Редактирование: Шоссе в России в XIX веке
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
В 1842 году все шоссе, которые строились местными властями, вместе с суммами, ассигнованными на их содержание, и заготовленными для этих целей материалами, были переданы в ведение Главного Управления путей сообщения и публичных зданий. Данное обстоятельство было обусловлено важным влиянием, оказанным уже построенными шоссе на развитие тех регионов, по которым они были проложены. С этого момента шоссейные дороги в России могли строиться исключительно по распоряжению ведомства путей сообщения.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> За время правления российского императора [[Николай I|Николая I]] было создано более половины всех шоссейных дорог из тех, что появились на протяжении XIX века.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> В 1834 году общая протяжённость шоссейных дорог в России составила 680 вёрст, к 1840 г. было построено ещё 780 вёрст, за 1840—1850-е гг. — 2 551, 1850—1860-е гг. — 2 611. К 1867 г. в России имелось уже около 7 тыс. вёрст шоссе.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> В 1879 году была временно приостановлена практика передачи шоссейных дорог в распоряжение местных властей.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> Согласно закону 1883 года многие шоссе местного значения, общей протяжённостью более 600 вёрст, были причислены к категории «малопроезжих». В результате они оказались без правительственных дотаций. В 1889 году от практики передачи казённых шоссе в ведение земств и городских властей без пособия от казны было решено отказаться.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> К 1 января 1897 года в ведении Министерства путей сообщения находилось 14 718 вёрст шоссейных дорог, в том числе 108 вёрст каменных мостов и 1533 версты грунтовых дорог, расположенных на [[Кавказ]]е.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> == Строительство == {{main|Строительство шоссе в России в XIX веке}} В 1817 году в России начинается строительство мощёных шоссейных дорог. Во второй половине XIX века темпы строительства шоссейных дорог заметно снизились по сравнению с предыдущим периодом. Например, если до 1861 г. в России было построено 8882 версты шоссейных дорог, то с 1861 г. до 1900 г. — 5552 версты. В 1884 году был принят проект строительства стратегических шоссе в Привисленских губерниях, общей протяжённостью в 2 тыс. вёрст. Однако за пять лет было построено всего 200 вёрст дорожного покрытия, после чего дальнейшие работы были переданы военному ведомству.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> == Отдельные шоссе == === Москва — Санкт-Петербург === В 1834 году был введён повёрстный сбор с проезжающих по шоссе Москва — Санкт-Петербург.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3247185]</ref> === Москва — Тверь === В 1821 году началось строительство шоссе от Москвы до [[Тверь|Твери]].<ref>[http://www.complexdoc.ru/ntdpdf/534597/kamennye_mosty_rossii_(federalnye_avtomobilnye_dorogi)_obzornaya_informatsi.pdf Автомобильные дороги и мосты. Каменные мосты России. Москва 2004]</ref> === Санкт-Петербург — Новгород === В 1825 году, спустя 10 лет после начала постройки, было устроено 180 вёрст «перспективного» шоссе, которое соединило Санкт-Петербург с Новгородом.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> === Санкт-Петербург — Чудово === В 1817 году началось строительство шоссе от Санкт-Петербурга до города [[Чудово]].<ref>[http://www.complexdoc.ru/ntdpdf/534597/kamennye_mosty_rossii_(federalnye_avtomobilnye_dorogi)_obzornaya_informatsi.pdf Автомобильные дороги и мосты. Каменные мосты России. Москва 2004]</ref> == Финансирование == Для покрытия расходов по сооружению и содержанию шоссейных дорог в 1816 году был установлен специальный сбор по 25 коп. с каждой ревизской души и по 5 % с уплачиваемых купцами податей.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> == Показатели == === Строительство === ==== Объём строительства ==== Строительство шоссейных дорог в России (вёрст):<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> * 1817—1835 годы: 2747 * 1836—1855 годы: 6465 * 1856—1875 годы: 1146 * 1876—1895 годы: 3175 ==== Стоимость строительства ==== Если в первой половине XIX века сооружение 1 версты шоссейного тракта обходилось в 11500 рублей, то во второй половине столетия оно снизилось до 10500 рублей.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> == Ссылки == * [https://mh.rosavtodor.gov.ru/department/ob-upravl/istoricheskaya-spravka/rozhdenie-shosse-moskva-harkov XIX век — рождение шоссе Москва — Харьков] [[Категория:Шоссе в России]] [[Категория:Сухопутный транспорт России в XIX веке]] [[Категория:Шоссе в XIX веке]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы