Редактирование: Религии в России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
В первые столетия после крещения Руси сельское население продолжало оставаться в русских землях преимущественно нехристианским.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/rekonstruktsiya-istoricheskoy-demografii-kievskoy-rusi-po-povesti-vremennyh-let]</ref> Киевская кафедра с конца 1240 года пустовала.<ref>[https://российская-история.рф/archive/2019-4]</ref> В 1580-х годах [[Антонио Поссевино]] писал: «Здесь [в России] очень жёстоко наказывают того, кто осмеливается сказать что-нибудь против русских религиозных обрядов и догматов».<ref>''Поссевино А.'' [https://www.vostlit.info/Texts/rus5/Possevino/frametext11.htm Московия. Книга I. О делах московских, относящихся к религии]</ref> На протяжении первой половины XVIII века верховная власть последовательно проводила политику по возложению на духовенство обязанностей регистрации населения, направленную на удовлетворение интересов государства; Церковь всё больше и больше включалась в государственную структуру. Начатая Петром I и приостановленная при Екатерине I, эта линия возобновилась и четко велась ее преемниками, пока не была закреплена окончательно при Елизавете Петровне в 1742 году. В первой четверти XVIII века ведение исповедных ведомостей стало обязательным для всего белого духовенства страны. Указы от 8 февраля 1716 года и 17 февраля 1718 года обязывали приходских священников и старост составлять полный список исповедовавшихся, неисповедовавшихся и раскольников и копию с него предоставлять в духовные правления архиереям, а также в присутственные места для сбора штрафных денег. На рубеже XIX—XX веков усилилось расцерковление русской жизни. == Религии == === Христианство === {{main|Христианство в России во II тысячелетии}} Из хроники [[Титмар Мерзебургский|Титмара Мерзебургского]] положительно известно, что в 1018 году в [[Киев]]е был «архиепископ», вероятно, поставленный ещё при жизни князя Владимира.<ref>[http://history-fiction.ru/get-book-file.php?id=5182 Очерки начальной Руси] / Алексей Толочко. — Киев; Санкт-Петербург: Лaypyc, 2015</ref> [[Илларион]] — митрополит Киевский (1051—1055 годы).<ref>[https://bigenc.ru/religious_studies/text/2004663]</ref> ==== Православие ==== В 1055 году в [[Киев]] прибыл новый митрополит, по происхождению грек.<ref>[https://bigenc.ru/religious_studies/text/2004663]</ref> Во Владимире-на-Клязьме Кирилл провел известный церковный собор 1273(4) года, на котором в присутствии только северных иерархов рукоположил во владимирские епископы архимандрита Киево-Печерского монастыря Серапиона.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-terminologiya-i-titulatura-severo-vostochnoy-rusi-kak-otrazhenie-integratsionnyh-protsessov-xiii-xiv-veka]</ref> В 1303 году возникла особая [[Галицкая митрополия]], куда вошли Галицкая, Владимиро-Волынская, Луцкая, Холмская, Перемышльская и Туровская епархии. Вполне вероятно предположение, что установление новой митрополичьей кафедры стояло в связи с бегством митрополита [[Максим (митрополит)|Максима]] в 1299 году из [[Киев]]а во [[Владимир-Залесский]].<ref>[https://российская-история.рф/archive/2019-4]</ref> После смерти митрополита Максима вопреки ожиданиям Михаила Ярославича кафедру занял владыка Пётр. Попытка тверского епископа Андрея на Переяславском соборе конца 1310 или начала 1311 г. обвинить митрополита в симонии не увенчалась успехом.<ref>[https://российская-история.рф/archive/2021-2]</ref> Первым митрополитом, избранным без утверждения константинопольским патриархом (в 1449 г.) был рязанский епископ Иона.<ref>''Поссевино А.'' [https://www.vostlit.info/Texts/rus5/Possevino/frametext11.htm Московия. Книга I. О делах московских, относящихся к религии]</ref> Венецианский дипломат [[Амброджо Контарини]], совершивший в 1470-х годах путешествие через Русь, писал: «У них [русских] есть свой папа [московский митрополит], как глава церкви их толка, нашего же они не признают и считают, что мы вовсе погибшие люди».<ref>[https://www.vostlit.info/Texts/rus10/Kontarini/frametext2.htm Амброджо Контарини. Путешествие в Персию]</ref> В 1518 г. по просьбе Василия III [[Максим Грек]] прибыл в Россию для исправления переводов церковных книг. На соборах 1525 и 1531 гг. был осужден за отступление от православия, осуждение поставления русских митрополитов без утверждения константинопольским патриархом и за изменнические сношения с Турцией. В 1551 г. освобожден и переведен на жительство в Троице-Сергиев монастырь, где и умер в 1556 г.<ref>''Поссевино А.'' [https://www.vostlit.info/Texts/rus5/Possevino/frametext11.htm Московия. Книга I. О делах московских, относящихся к религии]</ref> Англичанин [[Ричард Ченслор]], побывавший в России в 1550-х годах, писал: "Русские соблюдают греческий закон с такими суеверными крайностями, о каких и не слыхано. В их церквах нет высеченных изображений, но только писанные, дабы не нарушать заповеди ["Не сотвори себе кумира"]; но к своим писанным иконам они относятся с таким идолопоклонством, о каком в Англии и не слыхали. Они не поклоняются и не почитают никакой иконы, сделанной не в их стране. По их словам, начертания и образы их икон установлены от бога, не как у нас. Они говорят, что мы, англичане, чтим иконы в том виде, как сделает их живописец или ваятель, а они, русские, почитают иконы, только когда они освящены. Они считают нас только полухристианами, потому что мы, подобно туркам, не соблюдаем всего ветхого завета. Поэтому они считают себя святее нас. <…> Вся их церковная служба происходит на родном языке. Они почитают ветхий и новый завет, которые ежедневно читаются, но суеверие от этого не уменьшается. Ибо, когда священники читают, то в чтении их столько странностей, что их никто не понимает; да никто их и не слушает. Всё время, пока священник читает, народ сидит и люди болтают друг с другом. Но когда священник совершает службу, никто не сидит, но все гогочут и кланяются, как стадо гусей. В знании молитв они мало искусны, но обычно говорят: «As bodi pomele», что значит «господи, помилуй меня», и десятая часть населения не сумеет прочесть «отче наш»."<ref>[https://www.vostlit.info/Texts/rus6/Chanselor/text.phtml?id=1770]</ref> В 1580-х годах [[Антонио Поссевино]] писал: «[В России] только 11 епископатов, главный из которых находится в Москве и управляется митрополитом, занимающим главенствующее положение. В [[Ростов]]е же и [[Великий Новгород|Великом Новгороде]] архиепископы. В остальных городах: Крутице [ошибка Поссевино, который принял за название города наименование Крутицкого монастыря — местопребывание владык древней сарайской, а позднее крутицкой епархии], [[Рязань|Рязани]], [[Коломна|Коломне]], [[Суздаль|Суздале]], [[Казань|Казани]], [[Вологда|Вологде]], [[Тверь|Твери]] и [[Смоленск]]е дела вершат епископы.»<ref>''Поссевино А.'' [https://www.vostlit.info/Texts/rus5/Possevino/frametext11.htm Московия. Книга I. О делах московских, относящихся к религии]</ref> ==== Католицизм ==== В 1684 году Патрик Гордон добился разрешения построить в Немецкой слободе близ Москвы первую в Рус. гос-ве католич. церковь (возведена в дереве, затем — в камне) и до конца жизни возглавлял общину своих единоверцев.<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/2370296]</ref> В 1863, после начала Польского восстания 1863-64, для управления католической церковью создана Духовная коллегия, а большинство католических монастырей закрыто.<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/3249696]</ref> ==== Протестантизм ==== По некоторым свидетельствам, при Иване IV в России были разрешены протестантские церкви.<ref>''Поссевино А.'' [https://www.vostlit.info/Texts/rus5/Possevino/frametext11.htm Московия. Книга I. О делах московских, относящихся к религии]</ref> [[Антонио Поссевино]] со слов флорентийского купца Тедальди знал о полемике Ивана IV с протестантским пастором Рокитой.<ref>''Поссевино А.'' [https://www.vostlit.info/Texts/rus5/Possevino/frametext11.htm Московия. Книга I. О делах московских, относящихся к религии]</ref> ==== Государственная политика ==== В 1702 году российский царь [[Пётр I]] издал указ, который разрешал неправославным христианам свободно строить храмы и служить в них.<ref>[https://www.gazeta.ru/social/2018/05/07/11743219.shtml]</ref> === Ислам === {{main|Ислам в России во II тысячелетии}} 3 декабря (20 ноября) 1917 г. — обращение Совета Народных Комиссаров «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока».<ref>[https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/ Список актов конституционного значения 1600—1918 гг.]</ref> == Храмы == [[Софийский собор]] был построен визант. мастерами к 1037 (по др. данным, в 1037-46) вместо сгоревшей в 1017 одноим. дерев. церкви, заложенной предположительно в 1011 по заказу кн. Ярослава Владимировича.<ref>[https://bigenc.ru/religious_studies/text/3638446]</ref> Возведение каменного Успенского собора Отроч монастыря предположительно относят к концу XIII — началу XIV в.<ref>[https://российская-история.рф/archive/2021-2]</ref> Видимо, с конца XIII века существовала деревянная öерковь Св. Афанасия на тверском посаде.<ref>[https://российская-история.рф/archive/2021-2]</ref> В начале XIV века Софья Ярославна, сестра Михаила Ярославича, построила на территории тверского посада женский монастырь с церквями.<ref>[https://российская-история.рф/archive/2021-2]</ref> В нач. 16 в. возведена ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот ([[Алевиз Фрязин Новый]]).<ref>[https://bigenc.ru/fine_art/text/2233711]</ref> В 1505-08 развернулось строительство нового Архангельского собора (архитектор Алевиз Фрязин Новый).<ref>[https://bigenc.ru/fine_art/text/2233711]</ref> Вершиной храмотворчества итальянцев на Руси стала первая каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском в 1532 году, построенная в честь рождения будущего государя Ивана IV в загородной великокняжеской вотчине.<ref>[https://www.mos.ru/upload/documents/files/5522/Moskovskoenasledie31.pdf «Московское наследие» № 1 (31) 2014]</ref> В период правления [[Иван IV|Ивана IV]] (1533—1584 гг.) продолжается строительство бесстолпных храмов с крещатыми сводами, оформленных трехлопастными арками в завершении фасадов. Яркими примерами таких церквей являются белокаменная церковь Трифона в Нарудной слободе 1540-х годов, церковь Зачатия Анны, что в Углу (вторая четверть XVI в.).<ref>[https://www.mos.ru/upload/documents/files/5522/Moskovskoenasledie31.pdf «Московское наследие» № 1 (31) 2014]</ref> В 1532-43 к сев. грани Колокольни Ивана Великого пристроена церковь-звонница Воскресения (позднее — Рождества Христова, арх. Петрок Малый; завершена в 1543—1552 моск. мастерами).<ref>[https://bigenc.ru/fine_art/text/2233711]</ref> Период прославления многих местночтимых русских святых, составление Макарьевских миней — свода житийных текстов, а также канонизация святых на Соборах 1547 и 1549 годов, созванных митрополитом Макарием, сопровождались строительством храмов над их погребениями, примыкавшими часто к соборам, некогда построенными самими святыми. Этот процесс, вероятно, подтолкнул к созданию каменных церквей, в которых к основному объему примыкали небольшие церковные здания, составлявшие с ними единую архитектурную композицию. Наиболее ярко эта тенденция выразилась в создании [[Собор Покрова на Рву|собора Покрова на Рву]] (1555—1560 гг.), посвящённого взятию войсками Ивана Грозного Казани.<ref>[https://www.mos.ru/upload/documents/files/5522/Moskovskoenasledie31.pdf «Московское наследие» № 1 (31) 2014]</ref> При Иване Грозном складывается особый вариант шатрового храма, не повторяющий буквально церковь Вознесения в Коломенском (Успенский собор Брусенского монастыря в Коломне 1552 г.).<ref>[https://www.mos.ru/upload/documents/files/5522/Moskovskoenasledie31.pdf «Московское наследие» № 1 (31) 2014]</ref> В 1570-е годы утверждается тип двупридельного шатрового храма, истоки которого можно увидеть в перестройке церкви Воскресения в Городне — восьмигранного шатрового храма времени Василия III, который был перестроен при Иване IV.<ref>[https://www.mos.ru/upload/documents/files/5522/Moskovskoenasledie31.pdf «Московское наследие» № 1 (31) 2014]</ref> Царь [[Фёдор Иванович]] уделял большое внимание развитию церковного строительства. Были богато украшены купола и построен особый придел в честь св. Василия Блаженного (над его мощами) собора Покрова Пресвятой Богородицы что на Рву на Красной пл. в Москве; возведено большое число монастырских храмов (в Тихвинском Богородицком, Антониево-Сийском, моск. Симоновом, казанском Богородицком и др. монастырях).<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/4707440]</ref> Двупридельный вариант объемно-пространственной композиции храмового здания становится наиболее распространенным в годуновское время.<ref>[https://www.mos.ru/upload/documents/files/5522/Moskovskoenasledie31.pdf «Московское наследие» № 1 (31) 2014]</ref> В 1915 в Горках построен храм Покрова Пресвятой Богородицы.<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/2370586]</ref> == Монастыри == Во второй половине XIV века Москва раскинулась далеко за пределами [[Московский Кремль|Московского Кремля]] и поэтому возникла необходимость укрепить и её дальние подступы. Этой цели служило сооружение монастырей-крепостей к северу и югу от города, образовавших как бы кольцо вспомогательных фортов. Между дорогами на Коломну и Серпухов строился [[Симонов монастырь]], на берегу Яузы — [[Андроников монастырь]], а между Дмитровской и Ярославской дорогами — Петровский, Рождественский и Сретенский монастыри.<ref>[https://ria.ru/20090905/183709439.html]</ref> В XVI веке основная часть доходов монастырей (30-50 %) состояла из пожертвований и вкладов; денежные платежи с подвластных крестьян стояли на втором месте (22-31 %). === Ипатьевский монастырь === В 1590-х годах в камне были перестроены стены и башни контролировавшего верхнее течение [[Волга|Волги]] Ипатьевского монастыря под Костромой.<ref>[https://history.ric.mil.ru/Stati/item/513742/]</ref> === Соловецкий монастырь === В конце 1578 года для защиты Соловецкого монастыря начали возводить деревянные стены. Работа была закончена летом 1579 года. В 1582 году началась перестройка крепостных стен в камне, продолжавшаяся 14 лет, до 1595 года. В 1582—1594 годах построили основной массив крепостных стен, а в 1595 году пристроили ещё одну башню — «Белую».<ref>[https://history.ric.mil.ru/Stati/item/513742/]</ref> Место для Соловецкой крепости выбрали хорошее: на перешейке между морем и озером. С запада её защищал морской залив, с востока — Святое озеро, обеспечивавшее монастырь пресной водой. Узкие напольные участки с севера и юга защищали сухие рвы. Стены и башни сложили из валунов, в изобилии встречавшихся на острове. Из-за этого монастырь получил совершенно уникальный, суровый, но вместе с тем привлекательный вид. Масса некоторых валунов достигала 14 и даже 16 т. Протяжённость крепостных стен составляла 1081,8 м. Высота прясел первоначально варьировалась от 8,3 до 10,5 м. Толщина стен в зависимости от прясла колебалась от 4,8 до 8,1 м в основании и от 3 до 5 м — в верхней части. Прясла имели два уровня боя: нижний (подошвенный) и верхний, с боевого хода. В крепости конца XVI века было шесть башен: одна четырехугольная и пять круглых по углам.<ref>[https://history.ric.mil.ru/Stati/item/513742/]</ref> == Государственная политика == 14 (1) июля 1917 г. — постановление [[Временное правительство|Временного правительства]] «[[О свободе совести]]».<ref>[https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/ Список актов конституционного значения 1600—1918 гг.]</ref> 2 февраля (20 января) 1918 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».<ref>[https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/ Список актов конституционного значения 1600—1918 гг.]</ref> В 1994 году комиссия по вопросам религиозных объединений при правительстве России создала рабочую группу для подготовки законопроекта «О свободе совести и о религиозных объединениях». Кроме чиновников и юристов в нее также вошли представители религиозных организаций, включая РПЦ.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3446523]</ref> 3 июля 1997 года Госдума приняла закон «[[О свободе совести и о религиозных объединениях]]», ограничивающий деятельность иностранных религиозных организаций в России. 24 июня к Борису Ельцину обратился папа римский [[Иоанн Павел II]] с призывом не допустить вступления закона в силу. 8 июля президент США [[Билл Клинтон]] попросил Ельцина выступить в защиту «новых религий и конфессий». 16 июля сенат США принял поправку к закону о помощи иностранным государствам, предусматривающую замораживание программ содействия России в случае, если закон вступит в силу. 21 июля на закон наложено вето президента, который 3 сентября внёс в Думу смягчающие поправки. 19 сентября закон принят Госдумой и 26 сентября подписан Борисом Ельциным.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/636389]</ref> == Ссылки == * [http://rusarch.ru/kesler2.htm Развитие храмостроительства на Руси с IX по XX в.] [[Категория:Религии в России во II тысячелетии| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы