Редактирование: Самолётостроение России в XXI веке
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Изображение:MS-21-300.jpg|thumb|400px|right|Пассажирский самолёт [[МС-21-300]]]] [[Изображение:SSJ 100 Interjet.jpg|thumb|400px|right|Пассажирский самолёт [[Sukhoi Superjet 100]]]] == Виды самолётов == === Военные самолёты === {{main|Военное самолётостроение России в XXI веке}} В 2021 году Россией были поставлены на экспорт следующие военные самолеты нового производства:<ref>[https://bmpd.livejournal.com/4476065.html]</ref> * два истребителя Су-30МКИ(А) производства Иркутского авиационного завода ПАО «Корпорация „Иркут“» — в Алжир. Это первые самолеты по контракту 2019 года на поставку Алжиру 14 дополнительных истребителей Су-30МКИ(А); * два истребителя [[Су-30СМЭ]] производства Иркутского авиационного завода ПАО «[[Корпорация „Иркут“]]» — в Мьянму. Это первые самолеты по контракту 2018 года на поставку Мьянме, предположительно, шести самолетов Су-30СМЭ; * 10 истребителей МиГ-29М/М2 постройки Луховицкого авиационного завода (ЛАЗ) имени П. А. Воронина АО "РСК «МиГ» — в Алжир. Это заключительные самолеты по контракту 2019 года на поставку Алжиру 14 истребителей МиГ-29М/М2 (первые четыре были поставлены в октябре 2020 года); * шесть (или все 12) учебно-боевых самолетов Як-130 производства Иркутского авиационного завода ПАО «Корпорация „Иркут“» — во Вьетнам. Это самолеты по контракту 2019 года на поставку Вьетнаму 12 самолетов Як-130. === Гражданские самолёты === {{main|Гражданское самолётостроение России в XXI веке}} За 2008—2018 годы российские заводы выпустили более 200 гражданских самолётов.<ref>[https://www.2000.ua/v-nomere/derzhava/realii/v-poiskah-renessansa.htm]</ref> === Региональные турбовинтовые самолёты === Решение об организации серийного производства самолётов [[Ил-114]] было принято в мае 2016 года.<ref>[http://nvdaily.ru/info/94739.html Перспективы «Ильюшина»] // [[Nvdaily.ru]]</ref> === Среднемагистральные пассажирские самолёты === «[[КАПО имени Горбунова]]» начало серийное производство среднемагистральных пассажирских самолётов [[Ту-214]] в 2001 году. == Модели == === Ан-140 === Первый самолёт Ан-140 российской сборки был произведён в 2005 году.<ref>[https://www.unian.net/economics/industry/959320-novyiy-rukovoditel-antonova-byivshey-administratsii-predpriyatiya-est-chto-teryat.html]</ref> === Ан-148 === Первый серийный Ан-148 был построен в 2009 году в России.<ref>[https://www.irk.ru/news/articles/20201224/angara/]</ref> В 2013 году воронежский завод подписал с Минобороны России соглашение о строительстве 15 самолётов Ан-148 до 2018 года.<ref>[https://chr.rbc.ru/chr/12/05/2017/5914c0709a7947d73e67a19c]</ref> === Бе-200 === В 2021 году Морской авиации ВМФ России были переданы оба законтрактованных самолета-амфибии в исполнении специализированного поисково-спасательного самолета Бе-200ПС (фактически это самолеты Бе-200ЧС без функции пожаротушения), построенных в Таганроге ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» (ТАНТК; входит в состав ОАК) — машины с бортовыми номерами «21 желтый» (регистрационный номер RF-88456, серийный номер 355, совершил первый полет 10 ноября 2020 года, был передан ВМФ в начале 2021 года) и «23 желтый» (регистрационный номер RF-88457, серийный номер 356, первый полет 16 июня 2021 года, был передан ВМФ в сентябре 2021 года). Оба они вошли в состав 190-го учебного смешанного авиационного полка 859-го Центра боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации ВМФ России в Ейске. Оба самолета стали завершающими по контракту 2018 года Министерства обороны России с ОАК на поставку Морской авиации ВМФ трех самолетов-амфибий Бе-200 — одного в варианте Бе-200ЧС и двух в варианте Бе-200ПС (фактически Бе-200ЧС без функции пожаротушения).<ref>[https://bmpd.livejournal.com/4476065.html]</ref> === Ил-76 === Строительство самолетов Ил-76МД-90А на «Авиастаре» велось по контракту с Министерством обороны России от октября 2012 года на производство 39 единиц Ил-76МД-90А на сумму 139,42 млрд рублей. Ввиду сильного затягивания реализации контракта и роста фактической стоимости самолётов, в мае 2020 года Министерство обороны России на новых условиях перезаключило с «Авиастаром» контракт на поставку военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А.<ref>[https://bmpd.livejournal.com/4642641.html]</ref> Завод «[[Авиастар-СП]]» в течение 2020 года поднял в воздух три самолета [[Ил-76МД-90А]] новой постройки — борта с заводскими номерами 0203 (регистрационный номер RF-78658, первый полет 17 марта), 0204 (регистрационный номер RF-78659, первый полет 26 августа), и 0205 (регистрационный номер RF-78660, первый полет 6 декабря.<ref>[https://bmpd.livejournal.com/4240466.html Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2020 году. 20 января 2021]</ref> 29 января 2021 года Министерству обороны России были переданы три самолета Ил-76МД-90А, построенные на «Авиастар-СП» в течение 2020 года — борта с заводскими номерами 0203 (регистрационный номер RF-78658, совершил первый полет 17 марта 2020 года), 0204 (регистрационный номер RF-78659, первый полет 26 августа 2020 года), и 0205 (регистрационный номер RF-78660, первый полет 6 декабря 2020 года). Эти три Ил-76МД-90А являлись пятым, шестым и седьмым бортами, построенным АО «Авиастар-СП» по контракту с Министерством обороны России от октября 2012 года на производство 39 единиц Ил-76МД-90А.<ref>[https://bmpd.livejournal.com/4476065.html]</ref> В сентябре и декабре 2021 года Министерству обороны России были сданы только два новых самолета Ил-76МД-90А — борта с заводскими номерами 0206 (регистрационный номер RF-78661, первый полет в Ульяновске 10 июня 2021 года) и 0207 (регистрационный номер RF-78662, первый полет 4 октября 2021 года). Это восьмой и девятый борта по контракту 2012 года.<ref>[https://bmpd.livejournal.com/4476065.html]</ref> === Ил-96 === В 2009 году производство самолёта Ил-96-300 было временно прекращено.<ref>[http://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/09/12/656523-programma-vipuska Программа выпуска дальнемагистральных Ил-96-400М и региональных на базе Ил-114 будет скромной. 12 сентября 2016]</ref> Контракт на постройку для СЛО «Россия» двух дополнительных самолетов-воздушных пунктов управления Ил-96-300ПУ(М1) с регистрационными номерами RA-96024 (серийный номер 0024, предположительный заводской номер 74393203024) и RA-96025 (серийный номер 0025, предположительный заводской номер 74393203025) был заключен ОАК в конце 2015 года. Оба борта по этому контракту были завершены постройкой в 2021 году.<ref>[https://bmpd.livejournal.com/4346041.html]</ref> Очередной самолёт [[Ил-96-300]] [[ВАСО]] передало летному отряду «Россия» 22 июля 2016 года.<ref>[https://chr.rbc.ru/chr/12/05/2017/5914c0709a7947d73e67a19c]</ref> В 2021 году на [[ВАСО]] достроили и подняли в воздух два самолета [[Ил-96-300ПУ]] (в апреле и августе).<ref>[https://diana-mihailova.livejournal.com/7465987.html]</ref> === Ил-114 === В 2019 году состоялась выкатка первого опытного пассажирского самолета [[Ил-114-300]] на аэродроме Летно-исследовательского института имени М. М. Громова (Московская область).<ref>[https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs//1914e2b2-157d-43ce-a429-2801ec150c21.pdf Основные результаты деятельности Минпромторга России за 2019 и 2020 годы]</ref> === МВ-500 === 6 сентября 2018 года самолёт [[МВ-500]] получил сертификат типа и стал первым в современной России сертифицированным специализированным воздушным судном аграрного назначения.<ref>[https://plastinfo.ru/information/news/42095_24.5.2019/]</ref> 22 мая 2019 года в Татарстане началось строительство предприятия по серийному производству самолётов [[МВ-500]]. В мероприятии приняли участие первые лица Татарстана — Президент РТ Рустам Минниханов, министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов, а также представители Государственной корпорации «Ростех» — генеральный директор Сергей Чемезов, заместитель директора Александр Назаров и индустриальный директор Сергей Абрамов.<ref>[https://plastinfo.ru/information/news/42095_24.5.2019/]</ref> === МС-21 === Самолёт [[МС-21-300]] первый полёт совершил 28 мая 2017 года.<ref>[https://ria.ru/20200330/1569332215.html]</ref> 16 августа 2019 года на Иркутском авиационном заводе состоялся запуск первой очереди производственного корпуса АО «ПРОМТЕХ-ИРКУТСК» (входит в группу компаний «Промышленные технологии») по изготовлению жгутов и трубопроводов пассажирского самолета [[МС-21]].<ref>[https://bmpd.livejournal.com/3743593.html]</ref> В 2019 году состоялся первый полёт четвёртого опытного самолета МС-21-300 на аэродроме Иркутского авиационного завода (Иркутская область).<ref>[https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs//1914e2b2-157d-43ce-a429-2801ec150c21.pdf Основные результаты деятельности Минпромторга России за 2019 и 2020 годы]</ref> В 2020 году состоялся первый полёт опытного образца ближне-среднемагистрального самолета МС-21 на отечественном двигателе [[ПД-14]] (Московская область).<ref>[https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs//1914e2b2-157d-43ce-a429-2801ec150c21.pdf Основные результаты деятельности Минпромторга России за 2019 и 2020 годы]</ref> 17 октября 2022 года было сообщено, что правительство России выделило 15 млрд рублей на расширение производства самолётов [[МС-21]].<ref>[https://t.me/government_rus/4985]</ref> === Ту-214 === 28 мая 2021 года в Казани были начаты летные испытания построенного на Казанском авиационном заводе (КАЗ) имени С. П. Горбунова (филиале ПАО «Туполев») нового самолета [[Ту-214]] (заводской номер 44912034, серийный номер 534, регистрационный номер RA-64534).<ref>[https://bmpd.livejournal.com/4323306.html]</ref> === Як-42 === Серийное производство [[Як-42]] было прекращено в 2010 году (фактически, выпуск Як-42 после 2003 года был очень незначителен).<ref>[http://sisupr.mrsu.ru/2013-2/PDF/pravik_yu_n_.pdf Исследование концепции управления производством и повышения качества производимой продукции на примере авиапромышленного комплекса]</ref> === Diamond DA42Т === С 2017 по 2020 годы по первому контракту с Министерством обороны России [[УЗГА]] осуществил сборку 35 машин [[Diamond DA42Т]].<ref>[https://bmpd.livejournal.com/4476065.html]</ref> 25 августа 2020 года в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2020» Министерство обороны России заключило с УЗГА контракт на поставку начиная с 2021 года 20 дополнительных учебно-тренировочных самолетов Diamond DA42Т, которые предназначены для использования в качестве учебно-тренировочных самолетов для подготовки курсантов военно-транспортной авиации ВКС России.<ref>[https://bmpd.livejournal.com/4476065.html]</ref> Видимо, ВКС России в 2021 году получили также очередные легкие двухмоторные учебно-тренировочные самолеты Diamond DA42Т, собираемые АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА, Екатеринбург) из машинокомплектов производства австрийской компании Diamond Aircraft Industries.<ref>[https://bmpd.livejournal.com/4476065.html]</ref> === SSJ === 3 февраля 2011 года Авиационный регистр Международного авиационного комитета (МАК) выдал ЗАО «[[Гражданские самолёты Сухого]]» сертификат типа на самолёт [[Sukhoi SuperJet 100]]. В 2018 году Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и ПАО «Аэрофлот» подписали соглашение о поставке ста новых самолетов [[Superjet 100]].<ref>[https://tass.ru/info/6837693]</ref> В 2019 году была осуществлена поставка первых пяти самолётов SSJ-100 ПАО «Аэрофлот» в рамках соглашения на 100 самолетов, подписанного в 2018 году между ПАО «Аэрофлот» и АО «Гражданские самолеты Сухого».<ref>[https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs//1914e2b2-157d-43ce-a429-2801ec150c21.pdf Основные результаты деятельности Минпромторга России за 2019 и 2020 годы]</ref> Суммарно на 31 декабря 2021 года построено вместе с опытными образцами 219 самолётов семейства «Суперджет-100».<ref>[https://diana-mihailova.livejournal.com/7465987.html]</ref> 2 апреля 2023 года было сообщено, что первый лётный экземпляр [[SSJ New]] (номер 97001), оснащенный двигателями [[SaM146]], проходит отработку под током на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Также было сообщено, что первый серийный SSJ New с номером 97004 находится в цехе окончательной сборки, стыковка его планера завершена.<ref>[https://www.ixbt.com/news/2023/04/02/pervyj-serijnyj-rossijskij-passazhirskij-samolet-ssj-new-uzhe-na-jetape-okonchatelnoj-sborki.html]</ref> == Компании == === ОАК === В феврале 2006 года президент России Владимир Путин подписал указ о создании «[[ОАК|Объединенной авиастроительной корпорации]]» (ОАК).<ref>[https://profile.ru/scitech/ochered-na-vzlet-chego-dostigla-oak-za-15-let-svoego-sushhestvovaniya-671029/ Очередь на взлет: чего достигла ОАК за 15 лет своего существования. 16 февраля 2021]</ref> В 2006 году была создана «Объединённая авиастроительная корпорация» (ОАК), объединившая в себе большинство самолётостроительных заводов и самолётных КБ России.<ref>[https://www.2000.ua/v-nomere/derzhava/realii/v-poiskah-renessansa.htm]</ref> В 2014 году общий объём производства самолётов на предприятиях «ОАК» составил 159 штук, из них 33 гражданских лайнера и 124 военных самолёта для гособоронзаказа и на экспорт, 2 транспортных самолёта.<ref>[http://tass.ru/info/2683640]</ref> 26 марта 2015 года президент России принял решение об увеличении уставного капитала АО «[[ОАК]]» на 100 млрд рублей в целях реструктуризации задолженности «[[ГСС]]» в 2015 году. Твёрдый портфель заказов ОАК на конец 2015 года — 550 самолётов на сумму в 1 млрд 375 млн рублей.<ref>[http://tass.ru/info/2683640]</ref> В 2015 году «ОАК» поставил заказчикам 157 самолётов, в том числе в рамках гособоронзаказа — 92 штуки, на экспорт — 34 боевые машины, гражданских и транспортных воздушных судов — 31 единица.<ref>[http://tass.ru/info/2683640]</ref> В октябре 2018 года президент Владимир Путин подписал указ о передаче «Ростеху» 92,31 % акций ОАК.<ref>[https://www.rbc.ru/business/18/03/2021/6050d3f09a794724ebde47a0]</ref><ref>[https://www.rbc.ru/interview/politics/01/09/2020/5f4643419a79475b1a503eb0]</ref> «Ростех» получил контроль над «ОАК» в 2018 году.<ref>[https://profile.ru/scitech/ochered-na-vzlet-chego-dostigla-oak-za-15-let-svoego-sushhestvovaniya-671029/ Очередь на взлет: чего достигла ОАК за 15 лет своего существования. 16 февраля 2021]</ref> В марте 2020 года было объявлено, что процесс вхождения ОАК в «Ростех» завершился.<ref>[https://www.rbc.ru/business/18/03/2021/6050d3f09a794724ebde47a0]</ref> В августе 2020 года индустриальный директор авиакластера «Ростеха» Анатолий Сердюков заявил, что долги ОАК перед банками составляют около 530 млрд руб.<ref>[https://www.rbc.ru/business/18/03/2021/6050d3f09a794724ebde47a0]</ref> === Туполев === Вадим Владимирович Королев с 2015 года работал в должности заместителя генерального директора АО «Туполев».<ref>[https://bmpd.livejournal.com/4336318.html]</ref> В 2021 году в рамках централизации управления предприятиями ОАК функции единоличного исполнительного органа ПАО «Туполев» были переданы в ПАО «ОАК».<ref>[https://bmpd.livejournal.com/4336318.html]</ref> Управляющим директором ПАО «Туполев» (входит в ОАК Госкорпорации Ростех) с 23 июня 2021 года назначен Вадим Королев, сменив на этом посту Рониса Шарипова.<ref>[https://bmpd.livejournal.com/4336318.html]</ref> == Предприятия == === Казанский авиационный завод === По состоянию на май 2017 года велась модернизация [[Казанский авиационный завод|Казанского авиационного завода]].<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2017/05/17/445261.html]</ref> {{История самолётостроения России}} {{Авиационная промышленность России в XXI веке}} [[Категория:Самолётостроение России в XXI веке| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:Авиационная промышленность России в XXI веке
Шаблон:История самолётостроения России
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы