Редактирование: Россия в первой половине XIX века
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные, и новые, рыночные, отношения. В эти годы стало ясно, что отягощенная системой крепостничества страна не может двигаться вперед, но сделать радикальные шаги в этом направлении было необходимо. Этим обусловлена противоречивость многих мероприятий в период правления Александра I и Николая I.<ref>''Тимошина Т. М.'' [http://iovpani.spb.ru/attachments/380_%D0%AD%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF%20%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF%20%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%98.pdf Экономическая история России: Учебное пособие][http://www.proshkolu.ru/user/chemernovsk/file/2078227/] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.</ref> К началу XIX века Россия занимала огромную территорию от Прибалтики до Дальнего Востока. Ей принадлежала Аляска и некоторые другие территории в Северной Америке. Население страны к середине века составило около 74 млн человек. Оно состояло из многочисленных народов, проживавших на бескрайних землях, и это также накладывало отпечаток на состояние экономики.<ref>''Тимошина Т. М.'' [http://iovpani.spb.ru/attachments/380_%D0%AD%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF%20%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF%20%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%98.pdf Экономическая история России: Учебное пособие][http://www.proshkolu.ru/user/chemernovsk/file/2078227/] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.</ref> В первой половине XIX века основная часть промышленной продукции выпускалась не крупными предприятиями, а мелкими промыслами. Особенно это было характерно для обрабатывающей промышленности, производящей потребительские товары.<ref>''Тимошина Т. М.'' [http://iovpani.spb.ru/attachments/380_%D0%AD%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF%20%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF%20%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%98.pdf Экономическая история России: Учебное пособие][http://www.proshkolu.ru/user/chemernovsk/file/2078227/] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.</ref> За первую половину XIX века производство чугуна выросло лишь в два раза — с 9 до 18 млн пудов, а в это же время Англия увеличила производство чугуна в 30 раз.<ref>''Тимошина Т. М.'' [http://iovpani.spb.ru/attachments/380_%D0%AD%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF%20%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF%20%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%98.pdf Экономическая история России: Учебное пособие][http://www.proshkolu.ru/user/chemernovsk/file/2078227/] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.</ref> В 1830—1840-х годах в промышленности стали создаваться крупные предприятия — фабрики — основанные на машинной технике, то есть начался промышленный переворот. Переход к фабричному производству означал появление совершенно новых социальных групп населения: предпринимателей и наемных работников. Этот процесс начался раньше всего в хлопчатобумажной промышленности, где уже в 1825 году 94,7 % рабочих были наемными, а позже всего — в горнодобывающей. Это объясняется тем, что текстильные предприятия быстрее остальных стали оснащаться различными машинами, для обслуживания которых нужны были более подготовленные работники, не связанные с сельским хозяйством.<ref>''Тимошина Т. М.'' [http://iovpani.spb.ru/attachments/380_%D0%AD%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF%20%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF%20%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%98.pdf Экономическая история России: Учебное пособие][http://www.proshkolu.ru/user/chemernovsk/file/2078227/] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.</ref> В первой половине XIX века Россия оставалась страной бездорожья, что изрядно мешало ее экономическому развитию. В качестве основных видов транспорта в России того времени были водный и гужевой (перевозки на лошадях). По рекам — Волге, Днепру, Северной и Западной Двине, Неману, Дону — двигались основные грузопотоки: хлеб, сельскохозяйственное сырье, продукция металлургии, строительные материалы, древесина и др. В начале века были введены в строй каналы, которые соединили Волгу с Северной Двиной и Балтийским бассейном, Днепр соединили каналами с Вислой, Неманом, Западной Двиной, но их пропускная способность была невелика. В 1815—1817 годах на реках появились первые пароходы. В 1815 году первый русский пароход «Елизавета» открыл регулярные рейсы из Петербурга в Кронштадт. Скорость корабля составляла 9,5 км в час. В первой половине века стали строить шоссейные дороги между Петербургом и Москвой, Варшавой, Ярославлем, Нижним Новгородом и др. В 1830-х годах началось строительство железных дорог.<ref>''Тимошина Т. М.'' [http://iovpani.spb.ru/attachments/380_%D0%AD%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF%20%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF%20%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%98.pdf Экономическая история России: Учебное пособие][http://www.proshkolu.ru/user/chemernovsk/file/2078227/] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.</ref> За первую половину XIX века объёмы внешней торговли значительно выросли.<ref>''Тимошина Т. М.'' [http://iovpani.spb.ru/attachments/380_%D0%AD%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF%20%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF%20%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%98.pdf Экономическая история России: Учебное пособие][http://www.proshkolu.ru/user/chemernovsk/file/2078227/] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.</ref> Государственные финансы первой половины XIX века постоянно находились в большом напряжении, дефицит государственного бюджета возрастал из года в год, поскольку основным источником государственных доходов оставались налоги с податного населения, в основном с крестьян, в то время как дворянство и духовенство почти не платили никаких личных налогов, купечество же платило лишь небольшие сборы. Но эти поступления не могли покрыть потребности государства.<ref>''Тимошина Т. М.'' [http://iovpani.spb.ru/attachments/380_%D0%AD%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF%20%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF%20%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%98.pdf Экономическая история России: Учебное пособие][http://www.proshkolu.ru/user/chemernovsk/file/2078227/] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.</ref> == Внешняя политика == === Турция === В 1833 году российская дипломатия добилась крупной победы. Удалось заключить оборонный союз с Турцией. Старые враги, неоднократно воевавшие между собой, обязались помогать друг другу в случае, если третья страна нападет на Россию или Турцию.<ref>[https://www.vpk-news.ru/articles/35372]</ref> === Франция === В мае 1802 года французский посланник [[Г. Гудевиль]] обратился к вице-канцлеру [[А. Б. Куракин]]у с просьбой до заключения новой торговой конвенции применять к французским торговым судам правила, применявшиеся к ним до 1793 г. в соответствии с торговым договором 1787 г. В ответной ноте от 13 мая 1802 г. А. Б. Куракин сообщал, что император Александр I дал согласие применять довоенные правила к заходящим в российские порты французским торговым судам и продлить действие прежнего торгового договора на те годы, «когда его действие было приостановлено, с теми, однако, изменениями, которые были внесены в него временем и обстоятельствами».<ref>[http://rta.customs.ru/nrta/attachments/4290_978-5-9590-0993-9.pdf Внешнеторговая и таможенная политика Российской империи начала XIX века: монография] / Е. В. Лобас, М. М. Савченко. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017</ref> 16 сентября 1802 года был издан сенатский указ о возобновлении действия российско-французского торгового договора.<ref>[http://rta.customs.ru/nrta/attachments/4290_978-5-9590-0993-9.pdf Внешнеторговая и таможенная политика Российской империи начала XIX века: монография] / Е. В. Лобас, М. М. Савченко. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017</ref> {{Россия в XIX веке}} [[Категория:Россия в первой половине XIX века| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Россия в XIX веке
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы