Редактирование: Религии в Москве во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
Сближение Юрия Даниловича и Ивана Даниловича Калиты с митрополитом Петром, добрые отношения Московского дома со следующим митрополитом Феогностом, избрание затем новым митрополитом Алексея — сына московского боярина, — всё это делало церковь союзником Москвы и превращало Москву в светскую и духовную столицу Руси.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/tsentry-rossiyskoy-gosudarstvennosti-xiii-xv-vv-v-sovremennoy-otechestvennoy-istoriografii]</ref> На соборе 1441 года в Москве Флорентийскую унию осудили.<ref>[https://bigenc.ru/text/3041391]</ref> Стоглавый собор проходил в Успенском соборе Московского Кремля в 1551 г. В соборе приняли участие царь [[Иван IV Грозный]], представители знати и духовенства: Московский митрополит Макарий, архиепископы из Твери, Смоленска, Ростова и многих других городов. Собор длился несколько месяцев и принял ряд решений. Например, он запретил мужчинам брить бороды и усы, предписывал креститься двумя пальцами, разоблачал расточительство церковных служителей и содержал многие другие пункты, касающиеся жизни в монастырях. Нормы этого документа действовали до середины XVII века.<ref>[https://um.mos.ru/periods/tsarskaya-moskva-vo-vtoroy-polovine-xvi-v/]</ref> В 1553-1554 годах в Москве состоялись церковные соборы, на которых были осуждены несколько еретиков, духовных и светских вольнодумцев разных воззрений — старец Артемий, сын боярский Матвей Семенович Башкин, дьяк Иван Михайлович Висковатый и другие.<ref>[https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1540-1560/Baskin_M/gram_ssylka_12_1533.htm]</ref> В XVI веке прошло учреждение Патриаршества в Москве.<ref>[https://um.mos.ru/periods/tsarskaya-moskva-vo-vtoroy-polovine-xvi-v/]</ref> В XVII веке в Москве появляются многочисленные монастырские подворья — представительства различных епархий в Москве. В конце XVII века в Москве в связи с т. н. хлебопоклонной ересью (то есть католическим учением о времени освящения) состоялись споры о времени преложения Св. Даров.<ref>[https://bigenc.ru/religious_studies/text/1975244]</ref> В начале 1920-х годов в Москве собирался имяславческий кружок.<ref>[https://bigenc.ru/religious_studies/text/2007054]</ref> 31 января 1945 года в Москве открылся Поместный собор, в котором участвовали 46 архиереев, 87 клириков и 38 мирян, а также несколько восточных патриархов и представители поместных церквей. С 1998 года в Москве располагается аппарат Межрелигиозного совета России.<ref>[https://um.mos.ru/periods/moskva-v-xxi-v-sovremennyy-megapolis-]</ref> == Религии == === Христианство === {{main|Христианство в Москве во II тысячелетии}} В 1380 году митрополита в Москве не было.<ref>[https://www.archaeolog.ru/media/books_2021/nevsky_sb_2021.pdf Александр Невский: личность, эпоха, историческая память. К 800-летию со дня рождения. Материалы международной научной конференции (25-27 мая 2021 г., Москва, Россия)] / Институт российской истории РАН, Институт археологии РАН. М.: Индрик, 2021</ref> В 1390 году [[Василий I]] торжественно встретил вернувшегося в Москву митр. Киприана (изгнан с митрополии Дмитрием Донским). Тем самым был разрешён вопрос о канонически законном замещении рус. митрополичьей кафедры, подведена черта под 12-летней «смутой» в рус. церкви и устранены противоречия с Константинопольским патриархатом.<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/3795591]</ref> Митрополит Фотий в 1410 году переселился в Москву.<ref>[http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4f368dd8-5d17-71fe-9838-77ccdab3610e/1007648A.htm]</ref> К началу XVIII века в Москве действовали католические и лютеранские общины.<ref>[https://www.gazeta.ru/social/2018/05/07/11743219.shtml]</ref> ==== Православие ==== {{main|Православие в Москве во II тысячелетии}} При [[Иван Калита|Иване Калите]] Москва стала фактической резиденцией митрополитов Киевских и всея Руси.<ref>[https://bigenc.ru/c/moskovskoe-velikoe-kniazhestvo-fef996]</ref> После гибели Герасима (1435 год) в Москву 2.4.1437 прибыл поставленный митрополитом «всея Руси» Исидор.<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/3878750]</ref> Точная дата появления сороков-соборов в Москве неизвестна, но очевидно, что к середине XVI века они уже существовали. В 1551 году появившаяся ранее «сороковая» организация в Москве получила высшую церковную санкцию. К XVIII столетию в Москве традиционно существовали два низовых уровня организации Русской церкви. «Атомарной» единицей церковно-административного деления являлся приход. Единицей более высокой, состоящей из нескольких десятков приходов, являлся сорок. В XVIII столетии в Москве было шесть сороков. Благочиния появились в Москве в 1751 году. ===== Храмы ===== {{main|Православные храмы в Москве во II тысячелетии}} ====== Успенский собор ====== В 1470-е годы при князе [[Иван III|Иване III]] обветшавший белокаменный [[Успенский собор]] Ивана Калиты было решено заменить новым сооружением: древний храм не соответствовал скромным обликом и размера ми новому статусу Москвы, становившейся столицей формировавшегося в тот период, постепенно укрупнявшегося территориально русского централизованного государства.<ref>[https://www.mos.ru/upload/documents/files/5522/Moskovskoenasledie31.pdf «Московское наследие» № 1 (31) 2014]</ref> Огромное свободное зальное пространство нового Успенского собора с одинаковыми по размеру ячейками крестовых сводов, расположенными в одном уровне, круглыми столбами, первоначально расписанными под мрамор, производило сильнейшее впечатление на современников.<ref>[https://www.mos.ru/upload/documents/files/5522/Moskovskoenasledie31.pdf «Московское наследие» № 1 (31) 2014]</ref> В середине 1551 года Иван Грозный приступает к поновлению Успенского собора. Купол, обгоревший во время пожара, покрывают позолотой, под шатровой сенью устанавливают «мономаший трон», известный под названием «царского места». На створках царского места в четырех клеймах располагается повествование о венчании Владимира Мономаха на княжество регалиями, присланными императором константинопольским. Нижние рельефы так же посвящены Мономаху. Спустя некоторое время перед «царским местом» устанавливается и икона «Благословенно воинство небесного царя».<ref>[https://um.mos.ru/periods/tsarskaya-moskva-vo-vtoroy-polovine-xvi-v/]</ref> Митрополит Дионисий не допустил папского посла в Успенский собор Московского Кремля, когда [[А. Поссевино]] хотел осмотреть храм и его святыни.<ref>[https://bigenc.ru/c/dionisii-mitropolit-moskovskii-i-vseia-rusi-3eed44]</ref> Осенью 1989 года Пимен возглавил празднование 400-летия патриаршества на Руси, в том числе молебном в Успенском соборе Московского Кремля — первым богослужением после закрытия собора в 1918 году.<ref>[https://old.bigenc.ru/religious_studies/text/3139388]</ref> ====== Архангельский собор ====== Архангельский собор Алевиза Нового заменил (1505—1508 гг.) раннемосковскую церковь Ивана Калиты. Это сооружение, опирающееся на традиции крестовокупольной архи- тектуры, стало наиболее ренессансным на территории Соборной площади благодаря своему изысканному декору.<ref>[https://www.mos.ru/upload/documents/files/5522/Moskovskoenasledie31.pdf «Московское наследие» № 1 (31) 2014]</ref> ====== Храм Василия Блаженного ====== К шедеврам московской кирпичной архитектуры XVI века относится [[Покровский собор]] (храм Василия Блаженного) на [[Красная площадь|Красной площади]] в Москве.<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/2067507]</ref> Храм Василия Блаженного построен в 1555—1561 годах зодчими Бармой и Постником в ознаменование победы над Казанским ханством и во славу павших рус. воинов на месте, где первоначально находились каменный Троицкий храм и 7 деревянных церквей. Согласно заданию, собор должен был состоять из 8 отд. церквей во имя тех святых и религ. праздников, которые чествовались в дни решающих боёв за Казань. Строители собора создали оригинальную и сложную композицию: между 4 осевыми столпообразными 8-гранными приделами (Св. Троицы, в честь Великорецкой иконы Свт. Николая, Входа Господня в Иерусалим, Святых Киприана и Иустины) расположены 4 меньших по высоте (Трёх Патриархов Константинопольских, Прп. Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Священномученика еп. Григория — просветителя Вел. Армении); те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними 9-й, столпообразной, церкви, завершённой шатром с маленькой главкой. Все церкви объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. Храм был выстроен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей выполнены из белого камня.<ref>[https://bigenc.ru/fine_art/text/1901523]</ref> ====== Храм Христа Спасителя ====== В 1812 году российский император [[Александр I]] поручил воздвигнуть в Москве храм во имя Христа Спасителя «в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/5560660]</ref> С победой в Отечественной войне связано возведение [[Храм Христа Спасителя|храма Христа Спасителя]] в Москве.<ref>[https://bigenc.ru/military_science/text/2697533]</ref> В 1994—1999 годах храм Христа Спасителя был воссоздан в прежних архитектурных формах. В конце 1999 года храм Христа Спасителя, на восстановление которого ушло более пят лет, был открыт для посещения.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/2868555]</ref> ==== Католицизм ==== [[Иван Грозный]] отказал католикам в праве построить в Москве латинский храм.<ref>[https://bigenc.ru/text/3041391]</ref> В 1680-х годах в Москве при покровительстве царевны Софьи и её фаворита князя [[В. В. Голицын]]а миссионерствовали несколько иезуитов и францисканцев, прибывших для окормления иностранцев, находившихся на рус. службе.<ref>[https://bigenc.ru/text/3041391]</ref> К концу XIX столетия католиков в Москве стало так много, что два существующих в тот момент храма не могли вместить всех желающих. И тогда решили строить костёл на Пресне. Строительство началось в 1899 году, а закончилось спустя 10 лет.<ref>[http://www.sclj.ru/massmedia/detail.php?SECTION_ID=359&ELEMENT_ID=5481&print=Y]</ref> В 1936 году из Москвы был выслан последний католический епископ, действовавший на территории СССР.<ref>[https://bigenc.ru/text/3041391]</ref> === Ислам === Большие поселения мусульман-татар в Москве появились к нач. 15 в., для них строились специальные слободы: на Сретенке, Мещанке, в Кукуй-городе, Марьиной Роще.<ref>[https://old.bigenc.ru/text/3041545]</ref> === Христововеры === В 1730-х годов в Москве действовали 13 собраний христововеров, в т. ч. в Ивановском, Чудовом, Петровском и других монастырях.<ref>[https://bigenc.ru/religious_studies/text/4671073]</ref> == Храмы == При Иване Даниловиче Калите в Москве, окружённой деревянными стенами, появляются небольшие белокаменные церковные здания, первым из которых стал Успенский собор — главный собор Московского Кремля (1326—1327 гг.). В его закладке принимал участие митрополит Пётр, который незадолго до этого события перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву.<ref>[https://www.mos.ru/upload/documents/files/5522/Moskovskoenasledie31.pdf «Московское наследие» № 1 (31) 2014]</ref> [[Архангельский собор]] (1333 г.), ставший усыпальницей московских великих князей, [[собор Спаса на Бору]] (1330 г.), созданный на государевом дворе после перенесения Спасского монастыря на территорию Кремля, собор Богоявленского монастыря (XIV в.) были небольшими белокаменными крестовокупольными постройками с четырьмя опорными столбами, осененными одной главой. Их образный строй был ориентирован на традиции владимиро-суздальской белокаменной архитектуры второй половины XII — первой трети XIII века.<ref>[https://www.mos.ru/upload/documents/files/5522/Moskovskoenasledie31.pdf «Московское наследие» № 1 (31) 2014]</ref> В камне Благовещенский собор был отстроен во второй половине XIV века.<ref>[https://www.mos.ru/upload/documents/files/5522/Moskovskoenasledie31.pdf «Московское наследие» № 1 (31) 2014]</ref> В 1393 году по заказу вдовы Дмитрия Донского возводится церковь Рождества Богородицы на Сенях, примыкавшая к великокняжеским хоромам. Нижняя часть этой четырёхстолпной церкви, сохранившаяся встроенной в более поздние здания каменного государева дворца, свидетельствует о том, что четырехстолпное сооружение имело особое решение интерьера (западные столбы были круглыми; на них опирались мощные своды хор).<ref>[https://www.mos.ru/upload/documents/files/5522/Moskovskoenasledie31.pdf «Московское наследие» № 1 (31) 2014]</ref> Если нам взять план расположения церквей Китай-города, скажем, XIV столетия, то окажется, что у них совсем другая ориентировка, чем у церквей XVI-XVII-XVIII веков, которая дальше уже устойчиво наследуются, образуя знаменитый Китайгородский «веер» осей.<ref>[https://polit.ru/article/2015/12/26/belyaev_lecture/ Археология Москвы: проблемы и находки. 26 декабря 2015]</ref> [[Церковь Иоанна Лествичника]], заново построенная Боном Фрязиным «не на старом месте» в 1505—1508 годах, стала важнейшим архитектурным акцентом Соборной площади и вертикальной доминантой Московского Кремля. Высокий восьмигранный объём со ступенчато сокращающимися ярусами, в завершении которых были размещены колокола, соединил романские и ренессансные черты. Не повторив ни одной итальянской или русской постройки, зодчий явился родоначальником нового типа храмового здания в русской архитектуре — столпообразного подколоколенного храма.<ref>[https://www.mos.ru/upload/documents/files/5522/Moskovskoenasledie31.pdf «Московское наследие» № 1 (31) 2014]</ref> При [[Пётр I|Петре I]] в Москве были построены церковь Архангела Гавриила, ц. Апостолов Петра и Павла в Басманной слободе, церковь Иоанна Воина.<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/3826088]</ref> Феодосия Морозова была одной из гл. жертвовательниц на строительство храма Покрова Богородицы старообрядч. Замоскворецкой общины в Москве (1908-10, арх. В. П. Десятов).<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/2644669]</ref> Феодосия Морозова внесла крупную сумму на строительство ц. Покрова Покровско-Успенской общины в Москве (1906-11, арх. И. Е. Бондаренко).<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/2644669]</ref> Старообрядческий храм святителя Николы Чудотворца возле нынешней станции метро «Белорусская» открыли перед Первой мировой войной.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/5560660]</ref> 4 ноября 1993 года в Москве на Красной площади открыли восстановленный [[храм Казанской иконы Божией Матери]].<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/5986261]</ref> === Благовещенский собор === Новое здание [[Благовещенский собор|Благовещенского собора]] было заложено 6 мая 1484 г. и завершено в 1489 г.<ref>[https://bigenc.ru/c/blagoveshchenskii-sobor-moskovskogo-kremlia-3a63d2]</ref> === Строительство === {{main|Храмовое строительство в Москве во II тысячелетии}} В Москве в период с 1592 по 1600 было возведено 12 храмов.<ref>[https://old.bigenc.ru/religious_studies/text/2017430]</ref> == Монастыри == Захарьины-Кошкины поддерживали Георгиевский женский и Новоспасский мужской монастыри в Москве.<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/3791177]</ref> === Донской монастырь === По благословению патриарха Иова в Москве был основан [[Донской монастырь]].<ref>[https://old.bigenc.ru/religious_studies/text/2017430]</ref> === Чудов монастырь === [[Чудов монастырь]] находился в вост. части Московского Кремля.<ref>[https://old.bigenc.ru/religious_studies/text/4688458]</ref> В 1560-х годах расписывается кремлёвский собор Чудова монастыря.<ref>[https://um.mos.ru/periods/tsarskaya-moskva-vo-vtoroy-polovine-xvi-v/]</ref> В 1678—1686 годах Адриан был архимандритом Чудовского монастыря в [[Московский Кремль|Московском Кремле]].<ref>[https://old.bigenc.ru/religious_studies/text/1801383]</ref> == Иконы == В 1-й пол. 15 в. в Москве пребывала икона Богоматери Одигитрия Смоленская.<ref>[https://bigenc.ru/religious_studies/text/1868821]</ref> [[Категория:Религии в Москве во II тысячелетии| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы