнов К. А. Дьяковская культура (материальная культура городищ междуречья Оки и Волги) // Дьяковская культура. М., 1974
  • Третьяков П. Н. К истории племен Верхнего Поволжья в I тысячелетии н. э. // МИА. 1941
  • Третьяков П. Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. М.; Л., 1966

[править] Примечания

  1. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  2. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  3. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  4. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  5. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  6. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  7. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  8. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  9. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  10. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  11. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  12. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  13. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
Личные инструменты