Редактирование: Строительство в России в XIX веке
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Промышленность == В 1847—1858 годах был построен [[Пароходный завод]].<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/3842022]</ref> == Транспорт == {{main|Транспортное строительство в России в XIX веке}} === Железные дороги === {{main|Железнодорожное строительство в России в XIX веке}} Австрийский инженер, чех по национальности, профессор Венского политехнического института Франц Антон Герстнер приехал в Россию в 1834 г. с целью заняться железнодорожным строительством. Он предложил соединить железной дорогой Петербург и Москву и в дальнейшем начать строительство линий на Казань и Нижний Новгород. Совершив путешествие по стране, Герстнер в записке Николаю I писал: «… нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России…».<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> Понимая, что у его проекта будет немало противников, Герстнер предложил сначала построить небольшую по протяженности железную дорогу. Она, по его мнению, снимет вопросы о неэффективности, тем более — о невозможности нормаль- ной ее эксплуатации в зимних условиях. Таковой могла быть дорога, соединяющая Петербург с Царским Селом. Окончательный проект создания Царскосельской железной дороги линии общего пользования был утвержден Указом Николая I от 21 февраля 1836 г. Строительство этой железной дороги началось в мае 1836 г. акционерным обществом под руководством Ф. А. Герстнера. 6 ноября 1836 г. впервые в российской истории состоялась демонстрационная поездка паровоза с двумя вагонами между Царским Селом и Павловском. Торжественное открытие Царскосельской дороги состоялось 30 октября 1837 года.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> 1 февраля 1842 года Николай I подписал высочайший Указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Так были прекращены споры о необходимости соединения железной дорогой двух столиц. Северную дирекцию по ее строительству возглавил П. П. Мельников, южную — Н. О. Крафт. Ширина колеи была установлена в 5 футов (1524 мм), став с того времени единой для российских железных дорог. Строительство магистрали длилось восемь с половиной лет и завершилось в 1851 году. 1 ноября 1851 года началось движение поездов по всей линии Петербург — Москва. Эта дорога сразу сооружалась как двухпутная, по ней поезда могли двигаться одновременно в разных направлениях. Стоимость магистрали составила 66850 тыс. руб. серебром, или 110 тыс. руб. на одну версту.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> Во время строительства дороги Москва — Санкт-Петербург (в 1848 году) был введён в строй действующих участок железной дороги протяженностью 308 км от Варшавы до австрийской границы. Этот участок с учетом государственных границ того времени проходил по территории Российской империи. В итоге общая длина российских железных дорог составила в середине XIX века около 1000 км.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> В 1845 году частными лицами было начато строительство дороги Петербург — Варшава.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> Самым благоприятным образом на железнодорожном строительстве отразилась отмена в 1861 году крепостного права. С одной стороны, эта «революция сверху» привела к формированию рынка рабочих рук, крайне необходимого и в строительстве, и в эксплуатации железных дорог, с другой — к росту предпринимательства и накоплению в руках деловых людей значительных капиталов, которые можно было вложить на выгодных условиях в железнодорожное строительство. И, наконец, наступившее после отмены крепостничества оживление промышленного производства вызвало резкий спрос на средства рыночной инфраструктуры, прежде всего — на транспортные средства.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> В 1866—1868 годах были заключены договоры на сооружение 26 линий, в том числе таких как Курск — Киев, Курск — Харьков — Таганрог, Орел — Витебск, Москва — Смоленск — Брест.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> В сентябре 1868 г. Московско-Курская магистраль протяженностью в 537 км была открыта для пассажирского и товарного движения.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> В 1868—1872 годах в строй действующих было введено около 9,6 тыс. км железнодорожных линий, ежегодный прирост составлял 1900 км. В эти годы вступили в эксплуатацию такие крупнейшие дороги, как Москва — Орел — Курск — Лозовая — Ростов-на-Дону — Владикавказ, Лозовая — Севастополь, Москва — Смоленск — Брест, Москва — Воронеж — Грушевские Копи, Орел — Витебск — Рига, Бахмач — Минск — Либава и др. Так центральный экономический район был соединен с морскими портами на Балтике и Черном море, с судоходными реками.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> В 1870-х — 1880-х годах были построены железные дороги, с помощью которых решались задачи освоения экономически отсталых, малозаселенных территорий, обеспечения их выхода к центру России, к морским и речным портам. На западе страны эти задачи решали полесские железные дороги Гомель — Брянск, Ровно — Вильна и др. С целью более эффективного использования природных богатств Урала, скорейшего их включения в торговый оборот в 1874—1876 гг. на Южном Урале была построена железная дорога Оренбург — Сызрань, в 1880-х гг. — Самара — Уфа и Уфа — Златоуст. Вскоре, в 1890 г., эти два участка были объединены в одну магистраль, получившую название Самаро-Златоустовской железной дороги. Через два года дорога от Златоуста дошла до Челябинска, откуда и началось сооружение Великой Сибирской железнодорожной магистрали — Транссиба.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> В 1885 году была выполнена задача, поставленная еще в 1865 г. государственным комплексным планом строительства железных дорог в России. Урал был соединен с Сибирью железнодорожной линией Екатеринбург — Тюмень.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> К 1892 году общая протяжённость железных дорог России превысила 32 тыс. км.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> В 1899 году заработала железнодорожная линия Пермь — Вятка — Котлас, по которой уральские и сибирские грузы получили выход в северные районы Европейской России, к Белому морю.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> === Шоссейные дороги === В первой половине XIX века началось строительство шоссейных дорог. 1817—1834 годы — строительство шоссейной дороги Санкт-Петербург — Москва. При Николае I впервые в истории России началось интенсивное строительство шоссейных дорог с твёрдым покрытием. === Трамваи === В Петербурге в 1885 году владелец электротехнического завода Победов построил по льду Невы трамвайную линию между Сенатской площадью и Васильевским островом, по которой за сезон проехало 200 тыс. пассажиров.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> Городская трамвайная линия была пущена в Киеве в 1892 году.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> В 1890-х годах велось строительство трамвайных линий в Курске, Астрахани, Казани.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> === Водный транспорт === 1808—1811 годы — постройка Мариинской и Тихвинской систем каналов, связавших Балтийское и Каспийское моря.<ref>[http://ecsocman.hse.ru/data/2011/01/27/1214869831/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8,%20%D1%82%D0%BE%D0%BC%202%20(%D0%A5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F).pdf Хронология основных событий социальной истории России XVIII — начала XX в.]</ref> К периоду 1875—1885 годов относится строительство [[Морской канал|Морского канала]] в Санкт-Петербурге. В 1883 году началось сооружение канала, соединяющего [[Обь]] и [[Енисей]].<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> == Дворцы == Большой Кремлёвский дворец был построен в 1838—1849 годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона (Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарѐв, Н. А. Шохин). == Храмы == [[Казанский собор]] был построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором [[А. Н. Воронихин]]ым для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. В 1817—1826 годах построена каменная [[Дмитриевская церковь]]. Каменная [[Преображенская церковь]] была построена в 1807—1828 годах. [[Троицкий собор]] был построен в 1819—1832 годах мастером школы [[Бове]].<ref>[http://www.podolsk.ru/about/n5129.html]</ref> В 1825—1835 годах построена каменная [[Вознесенская церковь]]. В 1829—1841 годах построили каменную Богородицкую церковь. [[Исаакиевский собор]] был построен в 1818—1858 годах по проекту архитектора [[Огюст Монферран|Огюста Монферрана]]; строительство курировал российский император [[Николай I]], председателем комиссии построения был [[Карл Опперман]]. В 1851—1867 годах, по данным Ф. А. Тентюковой, построили каменную Воскресенскую церковь. Строительство Храма Христа Спасителя продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. == Здания == Здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге было перестроено в 1806–1823 годах.<ref>[https://realty.rbc.ru/news/67ebf6a49a79478fb62aa0cc]</ref> Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге было построено 1819–1828 годах.<ref>[https://realty.rbc.ru/news/67ebf6a49a79478fb62aa0cc]</ref> Чайный дом Перлова был построен в конце XIX века для основателя чайной компании «[[Перлов и сыновья]]» Сергея Васильевича Перлова. == Населённые пункты == === Верхнеудинск === 8 сентября 1895 года в Верхнеудинске началось строительство железной дороги. === Москва === {{main|Строительство в Москве в XIX веке}} 23 сентября 1839 года в Москве началось строительство [[храм Христа Спасителя|храма Христа Спасителя]]. В середине XIX века в Москве были возведены здания [[Большой Кремлёвский дворец|Большого Кремлёвского дворца]] и [[Оружейная палата|Оружейной палаты]]. В пореформенный период урбанизация Москвы проходила форсированными темпами. В Москве начался строительный бум: если в 1860-х годах общее число строений в городе равнялось 18 тыс., то к исходу XIX века — 74-75 тыс.<ref>[http://dev.bigenc.ru/geography/text/2232312]</ref> В 1870—1890-е годы идея реконструкции [[Центр Москвы|центра Москвы]] в формах «национального стиля» реализуется в строительстве ряда зданий в [[русский стиль|русском стиле]], основанном на переработке форм и мотивов XVI—XVII веков; среди них — здания [[Политехнический музей|Политехнического музея]] и [[Исторический музей|Исторического музея]].<ref>[http://dev.bigenc.ru/geography/text/2232312]</ref> === Санкт-Петербург === {{main|Строительство в Санкт-Петербурге в XIX веке}} Грандиозные ансамбли Адмиралтейства и Главного штаба в Санкт-Петербурге были построены в XIX веке. В последние десятилетия XIX века Санкт-Петербург охватила строительная лихорадка: если в 1880—1890 годах ежегодно появлялось около пятисот новых домов, то в 1897 году их выстроили больше тысячи. === Севастополь === При [[М. П. Лазарев]]е в Севастополе было построено много административных и жилых зданий, ряд казарм для флотских экипажей, морской госпиталь. == Ссылки == * [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%97%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D1%81%D0%BE%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8,_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B2_XIX_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B5 Категория: Здания и сооружения России, построенные в XIX веке] == Примечания == {{примечания}} {{История строительства в России}} {{Строительство в России}} {{Экономика России в XIX веке}} [[Категория:Строительство в России в XIX веке| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:История строительства в России
Шаблон:Примечания
Шаблон:Строительство в России
Шаблон:Экономика России в XIX веке
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы