Шоссе в России в XIX веке
Материал из Documentation.
В 1842 году все шоссе, которые строились местными властями, вместе с суммами, ассигнованными на их содержание, и заготовленными для этих целей материалами, были переданы в ведение Главного Управления путей сообщения и публичных зданий. Данное обстоятельство было обусловлено важным влиянием, оказанным уже построенными шоссе на развитие тех регионов, по которым они были проложены. С этого момента шоссейные дороги в России могли строиться исключительно по распоряжению ведомства путей сообщения.[1]
За время правления российского императора Николая I было создано более половины всех шоссейных дорог из тех, что появились на протяжении XIX века.[2]
В 1834 году общая протяжённость шоссейных дорог в России составила 680 вёрст, к 1840 г. было построено ещё 780 вёрст, за 1840—1850-е гг. — 2 551, 1850—1860-е гг. — 2 611. К 1867 г. в России имелось уже около 7 тыс. вёрст шоссе.[3]
В 1879 году была временно приостановлена практика передачи шоссейных дорог в распоряжение местных властей.[4]
Согласно закону 1883 года многие шоссе местного значения, общей протяжённостью более 600 вёрст, были причислены к категории «малопроезжих». В результате они оказались без правительственных дотаций. В 1889 году от практики передачи казённых шоссе в ведение земств и городских властей без пособия от казны было решено отказаться.[5]
К 1 января 1897 года в ведении Министерства путей сообщения находилось 14 718 вёрст шоссейных дорог, в том числе 108 вёрст каменных мостов и 1533 версты грунтовых дорог, расположенных на Кавказе.[6]
Содержание |
[править] Строительство
В 1817 году в России начинается строительство мощёных шоссейных дорог.
Во второй половине XIX века темпы строительства шоссейных дорог заметно снизились по сравнению с предыдущим периодом. Например, если до 1861 г. в России было построено 8882 версты шоссейных дорог, то с 1861 г. до 1900 г. — 5552 версты.
В 1884 году был принят проект строительства стратегических шоссе в Привисленских губерниях, общей протяжённостью в 2 тыс. вёрст. Однако за пять лет было построено всего 200 вёрст дорожного покрытия, после чего дальнейшие работы были переданы военному ведомству.[7]
[править] Отдельные шоссе
[править] Москва — Тверь
В 1821 году началось строительство шоссе от Москвы до Твери.[8]
[править] Санкт-Петербург — Новгород
В 1825 г., спустя 10 лет после начала постройки, было устроено 180 вёрст «перспективного» шоссе, которое соединило Санкт-Петербург с Новгородом.[9]
[править] Санкт-Петербург — Чудово
В 1817 году началось строительство шоссе от Санкт-Петербурга до города Чудово.[10]
[править] Финансирование
Для покрытия расходов по сооружению и содержанию шоссейных дорог в 1816 году был установлен специальный сбор по 25 коп. с каждой ревизской души и по 5 % с уплачиваемых купцами податей.[11]
[править] Показатели
[править] Строительство
[править] Объём строительства
Строительство шоссейных дорог в России (вёрст):[12]
- 1817—1835 годы: 2747
- 1836—1855 годы: 6465
- 1856—1875 годы: 1146
- 1876—1895 годы: 3175
[править] Стоимость строительства
Если в первой половине XIX века сооружение 1 версты шоссейного тракта обходилось в 11500 рублей, то во второй половине столетия оно снизилось до 10500 рублей.[13]