Россия в первой половине XIX века
Материал из Documentation.
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные, и новые, рыночные, отношения. В эти годы стало ясно, что отягощенная системой крепостничества страна не может двигаться вперед, но сделать радикальные шаги в этом направлении было необходимо. Этим обусловлена противоречивость многих мероприятий в период правления Александра I и Николая I.[1]
К началу XIX века Россия занимала огромную территорию от Прибалтики до Дальнего Востока. Ей принадлежала Аляска и некоторые другие территории в Северной Америке. Население страны к середине века составило около 74 млн человек. Оно состояло из многочисленных народов, проживавших на бескрайних землях, и это также накладывало отпечаток на состояние экономики.[2]
В первой половине XIX века основная часть промышленной продукции выпускалась не крупными предприятиями, а мелкими промыслами. Особенно это было характерно для обрабатывающей промышленности, производящей потребительские товары.[3]
За первую половину XIX века производство чугуна выросло лишь в два раза — с 9 до 18 млн пудов, а в это же время Англия увеличила производство чугуна в 30 раз.[4]
В 1830—1840-х годах в промышленности стали создаваться крупные предприятия — фабрики — основанные на машинной технике, то есть начался промышленный переворот. Переход к фабричному производству означал появление совершенно новых социальных групп населения: предпринимателей и наемных работников. Этот процесс начался раньше всего в хлопчатобумажной промышленности, где уже в 1825 году 94,7 % рабочих были наемными, а позже всего — в горнодобывающей. Это объясняется тем, что текстильные предприятия быстрее остальных стали оснащаться различными машинами, для обслуживания которых нужны были более подготовленные работники, не связанные с сельским хозяйством.[5]
В первой половине XIX века Россия оставалась страной бездорожья, что изрядно мешало ее экономическому развитию. В качестве основных видов транспорта в России того времени были водный и гужевой (перевозки на лошадях). По рекам — Волге, Днепру, Северной и Западной Двине, Неману, Дону — двигались основные грузопотоки: хлеб, сельскохозяйственное сырье, продукция металлургии, строительные материалы, древесина и др. В начале века были введены в строй каналы, которые соединили Волгу с Северной Двиной и Балтийским бассейном, Днепр соединили каналами с Вислой, Неманом, Западной Двиной, но их пропускная способность была невелика. В 1815—1817 годах на реках появились первые пароходы. В 1815 году первый русский пароход «Елизавета» открыл регулярные рейсы из Петербурга в Кронштадт. Скорость корабля составляла 9,5 км в час. В первой половине века стали строить шоссейные дороги между Петербургом и Москвой, Варшавой, Ярославлем, Нижним Новгородом и др. В 1830-х годах началось строительство железных дорог.[6]
За первую половину XIX века объёмы внешней торговли значительно выросли.[7]
Государственные финансы первой половины XIX века постоянно находились в большом напряжении, дефицит государственного бюджета возрастал из года в год, поскольку основным источником государственных доходов оставались налоги с податного населения, в основном с крестьян, в то время как дворянство и духовенство почти не платили никаких личных налогов, купечество же платило лишь небольшие сборы. Но эти поступления не могли покрыть потребности государства.[8]
[править] Внешняя политика
[править] Турция
В 1833 году российская дипломатия добилась крупной победы. Удалось заключить оборонный союз с Турцией. Старые враги, неоднократно воевавшие между собой, обязались помогать друг другу в случае, если третья страна нападет на Россию или Турцию.[9]
[править] Франция
В мае 1802 года французский посланник Г. Гудевиль обратился к вице-канцлеру А. Б. Куракину с просьбой до заключения новой торговой конвенции применять к французским торговым судам правила, применявшиеся к ним до 1793 г. в соответствии с торговым договором 1787 г. В ответной ноте от 13 мая 1802 г. А. Б. Куракин сообщал, что император Александр I дал согласие применять довоенные правила к заходящим в российские порты французским торговым судам и продлить действие прежнего торгового договора на те годы, «когда его действие было приостановлено, с теми, однако, изменениями, которые были внесены в него временем и обстоятельствами».[10]
16 сентября 1802 года был издан сенатский указ о возобновлении действия российско-французского торгового договора.[11]
Россия в XIX веке | |
---|---|
1800-е | 1801 • 1802 • 1803 • 1804 • 1805 • 1806 • 1807 • 1808 • 1809 |
1810-е | 1810 • 1811 • 1812 • 1813 • 1814 • 1815 • 1816 • 1817 • 1818 • 1819 |
1820-е | 1820 • 1821 • 1822 • 1823 • 1824 • 1825 • 1826 • 1827 • 1828 • 1829 |
1830-е | 1830 • 1831 • 1832 • 1833 • 1834 • 1835 • 1836 • 1837 • 1838 • 1839 |
1840-е | 1840 • 1841 • 1842 • 1843 • 1844 • 1845 • 1846 • 1847 • 1848 • 1849 |
1850-е | 1850 • 1851 • 1852 • 1853 • 1854 • 1855 • 1856 • 1857 • 1858 • 1859 |
1860-е | 1860 • 1861 • 1862 • 1863 • 1864 • 1865 • 1866 • 1867 • 1868 • 1869 |
1870-е | 1870 • 1871 • 1872 • 1873 • 1874 • 1875 • 1876 • 1877 • 1878 • 1879 |
1880-е | 1880 • 1881 • 1882 • 1883 • 1884 • 1885 • 1886 • 1887 • 1888 • 1889 |
1890-е | 1890 • 1891 • 1892 • 1893 • 1894 • 1895 • 1896 • 1897 • 1898 • 1899 |
1900-е | 1900 |
Другие периоды | Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4) |