Редактирование: Самолёты в России в XX веке
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
На начало Первой мировой войны российский Военно-воздушный флот насчитывал 263 самолёта.<ref>[https://lenta.ru/articles/2012/08/13/inthebeginning/]</ref> К концу Первой мировой войны Военно-воздушный флот России насчитывал чуть более 700 самолётов.<ref>[https://lenta.ru/articles/2012/08/13/inthebeginning/]</ref> В реализации проектов [[Ту-104]] и [[Ту-114]] отразилась и концепция, неоднократно озвученная [[Н. С. Хрущёв]]ым, в основу которой было положено требование: военные самолёты должны были легко трансформироваться в пассажирские и транспортные.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/dalnyaya-aviatsiya-sssr-v-1950-1960-h-godah]</ref> == Производство == {{main|Самолётостроение России в XX веке}} В 1941 году СССР произвёл примерно 15,8 тыс. самолётов. В 1942 году СССР произвел 25 тыс. самолётов. == Виды самолётов == === Военные самолёты === {{main|Военные самолёты в России в XX веке}} 1930-е годы стали поворотным этапом в развитии советской военной авиации: в СССР начался бум самолётостроения.<ref>[https://lenta.ru/articles/2012/08/14/warneverchanges/]</ref> === Гражданские самолёты === {{main|Гражданские самолёты в России в XX веке}} На 1 января 1924 года в СССР имелся 41 гражданский самолёт. ==== Реактивные самолёты ==== {{main|Гражданские реактивные самолёты в России в XX веке}} Одним из достижений в советской авиации в 1950—1960-х годов является создание реактивного гражданского воздушного флота и начало массовых и регулярных перевозок авиапассажиров как внутри страны, так и в зарубежные страны. Прорыв в этой области стал возможен во многом благодаря тому, что основой для разработки новых самолётов послужили военные бомбардировщики.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/dalnyaya-aviatsiya-sssr-v-1950-1960-h-godah]</ref> === Летающие лодки === 3 декабря 1947 года — первый полёт летающей лодки [[Бе-8]].<ref>[https://t.me/AviaComments/6677]</ref> === Пассажирские самолёты === 52-местный пассажирский самолёт [[Ан-24]] создан в 1959 году для авиалиний малой и средней протяжённости.<ref>[http://irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?C21COM=2&I21DBN=UJRN&P21DBN=UJRN&IMAGE_FILE_DOWNLOAD=1&Image_file_name=PDF/aktit_2016_7_3.pdf Информационная оценка эффективности модификаций самолетов различного назначения по интегральным стоимостным показателям]</ref> В 2000 году ОАО «Компания „Сухой“» приняло решение разработать пассажирский самолёт для ближних и средних линий, для этого в этом же году в составе холдинга «Сухой» было создано закрытое акционерное общество «[[Гражданские самолёты Сухого]]» (ЗАО «ГСС»).<ref>[http://sisupr.mrsu.ru/2013-2/PDF/pravik_yu_n_.pdf Исследование концепции управления производством и повышения качества производимой продукции на примере авиапромышленного комплекса]</ref> ==== Реактивные пассажирские самолёты ==== [[Ту-16]] стал основой для первого советского реактивного пассажирского самолёта [[Ту-104]].<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/dalnyaya-aviatsiya-sssr-v-1950-1960-h-godah]</ref> В 1955 году в небо поднялся первый реактивный пассажирский самолёт [[Ту-104]]. ==== Широкофюзеляжные пассажирские самолёты ==== 22 декабря 1976 года первый советский широкофюзеляжный пассажирский самолет [[Ил-86]] поднялся в небо. Он был собран на опытном заводе ОКБ им. С. В. Ильюшина, и с центрального аэродрома города Москвы перелетел на аэродром Раменское в подмосковном Жуковском. Борт СССР-86000 пилотировал экипаж под командованием Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя Эдуарда Ивановича Кузнецова. === Реактивные самолёты === В [[ОКБ Туполева]] в середине 1950-х годов быстрыми темпами шло создание реактивного самолёта [[Ту-104]].<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2017/05/18/445817.html]</ref> === Стратосферные самолёты === В 1982 году первый полёт совершил стратосферный самолёт [[ОКБ Мясищева]] [[М-17]].<ref>[https://t.me/readovkaru/2383]</ref> === Транспортные самолёты === В 1934 году туполевцы создали крупнейший в СССР восьмимоторный транспортный самолёт [[АНТ-20 «Максим Горький»]]. == Модели == === Ан-2 === Идея будущего [[Ан-2]] появилась у Олега Антонова в октябре 1940 года, тогда же под его руководством был разработан эскизный проект самолета. Идея Антонова состояла в том, чтобы создаваемый самолет занял «в воздушном транспорте примерно то место, которое занимает полуторка в транспорте наземном». Сам конструктор называл Ан-2 своей самой большой удачей.<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2014/02/07/274064.html]</ref> Первый полёт Ан-2 — в 1947 г.<ref>[https://focus.ua/ukraine/29685]</ref> За создание Ан-2 Антонову и его соратникам была присуждена [[Государственная премия СССР]].<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2014/02/07/274064.html]</ref> К началу 1960-х годов [[Ан-2]] связал местными воздушными линиями более половины райцентров СССР.<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2014/02/07/274064.html]</ref> === Ан-2М === 20 мая 1964 года — первый полёт самолёта [[Ан-2М]].<ref>[http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=97856#.WMehZPKBpfY Наука и технологии России — Наука и техника] // [[Strf.ru]]</ref> === Ан-6 === [[Ан-6]] был разработан Антоновым в 1948 году на базе [[Ан-2]].<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2014/02/07/274064.html]</ref> На Ан-6 9 июня 1954 года летчики [[В. А. Калинин]] и [[В. Баклайкин]] в Киеве установили рекорд высоты для данного класса самолетов — 11 248 метров.<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2014/02/07/274064.html]</ref> === Ан-10 === Разработка самолёта [[Ан-10]] началась в 1955 году после посещения конструкторского бюро руководителем СССР Н. С. Хрущевым. В ходе беседы с ним Антонов предложил создать единый четырёхдвигательный самолёт, но в двух вариантах: пассажирском и грузовом. Хрущев одобрил концепцию.<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2014/02/07/274064.html]</ref> На проектирование и постройку Ан-10 ушло всего 15 месяцев — за основу был взят двухмоторный военно-транспортный Ан-8. Еще на стадии проектирования в новый лайнер закладывалась возможность замены хвостовой части на «военную», которая позволила бы загружать и десантировать в воздухе различную технику.<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2017/05/18/445817.html]</ref> Свой первый полёт Ан-10 совершил 7 марта 1957 года в Киеве.<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2014/02/07/274064.html]</ref><ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2017/05/18/445817.html]</ref> Первый полёт Аэрофлотоского Ан-10 состоялся 22 июля 1959 года на трассе Москва — Симферополь.<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2014/02/07/274064.html]</ref> В июле 1960 года лётчику Курлину впервые в СССР удалось пролететь на самолёте Ан-10 лишь с одним из четырёх работающих двигателей.<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2017/05/18/445817.html]</ref> 18 мая 1972 года, Ан-10А (регистрационный номер СССР-11215) вылетел из Внуково в Харьков, однако не долетел до места назначения всего 22 километра. При снижении оба крыла самолета неожиданно сложились над фюзеляжем и полностью отвалились. Фюзеляж также стал разваливаться в воздухе, в катастрофе погибли все находившиеся на борту 122 человека. Летом 1972 года Госкомиссия постановила снять с линий «Аэрофлота» все имевшиеся Ан-10.<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2017/05/18/445817.html]</ref> === Ан-12 === Первый полёт Ан-12 состоялся в 1957 году.<ref>[https://pavelaviator.livejournal.com/3319.html]</ref> === Ан-14 === Разработка легкого двухмоторного многоцелевого самолета короткого взлета и посадки [[Ан-14]], получившего прозвище «Пчелка», началась в конце 1950 года. 14 марта 1958 года Пчелка впервые взлетела в небо.<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2014/02/07/274064.html]</ref> === Ан-22 === Первый полёт [[Ан-22]] совершил 27 февраля 1965 года.<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2014/02/07/274064.html]</ref> === Ан-24 === Пассажирский региональный самолёт [[Ан-24]] был задуман и спроектирован по подходам и моде 1950-х — 1960-х годов.<ref>[https://pavelaviator.livejournal.com/12136.html]</ref> === Ан-28 === Первый полёт Ан-28 — в 1969 г.<ref>[https://focus.ua/ukraine/29685]</ref> === Ан-30 === Первый полёт Ан-30 — в 1967 г.<ref>[https://focus.ua/ukraine/29685]</ref> === Ан-32 === [[Ан-32]] создан [[О. Антонов]]ым в 1976 году.<ref>[https://vpk.name/news/189014_kak_v_ukraine_vozrodit_aviastroenie.html]</ref> === Ан-70 === Разработка самолёта [[Ан-70]] началась в 1980-х годах. === Ан-72 === Первый полёт [[Ан-72]] состоялся в 1977 году.<ref>[https://pavelaviator.livejournal.com/3319.html]</ref> === Ан-74 === Первый полёт Ан-74 — в 1983 г.<ref>[https://focus.ua/ukraine/29685]</ref> === Ан-124 === При создании самолёта Ан-124 были преодолены значительные трудности, так как никак не удавалось выполнить требование заказчика (МО СССР) по характеристикам самолёта.<ref>[https://vpk.name/news/509204_kak_sozdavali_ruslan_i_mriyu_vospominaniya_k_90-letiyu_generalnogo_aviakonstruktora_petra_balabueva.html]</ref> При создании самолёта Ан-124 создании переняли многие технические решения американского самолёта [[C5А]].<ref>[https://vpk.name/news/489809_aviacionnaya_promyshlennost_ukrainy_i_ee_perspektivy.html]</ref> 24 декабря 1982 года совершил первый полёт [[Ан-124]].<ref>[https://vpk.name/news/489809_aviacionnaya_promyshlennost_ukrainy_i_ee_perspektivy.html]</ref><ref>[https://vpk.name/news/509204_kak_sozdavali_ruslan_i_mriyu_vospominaniya_k_90-letiyu_generalnogo_aviakonstruktora_petra_balabueva.html]</ref> Самолёт Ан-124 был принят на вооружение в 1986 году.<ref>[https://vpk.name/news/509204_kak_sozdavali_ruslan_i_mriyu_vospominaniya_k_90-letiyu_generalnogo_aviakonstruktora_petra_balabueva.html]</ref> === Ан-225 === Первый полёт [[Ан-225]] состоялся в 1988 году.<ref>[https://pavelaviator.livejournal.com/3319.html]</ref> === АНТ-2 === В 1924 году году в СССР был построен первый цельнометаллический самолет [[АНТ-2]] конструкции [[А. Н. Туполев]]а. === АНТ-3 === В 1925 году совершил первый полёт самолёт [[АНТ-3]] «Пролетарий».<ref>[http://tass.ru/info/2133749]</ref> === АНТ-25 === В 1933 году совершил первый полёт самолёт [[АНТ-25]].<ref>[http://tass.ru/info/2133749]</ref> === АНТ-37-бис === В 1938 году совершил первый полёт самолёт [[АНТ-37-бис]] «Родина».<ref>[http://tass.ru/info/2133749]</ref> === Ил-62 === Ил-62М проходил первые лётные испытания в начале 1970-х годов.<ref>[https://lenta.ru/articles/2009/08/11/il/]</ref> === Ил-96 === Первый полёт Ил-96-300 совершил в 1988 году, а сертификат лётной годности получил в 1992 году.<ref>[https://lenta.ru/articles/2009/08/11/il/]</ref> === Илья Муромец === 1916 год — Первые испытания самолёта «[[Илья Муромец]]» с двигателями производства завода «[[Русское Рено]]». === ПС-9 === В 1929 году совершил первый полёт самолёт [[ПС-9]].<ref>[http://tass.ru/info/2133749]</ref> === Р-7 === В 1930 году совершил первый полёт самолёт [[Р-7]].<ref>[http://tass.ru/info/2133749]</ref> === ТБ-1 === В 1925 году совершил первый полёт самолёт [[ТБ-1]].<ref>[http://tass.ru/info/2133749]</ref> === ТБ-3 === В 1930 году совершил первый полёт самолёт [[ТБ-3]].<ref>[http://tass.ru/info/2133749]</ref> === Ту-114 === На базе стратегического бомбардировщика [[Ту-95]] был создан [[Ту-114]], способный совершать межконтинентальные перелёты.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/dalnyaya-aviatsiya-sssr-v-1950-1960-h-godah]</ref> В сентябре 1959 года во время визита в США [[Н. С. Хрущёв]] прибыл туда на только что построенном самолёте [[Ту-114]]. === Ту-144 === 1 ноября 1977 года совершил свой первый рейс [[Ту-144]]. === Ту-155 === 15 апреля 1988 года начались лётные испытания [[Ту-155]]. В 1989 опытный самолет [[Ту-155]], один из моторов которого использовал для работы СПГ, поднялся в воздух.<ref>[https://magazine.neftegaz.ru/articles/rynok/547774-spg-v-rossii-put-proizvodstvennykh-moshchnostey/]</ref> === Ту-156 === В 1990-х годах на базе [[Ту-155]] был разработан [[Ту-156]] на СПГ.<ref>[https://magazine.neftegaz.ru/articles/rynok/547774-spg-v-rossii-put-proizvodstvennykh-moshchnostey/]</ref> === ХАИ-1 === 8 октября 1932 года состоялся первый полёт опытного образца самолёта [[ХАИ-1]], разработанного в Харьковском авиационном институте под руководством главного конструктора Иосифа Григорьевича Немана. Поднял машину в небо лётчик-испытатель Борис Николаевич Кудрин, в первом полёте в самолёте находился и И. Неман. Испытания выявили недоработки механизма уборки шасси и ряд других особенностей.<ref>[https://t.me/aviasalonmaks/4992]</ref> До конца 1940 года ХАИ-1 работал на регулярных линиях.<ref>[https://t.me/aviasalonmaks/4992]</ref> == Радиолокационное обнаружение самолётов == 3 января 1934 года в СССР был успешно проведён эксперимент по обнаружению самолёта радиолокационным методом. == Государственная политика == В сентябре 1955 года правительство СССР предложило ведущим конструкторам создать универсальный самолет, который можно было бы использовать и как пассажирский, и как грузовой. Авиаконструктор [[Сергей Ильюшин]] эту идею не поддержал. «Универсальный самолет — это все равно, что утка, — сказал он. — Все умеет — ходить, плавать, летать, и все умеет плохо. Такой самолет я делать не буду». За создание самолета взялся [[Олег Антонов]].<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2017/05/18/445817.html]</ref> == Оценки == 29 марта 1939 года [[Рой Говард]] в газете [[New York World-Telegram]] писал: «Выпуск самолетов [в СССР], по данным иностранной военной разведки, продолжается в количественном отношении в больших масштабах, но качество их очень низкое. До сих пор советские авиационные конструкторы <…> показали очень мало или даже совсем не показали творческого гения, который необходим для поддержания эффективных военных воздушных сил. Большинство советских самолетов, как заявляют, являются или копиями, или слегка измененными типами самолетов, которые в настоящее время вытеснены более современными типами европейских и американских истребителей и бомбардировщиков.»<ref>[https://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1015976]</ref> {{Самолёты в России в XX веке}} {{История самолётов в России}} [[Категория:Самолёты в России в XX веке| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:История самолётов в России
Шаблон:Самолёты в России в XX веке
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы