Россия в первой половине XIX века

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные, и новые, рыночные, отношения. В эти годы стало ясно, что отягощенная системой крепостничества страна не может двигаться вперед, но сделать радикальные шаги в этом направлении было необходимо. Этим обусловлена противоречивость многих мероприятий в период правления Александра I и Николая I.[1]

К началу XIX века Россия занимала огромную территорию от Прибалтики до Дальнего Востока. Ей принадлежала Аляска и некоторые другие территории в Северной Америке. Население страны к середине века составило около 74 млн человек. Оно состояло из многочисленных народов, проживавших на бескрайних землях, и это также накладывало отпечаток на состояние экономики.[2]

В первой половине XIX века основная часть промышленной продукции выпускалась не крупными предприятиями, а мелкими промыслами. Особенно это было характерно для обрабатывающей промышленности, производящей потребительские товары.[3]

За первую половину XIX века производство чугуна выросло лишь в два раза — с 9 до 18 млн пудов, а в это же время Англия увеличила производство чугуна в 30 раз.[4]

В 1830—1840-х годах в промышленности стали создаваться крупные предприятия — фабрики — основанные на машинной технике, то есть начался промышленный переворот. Переход к фабричному производству означал появление совершенно новых социальных групп населения: предпринимателей и наемных работников. Этот процесс начался раньше всего в хлопчатобумажной промышленности, где уже в 1825 году 94,7 % рабочих были наемными, а позже всего — в горнодобывающей. Это объясняется тем, что текстильные предприятия быстрее остальных стали оснащаться различными машинами, для обслуживания которых нужны были более подготовленные работники, не связанные с сельским хозяйством.[5]

В первой половине XIX века Россия оставалась страной бездорожья, что изрядно мешало ее экономическому развитию. В качестве основных видов транспорта в России того времени были водный и гужевой (перевозки на лошадях). По рекам — Волге, Днепру, Северной и Западной Двине, Неману, Дону — двигались основные грузопотоки: хлеб, сельскохозяйственное сырье, продукция металлургии, строительные материалы, древесина и др. В начале века были введены в строй каналы, которые соединили Волгу с Северной Двиной и Балтийским бассейном, Днепр соединили каналами с Вислой, Неманом, Западной Двиной, но их пропускная способность была невелика. В 1815—1817 годах на реках появились первые пароходы. В 1815 году первый русский пароход «Елизавета» открыл регулярные рейсы из Петербурга в Кронштадт. Скорость корабля составляла 9,5 км в час. В первой половине века стали строить шоссейные дороги между Петербургом и Москвой, Варшавой, Ярославлем, Нижним Новгородом и др. В 1830-х годах началось строительство железных дорог.[6]

За первую половину XIX века объёмы внешней торговли значительно выросли.[7]

Государственные финансы первой половины XIX века постоянно находились в большом напряжении, дефицит государственного бюджета возрастал из года в год, поскольку основным источником государственных доходов оставались налоги с податного населения, в основном с крестьян, в то время как дворянство и духовенство почти не платили никаких личных налогов, купечество же платило лишь небольшие сборы. Но эти поступления не могли покрыть потребности государства.[8]

[править] Внешняя политика

[править] Турция

В 1833 году российская дипломатия добилась крупной победы. Удалось заключить оборонный союз с Турцией. Старые враги, неоднократно воевавшие между собой, обязались помогать друг другу в случае, если третья страна нападет на Россию или Турцию.[9]

[править] Франция

В мае 1802 года французский посланник Г. Гудевиль обратился к вице-канцлеру А. Б. Куракину с просьбой до заключения новой торговой конвенции применять к французским торговым судам правила, применявшиеся к ним до 1793 г. в соответствии с торговым договором 1787 г. В ответной ноте от 13 мая 1802 г. А. Б. Куракин сообщал, что император Александр I дал согласие применять довоенные правила к заходящим в российские порты французским торговым судам и продлить действие прежнего торгового договора на те годы, «когда его действие было приостановлено, с теми, однако, изменениями, которые были внесены в него временем и обстоятельствами».[10]

16 сентября 1802 года был издан сенатский указ о возобновлении действия российско-французского торгового договора.[11]

Россия в XIX веке
1800-е  180118021803180418051806180718081809
1810-е  1810181118121813181418151816181718181819
1820-е  1820182118221823182418251826182718281829
1830-е  1830183118321833183418351836183718381839
1840-е  1840184118421843184418451846184718481849
1850-е  1850185118521853185418551856185718581859
1860-е  1860186118621863186418651866186718681869
1870-е  1870187118721873187418751876187718781879
1880-е  1880188118821883188418851886188718881889
1890-е  1890189118921893189418951896189718981899
1900-е  1900
Другие периоды  Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4)
Личные инструменты