Религии в России во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В первые столетия после крещения Руси сельское население продолжало оставаться в русских землях преимущественно нехристианским.[1]

Киевская кафедра с конца 1240 года пустовала.[2]

В 1580-х годах Антонио Поссевино писал: «Здесь [в России] очень жёстоко наказывают того, кто осмеливается сказать что-нибудь против русских религиозных обрядов и догматов».[3]

На протяжении первой половины XVIII века верховная власть последовательно проводила политику по возложению на духовенство обязанностей регистрации населения, направленную на удовлетворение интересов государства; Церковь всё больше и больше включалась в государственную структуру. Начатая Петром I и приостановленная при Екатерине I, эта линия возобновилась и четко велась ее преемниками, пока не была закреплена окончательно при Елизавете Петровне в 1742 году. В первой четверти XVIII века ведение исповедных ведомостей стало обязательным для всего белого духовенства страны. Указы от 8 февраля 1716 года и 17 февраля 1718 года обязывали приходских священников и старост составлять полный список исповедовавшихся, неисповедовавшихся и раскольников и копию с него предоставлять в духовные правления архиереям, а также в присутственные места для сбора штрафных денег.

На рубеже XIX—XX веков усилилось расцерковление русской жизни.

Содержание

[править] Религии

[править] Христианство

Из хроники Титмара Мерзебургского положительно известно, что в 1018 году в Киеве был «архиепископ», вероятно, поставленный ещё при жизни князя Владимира.[4]

Илларион — ми­тро­по­лит Ки­ев­ский (1051—1055 годы).[5]

[править] Православие

В 1055 году в Киев при­был но­вый ми­тро­по­лит, по про­ис­хо­ж­де­нию грек.[6]

Во Владимире-на-Клязьме Кирилл провел известный церковный собор 1273(4) года, на котором в присутствии только северных иерархов рукоположил во владимирские епископы архимандрита Киево-Печерского монастыря Серапиона.[7]

В 1303 году возникла особая Галицкая митрополия, куда вошли Галицкая, Владимиро-Волынская, Луцкая, Холмская, Перемышльская и Туровская епархии. Вполне вероятно предположение, что установ­ление новой митрополичьей кафедры стояло в связи с бегством митрополита Максима в 1299 году из Киева во Владимир-Залесский.[8]

После смерти митрополита Максима вопреки ожиданиям Михаила Ярославича кафедру занял владыка Пётр. Попытка тверского епископа Андрея на Переяславском соборе конца 1310 или начала 1311 г. обвинить митрополита в симонии не увенчалась успехом.[9]

Первым митрополитом, избранным без утверждения константинопольским патриархом (в 1449 г.) был рязанский епископ Иона.[10]

Венецианский дипломат Амброджо Контарини, совершивший в 1470-х годах путешествие через Русь, писал: «У них [русских] есть свой папа [московский митрополит], как глава церкви их толка, нашего же они не признают и считают, что мы вовсе погибшие люди».[11]

В 1518 г. по просьбе Василия III Максим Грек прибыл в Россию для исправления переводов церковных книг. На соборах 1525 и 1531 гг. был осужден за отступление от православия, осуждение поставления русских митрополитов без утверждения константинопольским патриархом и за изменнические сношения с Турцией. В 1551 г. освобожден и переведен на жительство в Троице-Сергиев монастырь, где и умер в 1556 г.[12]

Англичанин Ричард Ченслор, побывавший в России в 1550-х годах, писал: "Русские соблюдают греческий закон с такими суеверными крайностями, о каких и не слыхано. В их церквах нет высеченных изображений, но только писанные, дабы не нарушать заповеди ["Не сотвори себе кумира"]; но к своим писанным иконам они относятся с таким идолопоклонством, о каком в Англии и не слыхали. Они не поклоняются и не почитают никакой иконы, сделанной не в их стране. По их словам, начертания и образы их икон установлены от бога, не как у нас. Они говорят, что мы, англичане, чтим иконы в том виде, как сделает их живописец или ваятель, а они, русские, почитают иконы, только когда они освящены. Они считают нас только полухристианами, потому что мы, подобно туркам, не соблюдаем всего ветхого завета. Поэтому они считают себя святее нас. <…> Вся их церковная служба происходит на родном языке. Они почитают ветхий и новый завет, которые ежедневно читаются, но суеверие от этого не уменьшается. Ибо, когда священники читают, то в чтении их столько странностей, что их никто не понимает; да никто их и не слушает. Всё время, пока священник читает, народ сидит и люди болтают друг с другом. Но когда священник совершает службу, никто не сидит, но все гогочут и кланяются, как стадо гусей. В знании молитв они мало искусны, но обычно говорят: «As bodi pomele», что значит «господи, помилуй меня», и десятая часть населения не сумеет прочесть «отче наш»."[13]

В 1580-х годах Антонио Поссевино писал: «[В России] только 11 епископатов, главный из которых находится в Москве и управляется митрополитом, занимающим главенствующее положение. В Ростове же и Великом Новгороде архиепископы. В остальных городах: Крутице [ошибка Поссевино, который принял за название города наименование Крутицкого монастыря — местопребывание владык древней сарайской, а позднее крутицкой епархии], Рязани, Коломне, Суздале, Казани, Вологде, Твери и Смоленске дела вершат епископы.»[14]

[править] Католицизм

В 1684 году Патрик Гордон до­бил­ся раз­ре­ше­ния по­стро­ить в Не­мец­кой сло­бо­де близ Мо­ск­вы пер­вую в Рус. гос-ве ка­то­лич. цер­ковь (воз­ве­де­на в де­ре­ве, за­тем — в кам­не) и до кон­ца жиз­ни воз­глав­лял об­щи­ну сво­их еди­но­вер­цев.[15]

В 1863, по­сле на­ча­ла Поль­ско­го вос­ста­ния 1863-64, для уп­рав­ле­ния ка­то­ли­че­ской цер­ко­вью со­зда­на Ду­хов­ная кол­ле­гия, а боль­шин­ст­во ка­то­ли­че­ских мо­на­сты­рей за­кры­то.[16]

[править] Протестантизм

По некоторым свидетельствам, при Иване IV в России были разрешены протестантские церкви.[17]

Антонио Поссевино со слов флорентийского купца Тедальди знал о полемике Ивана IV с протестантским пастором Рокитой.[18]

[править] Государственная политика

В 1702 году российский царь Пётр I издал указ, который разрешал неправославным христианам свободно строить храмы и служить в них.[19]

[править] Ислам

3 декабря (20 ноября) 1917 г. — обращение Совета Народных Комиссаров «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока».[20]

[править] Храмы

Софийский собор был по­стро­ен ви­зант. мас­те­ра­ми к 1037 (по др. дан­ным, в 1037-46) вместо сго­рев­шей в 1017 од­но­им. де­рев. церк­ви, за­ло­жен­ной пред­по­ло­жи­тель­но в 1011 по за­ка­зу кн. Яро­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча.[21]

Возведение каменного Успенского собора Отроч монастыря предположительно относят к концу XIII — началу XIV в.[22]

Видимо, с конца XIII века существовала деревянная öерковь Св. Афанасия на тверском посаде.[23]

В начале XIV века Софья Ярославна, сестра Михаила Ярославича, построила на территории тверского посада женский монастырь с церквями.[24]

В нач. 16 в. воз­ве­де­на ц. Ро­ж­де­ст­ва Ио­ан­на Пред­те­чи у Бо­ро­виц­ких во­рот (Алевиз Фрязин Новый).[25]

В 1505-08 раз­вер­ну­лось строи­тель­ст­во но­во­го Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра (архитектор Але­виз Фря­зин Но­вый).[26]

Вершиной храмотворчества итальянцев на Руси стала первая каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском в 1532 году, построенная в честь рождения будущего государя Ивана IV в загородной великокняжеской вотчине.[27]

В период правления Ивана IV (1533—1584 гг.) продолжается строительство бесстолпных храмов с крещатыми сводами, оформленных трехлопастными арками в завершении фасадов. Яркими примерами таких церквей являются белокаменная церковь Трифона в Нарудной слободе 1540-х годов, церковь Зачатия Анны, что в Углу (вторая четверть XVI в.).[28]

В 1532-43 к сев. гра­ни Ко­ло­коль­ни Ива­на Ве­ли­ко­го при­строе­на цер­ковь-звон­ни­ца Вос­кре­се­ния (позд­нее — Ро­ж­де­ст­ва Хри­стова, арх. Пет­рок Ма­лый; за­вер­ше­на в 1543—1552 моск. мас­те­ра­ми).[29]

Период прославления многих местночтимых русских святых, составление Макарьевских миней — свода житийных текстов, а также канонизация святых на Соборах 1547 и 1549 годов, созванных митрополитом Макарием, сопровождались строительством храмов над их погребениями, примыкавшими часто к соборам, некогда построенными самими святыми. Этот процесс, вероятно, подтолкнул к созданию каменных церквей, в которых к основному объему примыкали небольшие церковные здания, составлявшие с ними единую архитектурную композицию. Наиболее ярко эта тенденция выразилась в создании собора Покрова на Рву (1555—1560 гг.), посвящённого взятию войсками Ивана Грозного Казани.[30]

При Иване Грозном складывается особый вариант шатрового храма, не повторяющий буквально церковь Вознесения в Коломенском (Успенский собор Брусенского монастыря в Коломне 1552 г.).[31]

В 1570-е годы утверждается тип двупридельного шатрового храма, истоки которого можно увидеть в перестройке церкви Воскресения в Городне — восьмигранного шатрового храма времени Василия III, который был перестроен при Иване IV.[32]

Царь Фёдор Иванович уде­лял боль­шое вни­ма­ние раз­ви­тию цер­ков­но­го строи­тель­ст­ва. Бы­ли бо­га­то ук­ра­ше­ны ку­по­ла и по­стро­ен осо­бый при­дел в честь св. Ва­си­лия Бла­жен­но­го (над его мо­ща­ми) со­бо­ра По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы что на Рву на Крас­ной пл. в Мо­ск­ве; воз­ве­де­но боль­шое чис­ло мо­на­стыр­ских хра­мов (в Тих­вин­ском Бо­го­ро­диц­ком, Ан­то­ние­во-Сий­ском, моск. Си­мо­но­вом, ка­зан­ском Бо­го­ро­диц­ком и др. мо­на­сты­рях).[33]

Двупридельный вариант объемно-пространственной композиции храмового здания становится наиболее распространенным в годуновское время.[34]

В 1915 в Гор­ках по­стро­ен храм По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.[35]

[править] Монастыри

Во второй половине XIV века Москва раскинулась далеко за пределами Московского Кремля и поэтому возникла необходимость укрепить и её дальние подступы. Этой цели служило сооружение монастырей-крепостей к северу и югу от города, образовавших как бы кольцо вспомогательных фортов. Между дорогами на Коломну и Серпухов строился Симонов монастырь, на берегу Яузы — Андроников монастырь, а между Дмитровской и Ярославской дорогами — Петровский, Рождественский и Сретенский монастыри.[36]

В XVI веке основная часть доходов монастырей (30-50 %) состояла из пожертвований и вкладов; денежные платежи с подвластных крестьян стояли на втором месте (22-31 %).

[править] Ипатьевский монастырь

В 1590-х годах в камне были перестроены стены и башни контролировавшего верхнее течение Волги Ипатьевского монастыря под Костромой.[37]

[править] Соловецкий монастырь

В конце 1578 года для защиты Соловецкого монастыря начали возводить деревянные стены. Работа была закончена летом 1579 года. В 1582 году началась перестройка крепостных стен в камне, продолжавшаяся 14 лет, до 1595 года. В 1582—1594 годах построили основной массив крепостных стен, а в 1595 году пристроили ещё одну башню — «Белую».[38]

Место для Соловецкой крепости выбрали хорошее: на перешейке между морем и озером. С запада её защищал морской залив, с востока — Святое озеро, обеспечивавшее монастырь пресной водой. Узкие напольные участки с севера и юга защищали сухие рвы. Стены и башни сложили из валунов, в изобилии встречавшихся на острове. Из-за этого монастырь получил совершенно уникальный, суровый, но вместе с тем привлекательный вид. Масса некоторых валунов достигала 14 и даже 16 т. Протяжённость крепостных стен составляла 1081,8 м. Высота прясел первоначально варьировалась от 8,3 до 10,5 м. Толщина стен в зависимости от прясла колебалась от 4,8 до 8,1 м в основании и от 3 до 5 м — в верхней части. Прясла имели два уровня боя: нижний (подошвенный) и верхний, с боевого хода. В крепости конца XVI века было шесть башен: одна четырехугольная и пять круглых по углам.[39]

[править] Государственная политика

14 (1) июля 1917 г. — постановление Временного правительства «О свободе совести».[40]

2 февраля (20 января) 1918 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».[41]

В 1994 году комиссия по вопросам религиозных объединений при правительстве России создала рабочую группу для подготовки законопроекта «О свободе совести и о религиозных объединениях». Кроме чиновников и юристов в нее также вошли представители религиозных организаций, включая РПЦ.[42]

3 июля 1997 года Госдума приняла закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», ограничивающий деятельность иностранных религиозных организаций в России. 24 июня к Борису Ельцину обратился папа римский Иоанн Павел II с призывом не допустить вступления закона в силу. 8 июля президент США Билл Клинтон попросил Ельцина выступить в защиту «новых религий и конфессий». 16 июля сенат США принял поправку к закону о помощи иностранным государствам, предусматривающую замораживание программ содействия России в случае, если закон вступит в силу. 21 июля на закон наложено вето президента, который 3 сентября внёс в Думу смягчающие поправки. 19 сентября закон принят Госдумой и 26 сентября подписан Борисом Ельциным.[43]

[править] Ссылки

Личные инструменты