Религии в Москве во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Сближение Юрия Даниловича и Ивана Даниловича Калиты с митрополитом Петром, добрые отношения Московского дома со следующим митрополитом Феогностом, избрание затем новым митрополитом Алексея — сына московского боярина, — всё это делало церковь союзником Москвы и превращало Москву в светскую и духовную столицу Руси.[1]
На соборе 1441 года в Москве Флорентийскую унию осудили.[2]
Стоглавый собор проходил в Успенском соборе Московского Кремля в 1551 г. В соборе приняли участие царь Иван IV Грозный, представители знати и духовенства: Московский митрополит Макарий, архиепископы из Твери, Смоленска, Ростова и многих других городов. Собор длился несколько месяцев и принял ряд решений. Например, он запретил мужчинам брить бороды и усы, предписывал креститься двумя пальцами, разоблачал расточительство церковных служителей и содержал многие другие пункты, касающиеся жизни в монастырях. Нормы этого документа действовали до середины XVII века.[3]
В 1553-1554 годах в Москве состоялись церковные соборы, на которых были осуждены несколько еретиков, духовных и светских вольнодумцев разных воззрений — старец Артемий, сын боярский Матвей Семенович Башкин, дьяк Иван Михайлович Висковатый и другие.[4]
В XVI веке прошло учреждение Патриаршества в Москве.[5]
В XVII веке в Москве появляются многочисленные монастырские подворья — представительства различных епархий в Москве.
В конце XVII века в Москве в связи с т. н. хлебопоклонной ересью (то есть католическим учением о времени освящения) состоялись споры о времени преложения Св. Даров.[6]
В начале 1920-х годов в Москве собирался имяславческий кружок.[7]
31 января 1945 года в Москве открылся Поместный собор, в котором участвовали 46 архиереев, 87 клириков и 38 мирян, а также несколько восточных патриархов и представители поместных церквей.
С 1998 года в Москве располагается аппарат Межрелигиозного совета России.[8]
Содержание |
[править] Религии
[править] Христианство
В 1380 году митрополита в Москве не было.[9]
В 1390 году Василий I торжественно встретил вернувшегося в Москву митр. Киприана (изгнан с митрополии Дмитрием Донским). Тем самым был разрешён вопрос о канонически законном замещении рус. митрополичьей кафедры, подведена черта под 12-летней «смутой» в рус. церкви и устранены противоречия с Константинопольским патриархатом.[10]
Митрополит Фотий в 1410 году переселился в Москву.[11]
К началу XVIII века в Москве действовали католические и лютеранские общины.[12]
[править] Православие
При Иване Калите Москва стала фактической резиденцией митрополитов Киевских и всея Руси.[13]
После гибели Герасима (1435 год) в Москву 2.4.1437 прибыл поставленный митрополитом «всея Руси» Исидор.[14]
Точная дата появления сороков-соборов в Москве неизвестна, но очевидно, что к середине XVI века они уже существовали. В 1551 году появившаяся ранее «сороковая» организация в Москве получила высшую церковную санкцию.
К XVIII столетию в Москве традиционно существовали два низовых уровня организации Русской церкви. «Атомарной» единицей церковно-административного деления являлся приход. Единицей более высокой, состоящей из нескольких десятков приходов, являлся сорок.
В XVIII столетии в Москве было шесть сороков.
Благочиния появились в Москве в 1751 году.
[править] Храмы
[править] Успенский собор
В 1470-е годы при князе Иване III обветшавший белокаменный Успенский собор Ивана Калиты было решено заменить новым сооружением: древний храм не соответствовал скромным обликом и размера ми новому статусу Москвы, становившейся столицей формировавшегося в тот период, постепенно укрупнявшегося территориально русского централизованного государства.[15]
Огромное свободное зальное пространство нового Успенского собора с одинаковыми по размеру ячейками крестовых сводов, расположенными в одном уровне, круглыми столбами, первоначально расписанными под мрамор, производило сильнейшее впечатление на современников.[16]
В середине 1551 года Иван Грозный приступает к поновлению Успенского собора. Купол, обгоревший во время пожара, покрывают позолотой, под шатровой сенью устанавливают «мономаший трон», известный под названием «царского места». На створках царского места в четырех клеймах располагается повествование о венчании Владимира Мономаха на княжество регалиями, присланными императором константинопольским. Нижние рельефы так же посвящены Мономаху. Спустя некоторое время перед «царским местом» устанавливается и икона «Благословенно воинство небесного царя».[17]
Митрополит Дионисий не допустил папского посла в Успенский собор Московского Кремля, когда А. Поссевино хотел осмотреть храм и его святыни.[18]
Осенью 1989 года Пимен возглавил празднование 400-летия патриаршества на Руси, в том числе молебном в Успенском соборе Московского Кремля — первым богослужением после закрытия собора в 1918 году.[19]
[править] Архангельский собор
Архангельский собор Алевиза Нового заменил (1505—1508 гг.) раннемосковскую церковь Ивана Калиты. Это сооружение, опирающееся на традиции крестовокупольной архи- тектуры, стало наиболее ренессансным на территории Соборной площади благодаря своему изысканному декору.[20]
[править] Храм Василия Блаженного
К шедеврам московской кирпичной архитектуры XVI века относится Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве.[21]
Храм Василия Блаженного построен в 1555—1561 годах зодчими Бармой и Постником в ознаменование победы над Казанским ханством и во славу павших рус. воинов на месте, где первоначально находились каменный Троицкий храм и 7 деревянных церквей. Согласно заданию, собор должен был состоять из 8 отд. церквей во имя тех святых и религ. праздников, которые чествовались в дни решающих боёв за Казань. Строители собора создали оригинальную и сложную композицию: между 4 осевыми столпообразными 8-гранными приделами (Св. Троицы, в честь Великорецкой иконы Свт. Николая, Входа Господня в Иерусалим, Святых Киприана и Иустины) расположены 4 меньших по высоте (Трёх Патриархов Константинопольских, Прп. Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Священномученика еп. Григория — просветителя Вел. Армении); те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними 9-й, столпообразной, церкви, завершённой шатром с маленькой главкой. Все церкви объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. Храм был выстроен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей выполнены из белого камня.[22]
[править] Храм Христа Спасителя
В 1812 году российский император Александр I поручил воздвигнуть в Москве храм во имя Христа Спасителя «в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».[23]
С победой в Отечественной войне связано возведение храма Христа Спасителя в Москве.[24]
В 1994—1999 годах храм Христа Спасителя был воссоздан в прежних архитектурных формах.
В конце 1999 года храм Христа Спасителя, на восстановление которого ушло более пят лет, был открыт для посещения.[25]
[править] Католицизм
Иван Грозный отказал католикам в праве построить в Москве латинский храм.[26]
В 1680-х годах в Москве при покровительстве царевны Софьи и её фаворита князя В. В. Голицына миссионерствовали несколько иезуитов и францисканцев, прибывших для окормления иностранцев, находившихся на рус. службе.[27]
К концу XIX столетия католиков в Москве стало так много, что два существующих в тот момент храма не могли вместить всех желающих. И тогда решили строить костёл на Пресне. Строительство началось в 1899 году, а закончилось спустя 10 лет.[28]
В 1936 году из Москвы был выслан последний католический епископ, действовавший на территории СССР.[29]
[править] Ислам
Большие поселения мусульман-татар в Москве появились к нач. 15 в., для них строились специальные слободы: на Сретенке, Мещанке, в Кукуй-городе, Марьиной Роще.[30]
[править] Христововеры
В 1730-х годов в Москве действовали 13 собраний христововеров, в т. ч. в Ивановском, Чудовом, Петровском и других монастырях.[31]
[править] Храмы
При Иване Даниловиче Калите в Москве, окружённой деревянными стенами, появляются небольшие белокаменные церковные здания, первым из которых стал Успенский собор — главный собор Московского Кремля (1326—1327 гг.). В его закладке принимал участие митрополит Пётр, который незадолго до этого события перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву.[32]
Архангельский собор (1333 г.), ставший усыпальницей московских великих князей, собор Спаса на Бору (1330 г.), созданный на государевом дворе после перенесения Спасского монастыря на территорию Кремля, собор Богоявленского монастыря (XIV в.) были небольшими белокаменными крестовокупольными постройками с четырьмя опорными столбами, осененными одной главой. Их образный строй был ориентирован на традиции владимиро-суздальской белокаменной архитектуры второй половины XII — первой трети XIII века.[33]
В камне Благовещенский собор был отстроен во второй половине XIV века.[34]
В 1393 году по заказу вдовы Дмитрия Донского возводится церковь Рождества Богородицы на Сенях, примыкавшая к великокняжеским хоромам. Нижняя часть этой четырёхстолпной церкви, сохранившаяся встроенной в более поздние здания каменного государева дворца, свидетельствует о том, что четырехстолпное сооружение имело особое решение интерьера (западные столбы были круглыми; на них опирались мощные своды хор).[35]
Если нам взять план расположения церквей Китай-города, скажем, XIV столетия, то окажется, что у них совсем другая ориентировка, чем у церквей XVI-XVII-XVIII веков, которая дальше уже устойчиво наследуются, образуя знаменитый Китайгородский «веер» осей.[36]
Церковь Иоанна Лествичника, заново построенная Боном Фрязиным «не на старом месте» в 1505—1508 годах, стала важнейшим архитектурным акцентом Соборной площади и вертикальной доминантой Московского Кремля. Высокий восьмигранный объём со ступенчато сокращающимися ярусами, в завершении которых были размещены колокола, соединил романские и ренессансные черты. Не повторив ни одной итальянской или русской постройки, зодчий явился родоначальником нового типа храмового здания в русской архитектуре — столпообразного подколоколенного храма.[37]
При Петре I в Москве были построены церковь Архангела Гавриила, ц. Апостолов Петра и Павла в Басманной слободе, церковь Иоанна Воина.[38]
Феодосия Морозова была одной из гл. жертвовательниц на строительство храма Покрова Богородицы старообрядч. Замоскворецкой общины в Москве (1908-10, арх. В. П. Десятов).[39]
Феодосия Морозова внесла крупную сумму на строительство ц. Покрова Покровско-Успенской общины в Москве (1906-11, арх. И. Е. Бондаренко).[40]
Старообрядческий храм святителя Николы Чудотворца возле нынешней станции метро «Белорусская» открыли перед Первой мировой войной.[41]
4 ноября 1993 года в Москве на Красной площади открыли восстановленный храм Казанской иконы Божией Матери.[42]
[править] Благовещенский собор
Новое здание Благовещенского собора было заложено 6 мая 1484 г. и завершено в 1489 г.[43]
[править] Строительство
В Москве в период с 1592 по 1600 было возведено 12 храмов.[44]
[править] Монастыри
Захарьины-Кошкины поддерживали Георгиевский женский и Новоспасский мужской монастыри в Москве.[45]
[править] Донской монастырь
По благословению патриарха Иова в Москве был основан Донской монастырь.[46]
[править] Чудов монастырь
Чудов монастырь находился в вост. части Московского Кремля.[47]
В 1560-х годах расписывается кремлёвский собор Чудова монастыря.[48]
В 1678—1686 годах Адриан был архимандритом Чудовского монастыря в Московском Кремле.[49]
[править] Иконы
В 1-й пол. 15 в. в Москве пребывала икона Богоматери Одигитрия Смоленская.[50]