Редактирование: Транспорт России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
В первой половине XIX века в развитии путей сообщения в России произошли заметные сдвиги. До сооружения железных дорог непрерывности транспорта в России не существовало: внутренне судоходство останавливалось из-за замерзания рек, каналов и озёр на 5-6 месяцев в году, а в некоторых регионах и более, движение на грунтовых дорогах весной и осенью было крайне затруднено (нередко — до полной остановки) вследствие распутицы, а летом и зимой — из-за порчи дорог. Поэтому доставка товаров в определённый срок в дожелезнодорожную эпоху было затруднено.<ref>[http://library.miit.ru/methodics/04022018/%D0%9F%D0%BE%D0%B4_%D1%80%D0%B5%D0%B4_%D0%9C%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA.pdf Общий технико-экономический курс железных дорог: Учебник] / Под ред. Д. А. Мачерета — М.: РУТ (МИИТ), 2017</ref> В ходе [[Первая мировая война|Первой мировой войны]], а также в период Гражданской войны и военной интервенции 1917-1922 годов транспортная система России подверглась разрушению.<ref>[https://bigenc.ru/text/5046860 Транспортный комплекс]</ref> В период индустриализации было завершено строительство Туркестано-Сибирской магистрали (1927-31) и др. ж.-д. линий, введены в строй каналы [[Беломорско-Балтийский канал|Беломорско-Балтийский]] (1933) и [[Канал имени Москвы|им. Москвы]] (1937), построена автомобильная магистраль Москва-Минск, получила развитие система магистральных трубопроводов. Началось освоение [[Северный морской путь|Северного морского пути]].<ref>[https://bigenc.ru/text/5046860 Транспортный комплекс]</ref> В годы Вел. Отеч. войны транспорт успешно решил задачи по перебазированию производительных сил в вост. районы страны, снабжению фронта и тыла. Война нанесла транспорту огромный ущерб.<ref>[https://bigenc.ru/text/5046860 Транспортный комплекс]</ref> В 1946-50 восстанавливались железные и автомобильные дороги, речные и морские пути, обновлялся и пополнялся парк транспортных средств и флота.<ref>[https://bigenc.ru/text/5046860 Транспортный комплекс]</ref> Преобразования первого этапа рыночных реформ сопровождались спадом спроса на перевозки и ростом цен на потребляемые транспортом ресурсы. Значительно обострилась проблема обновления изношенных основных фондов. Большое количество транспортных предприятий находилось в сложном финансовом положении.<ref>[https://bigenc.ru/text/5046860 Транспортный комплекс]</ref> К кон. 1990-х гг. период кризисного развития был в целом преодолён.<ref>[https://bigenc.ru/text/5046860 Транспортный комплекс]</ref> == Виды транспорта == === Сухопутный транспорт === {{main|Сухопутный транспорт России во II тысячелетии}} Венецианский дипломат [[Амброджо Контарини]], совершивший в 1470-х годах путешествие через Русь, писал: «Ввиду больших снегов люди делают себе сани, которые легко тащит одна лошадь, перевозя таким образом любые грузы. Летом же — ужасная грязь из-за таяния снегов, и к тому же крайне трудно ездить по громадным лесам, где невозможно проложить хорошие дороги. Поэтому большинство поступают именно так [то есть пользуются зимней дорогой].»<ref>[https://www.vostlit.info/Texts/rus10/Kontarini/frametext2.htm Амброджо Контарини. Путешествие в Персию]</ref> ==== Рельсовый транспорт ==== {{main|Рельсовый транспорт России во II тысячелетии}} ===== Железнодорожный транспорт ===== {{main|Железнодорожный транспорт России во II тысячелетии}} Первая в России общедоступная пассажирская железная дорога, Царскосельская, была открыта в 1837 году и соединяла Санкт-Петербург с Царским Селом.<ref>[https://tass.ru/info/4718956]</ref> ===== Метро ===== Первый поезд Московского метро отправился в рейс 15 мая 1935 года.<ref>[https://ria.ru/20150719/1124517707.html]</ref> [[Ленинградский метрополитен]] был открыт в 1955 году.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/107749]</ref> В 1958 году был введён в строй метромост, соединивший [[Воробьёвы горы]] через [[Комсомольский проспект]] с центром Москвы.<ref>[https://bigenc.ru/geography/text/3473040]</ref> [[Киевский метрополитен]] был открыт в 1960 году. Станция Мосметро «Ленинский проспект» открылась в 1962 году.<ref>[https://www.mos.ru/news/item/61869073/]</ref> [[Ташкентский метрополитен]] был открыт в 1977 году. [[Новосибирский метрополитен]] был открыт в 1985 году.<ref>[https://tass.ru/sibir-news/10447995]</ref> Прокладка первой очереди метро Алма-Аты началась в 1988 году.<ref>[https://undergroundexpert.info/issledovaniya-i-tehnologii/analitika/fakty-i-rekordy-metro-mira/]</ref> [[Екатеринбургский метрополитен]] был открыт в 1991 году.<ref>[https://tass.ru/ural-news/11070537]</ref> До распада СССР метрополитены подчинялись Наркомату/Министерству путей сообщения.<ref>[https://tass.ru/info/4718956 История железных дорог России. Досье. 10 ноября 2017]</ref> ===== Трамвайный транспорт ===== В конце XIX века Россия стала пятой страной в мире после Англии, Германии, США и Франции, где в качестве городского транспорта стал применяться электрический трамвай. Первый в России трамвай на электрической тяге появился в 1892 году.<ref>[https://minenergo.gov.ru/node/3039]</ref> В 1894 году открылось трамвайное движение в Казани по линиям конки, которая находилась в концессии «Анонимного Бельгийского общества конно-железных дорог». В 1897 году управа г. [[Екатеринодар]]а заключила концессионный договор о строительстве и эксплуатации электрического трамвая с французской компанией. В следующем году французы уступили свои права на строительство бельгийской «Компании тяги и электричества». Работы по прокладке первой трамвайной линии начались в 1899 году. Трамвайное движение по улицам Красной и Екатерининской (Мира) открылось 10 (23) декабря 1900 года. Екатеринодар стал 17-м городом России, получившим трамвайное сообщение.<ref>[http://www.kttu.ru/company/history]</ref> Трамвайное движение в Таганроге существует с 1932 года.<ref>[https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/struktura-kholdinga-sinara-transportnye-mashiny-zaklyuchila-kontsessionnoe-soglashenie-o-sozdanii-i-/]</ref> Новосибирский трамвай работает с 26 ноября 1934 года.<ref>[http://www.get-nsk.ru/about/history/]</ref> 1934 год ознаменовался началом перешивки линий краснодарского трамвая на стандартную колею (1524 мм). За четыре следующих года ширококолейными стали большинство городских линий.<ref>[http://www.kttu.ru/company/history]</ref> Трамвайное движение в [[Прокопьевск]]е было открыто в 1936 году.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3977323]</ref> Трамвайное движение в Нижнем Тагиле открыто 28 февраля 1937 года.<ref>[https://tr.ru/news/3451-v-nizhnem-tagile-vozobnovlyon-tramvaynyy-marshrut]</ref> Трамвайное движение в [[Липецк]]е было открыто в 1947 году.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/4172106]</ref> В 1948—1955 годах была проведена крупная реконструкция краснодарской трамвайной системы. В 1948—1950 годах полностью завершилась перешивка путей на широкую колею.<ref>[http://www.kttu.ru/company/history]</ref> Трамвайное движение в Череповце действует с октября 1956 года.<ref>[https://www.krassever.ru/article/tramvaynyy-park-cherepovtsa-planiruyut-obnovit-za-tri-goda]</ref> К 1980-м годам в Новосибирске действовали 4 трамвайных депо: Дзержинское, Ленинское, Октябрьское и Кировское.<ref>[http://www.get-nsk.ru/about/history/]</ref> В 1980 г. трамваем в Новосибирске было перевезено 186,9 млн пассажиров.<ref>[http://www.get-nsk.ru/about/history/]</ref> ===== Фуникулёры ===== Фуникулёр в Баку был открыт в 1960 году.<ref>[https://vgudok.com/light/vnebrachnyy-syn-zheleznoy-dorogi-chast-2-prodolzhenie-obzora-vgudokcom-o-mire-funikulyorov]</ref> ==== Автомобильный транспорт ==== Ко времени правления Ивана III относится первая сохранившаяся подорожная грамота, выданная Юрию Греку и Кулке Оксеньтьеву, посланным «в немцы». В ней государь приказывал на всём расстоянии от Москвы к Твери, от Твери к Торжку и от Торжка к Новгороду давать послам «по две подводы до подвод от яму до яму по сей моей грамоте».<ref>[https://m7dep7.ru/stranichka-istorii-dorog-rossii/ Страничка истории дорог России]</ref> ===== Троллейбусный транспорт ===== В России первый пробный троллейбус был испытан 13 апреля 1902 года в [[Санкт-Петербург]]е. В России инженер Шуберский предложил проект троллейбусной линии Новороссийск — Сухум в 1904—1905 годах. Однако несмотря на глубокую проработку проекта, он так и не был осуществлён.<ref>[https://eadaily.com/ru/news/2018/11/15/etot-den-v-istorii-1933-god-pervyy-trolleybusnyy-marshrut-v-moskve]</ref> В Советской России впервые идея постройки троллейбусных линий на пригородных направлениях в Москве была высказана в 1924 году.<ref>[https://eadaily.com/ru/news/2018/11/15/etot-den-v-istorii-1933-god-pervyy-trolleybusnyy-marshrut-v-moskve]</ref> В октябре 1933 года на Ленинградском шоссе от Тверской заставы до моста Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе была смонтирована троллейбусная линия длиной 7,5 км.<ref>[https://eadaily.com/ru/news/2018/11/15/etot-den-v-istorii-1933-god-pervyy-trolleybusnyy-marshrut-v-moskve]</ref> Регулярное движение троллейбуса в Москве началось в 11 часов утра 15 ноября 1933 года. Это была первая в Москве и СССР троллейбусная линия.<ref>[https://eadaily.com/ru/news/2018/11/15/etot-den-v-istorii-1933-god-pervyy-trolleybusnyy-marshrut-v-moskve]</ref><ref>[https://www.kommersant.ru/doc/4466904]</ref> В январе 1934 года первая троллейбусная линия была продлена по улице Горького (Тверской) до площади Революции, а в декабре 1934 года построена вторая линия от центра города по Арбату до Дорогомиловской заставы. К концу 1934 года по обоим маршрутам курсировали 36 троллейбусов серии ЛК.<ref>[https://eadaily.com/ru/news/2018/11/15/etot-den-v-istorii-1933-god-pervyy-trolleybusnyy-marshrut-v-moskve]</ref> Троллейбусное движение в Краснодаре открылось 28 июля 1950 года.<ref>[http://www.kttu.ru/company/history]</ref> Движение новосибирского троллейбуса началось 6 ноября 1957 года.<ref>[http://www.get-nsk.ru/about/history/]</ref> К концу 1957 года по Новосибирску курсировало 17 троллейбусов. К 1958 году их количество увеличилось до 45.<ref>[http://www.get-nsk.ru/about/history/]</ref> Движение троллейбусов в Перми было открыто в 1960 году. Первая линия проходила от Комсомольской площади до сада Решетникова по улице Орджоникидзе и Комсомольскому проспекту. В 1972 году появилась линия к вокзалу Пермь II по улице Ленина.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3875029]</ref> В октябре 1961 года в Новосибирск поступают первые машины новой модели ЗИУ-5 из г. Энгельс.<ref>[http://www.get-nsk.ru/about/history/]</ref> В 1980 году Новосибирск выходит на 3-е место по протяженности троллейбусных линий контактной сети после Москвы и Ленинграда.<ref>[http://www.get-nsk.ru/about/history/]</ref> С 1984 года в Новосибирске начинается эксплуатация троллейбусных поездов по системе многих единиц.<ref>[http://www.get-nsk.ru/about/history/]</ref> В конце 1980-х годов в рамках реформирования городской маршрутной сети Краснодара были закрыты троллейбусные линии по улицам Красноармейской, Седина и Захарова.<ref>[http://www.kttu.ru/company/history]</ref> 23 октября 1995 года в Новосибирск прибыли первые шарнирно-сочлененные троллейбусы ЗИУ-9 (ЗИУ-6205).<ref>[http://www.get-nsk.ru/about/history/]</ref> ===== Дороги ===== {{main|Автомобильные дороги России во II тысячелетии}} По состоянию на 31 декабря 2000 года протяжённость автодорог общего пользования в России составляла 584 тыс. км.<ref>[https://tass.ru/info/1493679 Сеть автомобильных дорог в России. Досье. 8 октября 2014]</ref> ==== Трубопроводный транспорт ==== ===== Нефтепроводный транспорт ===== В 1928 году был введён в строй нефтепровод Грозный — Туапсе.<ref>[https://bigenc.ru/geography/text/3862194]</ref> Осенью 1941 г. было начато строительство нефтепровода «Оха — Циммермановка (Софийск)» для подачи нефти с севера Сахалина на НПЗ Комсомольска-на-Амуре. Трубопровод диаметром 325 мм и длиной 374 км, (по острову Сахалин — 196 км, через Татарский пролив — 9 км, остальная часть материка — 169 км) был завершен 06.11.1942 г. и обеспечил перекачку около 1,3 млн т. нефти до конца 1945 г. В его строительстве принимали участие 10 тысяч человек. В 1946 г. этот трубопровод был продлен до Комсомольска-на-Амуре, в результате чего его длина увеличилась до 655 км.<ref>[https://magazine.neftegaz.ru/articles/otrasl-v-istorii/543122-neftegazovye-vekhi-velikoy-pobedy-maloizvestnye-istorii-velikoy-otechestvennoy-voyny/]</ref> Нефтепровод Сахалин — Комсомольск-на-Амуре был введён в строй в 1953 году.<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/2266960]</ref> Магистральный нефтепровод «Ярославль — Москва» эксплуатируется с 1978 года.<ref>[https://gge.ru/press-center/massmedia/risk-news-ru-glavgosekspertiza-odobrila-proekt-rekonstruktsii-uchastka-nefteprovoda-yaroslavl-moskva/]</ref> 31 марта 2000 года на территории будущего порта Приморск состоялась церемония начала строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС).<ref>[https://rg.ru/2018/12/16/eksport-nefti-cherez-primorsk-idet-bolee-chem-v-20-stran-mira.html]</ref> ===== Газопроводный транспорт ===== Постановление Государственного комитета обороны № 1563сс «О строительстве газопровода Бугуруслан — Похвистнево — Куйбышев» было подписано 7 апреля 1942 г.<ref>[https://magazine.neftegaz.ru/articles/otrasl-v-istorii/543122-neftegazovye-vekhi-velikoy-pobedy-maloizvestnye-istorii-velikoy-otechestvennoy-voyny/]</ref> Были построены газопроводы «Елшанка — Саратов» длиной 23 км (за 35 дней с 18 сентября по 28 октября 1942 г.) и «Бугуруслан — Похвистенево — Куйбышев» длиной 180 км (за 225 дней с 3 января по 15 сентября 1943 г.).<ref>[https://magazine.neftegaz.ru/articles/otrasl-v-istorii/543122-neftegazovye-vekhi-velikoy-pobedy-maloizvestnye-istorii-velikoy-otechestvennoy-voyny/]</ref> Объем газа, перекачанный по газопроводу «Бугуруслан — Похвистнево — Куйбышев» за период с сентября 1943 по июнь 1945 гг. составил 260 млн куб. м.<ref>[https://magazine.neftegaz.ru/articles/otrasl-v-istorii/543122-neftegazovye-vekhi-velikoy-pobedy-maloizvestnye-istorii-velikoy-otechestvennoy-voyny/]</ref> В 1944—1946 годах был построен газопровод Саратов — Москва.<ref>[https://bigenc.ru/geography/text/6033415]</ref> В 1984 году в СССР был построен магистральный газопровод «[[Уренгой — Помары — Ужгород]]» проектной мощностью 32 млрд м3 в год. === Водный транспорт === {{main|Водный транспорт России во II тысячелетии}} Основанный в 1584 г. город [[Архангельск]] быстро стал основным торговым портом России.<ref>''Ковнир В.'' [http://mega-eworld.com/upload/iblock/1b9/pdf_mobilnaya_versiya_bk_542_istoriya_ekonomiki_rossii_v_kovnirbook.a6.pdf История экономики России] — Litres, 2017</ref> === Воздушный транспорт === {{main|Воздушный транспорт России во II тысячелетии}} С 1 августа 1922 года стала действовать авиалиния Москва — Нижний Новгород. == Транспортные пути == {{main|Транспортные пути в России во II тысячелетии}} Транспортная сеть СССР (без морских путей сообщения) возросла с 506 тыс. км в 1940 г. до 727,5 тыс. км в 1950 г., или в 1,4 раза. == Военные перевозки == 8 июля 1941 года начальник Управления ВОСО генерал-лейтенант Н. И. Трубецкой был снят с должности. Вместо Трубецкого начальником военных сообщений был назначен военный инженер 1 ранга [[Иван Владимирович Ковалёв]], занимавший должность заместителя наркома Госконтроля СССР.<ref>[http://old.redstar.ru/2001/06/27_06/2_02.html]</ref> С 1943 г. [[И. В. Ковалёв]] становится первым заместителем начальника, а в 1944 г. — начальником Центрального управления военных сообщений (ЦУП ВОСО), проработав в этой должности до 20 декабря 1944 г.<ref>[http://militera.lib.ru/h/kymanev_ga2/11.html]</ref> == Государственная политика == {{main|Государственная транспортная политика в России во II тысячелетии}} В 1918 были национализированы морской и речной флот, частные железные дороги.<ref>[https://bigenc.ru/text/5046860 Транспортный комплекс]</ref> В 1920 план [[ГОЭЛРО]] определил гл. направления реконструкции транспорта (ж.-д. строительство, электрификация ряда важнейших ж.-д. направлений, развитие речного транспорта, увеличение мощности морских портов) в увязке с развитием производительных сил.<ref>[https://bigenc.ru/text/5046860 Транспортный комплекс]</ref> 14 февраля 1942 г. по инициативе [[И. В. Ковалёв]]а, поддержанной И. В. Сталиным, был создан при ГКО Транспортный комитет, в состав которого наряду с членами Политбюро ЦК А. А. Андреевым, Л. М. Кагановичем, А. И. Микояном, начальником Тыла Красной Армии генералом А. В. Хрулевым и рядом других военных и гражданских деятелей, вошел и начальник УПВОСО генерал И. В. Ковалев. Транспортный комитет возглавил Сталин. Новым органом были предприняты весьма действенные меры по упорядочению планирования и координации работы всех видов транспорта СССР. Во многом благодаря этому удалось в первом полугодии 1942 г. избежать топливного кризиса и обеспечить устойчивость в перевозочной деятельности железных дорог.<ref>[http://militera.lib.ru/h/kymanev_ga2/11.html]</ref> == Показатели == Суммарный грузооборот всех видов магистрального транспорта в СССР к 1990 достиг почти 8 трлн т·км., пассажирооборот — 1,1 трлн пасс.-км.<ref>[https://bigenc.ru/text/5046860 Транспортный комплекс]</ref> == Ссылки == * [https://ozd.rzd.ru/ru/4023 Октябрьская железная дорога. Историческая справка] {{Транспорт России}} {{Экономика России во II тысячелетии}} {{Россия во II тысячелетии}} [[Категория:Транспорт России во II тысячелетии| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:Россия во II тысячелетии
Шаблон:Транспорт России
Шаблон:Экономика России во II тысячелетии
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы