Религии в Москве во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Сближение Юрия Даниловича и Ивана Даниловича Калиты с митрополитом Петром, добрые отношения Московского дома со следующим митрополитом Феогностом, избрание затем новым митрополитом Алексея — сына московского боярина, — всё это делало церковь союзником Москвы и превращало Москву в светскую и духовную столицу Руси.[1]

На со­бо­ре 1441 года в Мо­ск­ве Фло­рен­тий­скую унию осу­ди­ли.[2]

Стоглавый собор проходил в Успенском соборе Московского Кремля в 1551 г. В соборе приняли участие царь Иван IV Грозный, представители знати и духовенства: Московский митрополит Макарий, архиепископы из Твери, Смоленска, Ростова и многих других городов. Собор длился несколько месяцев и принял ряд решений. Например, он запретил мужчинам брить бороды и усы, предписывал креститься двумя пальцами, разоблачал расточительство церковных служителей и содержал многие другие пункты, касающиеся жизни в монастырях. Нормы этого документа действовали до середины XVII века.[3]

В 1553-1554 годах в Москве состоялись церковные соборы, на которых были осуждены несколько еретиков, духовных и светских вольнодумцев разных воззрений — старец Артемий, сын боярский Матвей Семенович Башкин, дьяк Иван Михайлович Висковатый и другие.[4]

В XVI веке прошло учреждение Патриаршества в Москве.[5]

В XVII веке в Москве появляются многочисленные монастырские подворья — представительства различных епархий в Москве.

В конце XVII века в Мо­ск­ве в свя­зи с т. н. хле­бо­по­клон­ной ере­сью (то есть ка­то­лическим уче­ни­ем о вре­ме­ни ос­вя­ще­ния) со­стоя­лись спо­ры о вре­ме­ни пре­ло­же­ния Св. Да­ров.[6]

В начале 1920-х годов в Мо­ск­ве со­би­рал­ся имя­слав­че­ский кру­жок.[7]

31 января 1945 года в Москве открылся Поместный собор, в котором участвовали 46 архиереев, 87 клириков и 38 мирян, а также несколько восточных патриархов и представители поместных церквей.

С 1998 года в Москве располагается аппарат Межрелигиозного совета России.[8]

Содержание

[править] Религии

[править] Христианство

В 1380 году митрополита в Москве не было.[9]

В 1390 году Василий I тор­же­ст­вен­но встре­тил вер­нув­ше­го­ся в Мо­ск­ву митр. Ки­приа­на (из­гнан с ми­тро­по­лии Дмит­ри­ем Дон­ским). Тем са­мым был раз­ре­шён во­прос о ка­но­ни­че­ски за­кон­ном за­ме­ще­нии рус. ми­тро­по­личь­ей ка­фед­ры, под­ве­де­на чер­та под 12-лет­ней «сму­той» в рус. церк­ви и уст­ра­не­ны про­ти­во­ре­чия с Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­ха­том.[10]

Митрополит Фотий в 1410 году переселился в Москву.[11]

К началу XVIII века в Москве действовали католические и лютеранские общины.[12]

[править] Православие

При Иване Калите Москва стала фактической резиденцией митрополитов Киевских и всея Руси.[13]

По­сле ги­бе­ли Ге­ра­си­ма (1435 год) в Мо­ск­ву 2.4.1437 при­был по­став­лен­ный ми­тро­по­ли­том «всея Ру­си» Иси­дор.[14]

Точная дата появления сороков-соборов в Москве неизвестна, но очевидно, что к середине XVI века они уже существовали. В 1551 году появившаяся ранее «сороковая» организация в Москве получила высшую церковную санкцию.

К XVIII столетию в Москве традиционно существовали два низовых уровня организации Русской церкви. «Атомарной» единицей церковно-административного деления являлся приход. Единицей более высокой, состоящей из нескольких десятков приходов, являлся сорок.

В XVIII столетии в Москве было шесть сороков.

Благочиния появились в Москве в 1751 году.

[править] Храмы
[править] Успенский собор

В 1470-е годы при князе Иване III обветшавший белокаменный Успенский собор Ивана Калиты было решено заменить новым сооружением: древний храм не соответствовал скромным обликом и размера ми новому статусу Москвы, становившейся столицей формировавшегося в тот период, постепенно укрупнявшегося территориально русского централизованного государства.[15]

Огромное свободное зальное пространство нового Успенского собора с одинаковыми по размеру ячейками крестовых сводов, расположенными в одном уровне, круглыми столбами, первоначально расписанными под мрамор, производило сильнейшее впечатление на современников.[16]

В середине 1551 года Иван Грозный приступает к поновлению Успенского собора. Купол, обгоревший во время пожара, покрывают позолотой, под шатровой сенью устанавливают «мономаший трон», известный под названием «царского места». На створках царского места в четырех клеймах располагается повествование о венчании Владимира Мономаха на княжество регалиями, присланными императором константинопольским. Нижние рельефы так же посвящены Мономаху. Спустя некоторое время перед «царским местом» устанавливается и икона «Благословенно воинство небесного царя».[17]

Митрополит Дионисий не допустил папского посла в Успенский собор Московского Кремля, когда А. Поссевино хотел осмотреть храм и его святыни.[18]

Осе­нью 1989 года Пимен воз­гла­вил празд­но­ва­ние 400-ле­тия пат­ри­ар­ше­ст­ва на Ру­си, в том числе мо­леб­ном в Ус­пен­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля — пер­вым бо­го­слу­же­ни­ем по­сле за­кры­тия со­бо­ра в 1918 году.[19]

[править] Архангельский собор

Архангельский собор Алевиза Нового заменил (1505—1508 гг.) раннемосковскую церковь Ивана Калиты. Это сооружение, опирающееся на традиции крестовокупольной архи- тектуры, стало наиболее ренессансным на территории Соборной площади благодаря своему изысканному декору.[20]

[править] Храм Василия Блаженного

К ше­дев­рам московской кир­пич­ной ар­хи­тек­ту­ры XVI века от­но­сит­ся Покровский собор (храм Ва­си­лия Бла­жен­но­го) на Крас­ной площади в Мо­ск­ве.[21]

Храм Ва­си­лия Бла­жен­но­го по­стро­ен в 1555—1561 годах зод­чи­ми Бар­мой и По­ст­ни­ком в оз­на­мено­ва­ние по­бе­ды над Ка­зан­ским хан­ст­вом и во сла­ву пав­ших рус. вои­нов на мес­те, где пер­во­на­чаль­но на­хо­ди­лись ка­мен­ный Тро­иц­кий храм и 7 де­ревянных церк­вей. Со­глас­но за­да­нию, со­бор дол­жен был со­сто­ять из 8 отд. церк­вей во имя тех свя­тых и ре­лиг. празд­ни­ков, кото­рые че­ст­во­ва­лись в дни ре­шаю­щих бо­ёв за Ка­зань. Строи­те­ли со­бо­ра соз­да­ли ори­ги­наль­ную и слож­ную ком­по­зи­цию: ме­ж­ду 4 осе­вы­ми стол­по­об­раз­ны­ми 8-гран­ны­ми при­де­ла­ми (Св. Трои­цы, в честь Ве­ли­ко­рец­кой ико­ны Свт. Ни­ко­лая, Вхо­да Гос­под­ня в Ие­ру­са­лим, Свя­тых Ки­приа­на и Иу­сти­ны) рас­по­ло­же­ны 4 мень­ших по вы­со­те (Трёх Пат­ри­ар­хов Кон­стан­ти­но­поль­ских, Прп. Алек­сан­д­ра Свир­ско­го, Вар­лаа­ма Ху­тын­ско­го, Свя­щен­но­му­че­ни­ка еп. Гри­го­рия — про­све­ти­те­ля Вел. Ар­ме­нии); те и дру­гие увен­ча­ны лу­ко­вич­ны­ми гла­ва­ми и сгруп­пи­ро­ва­ны во­круг воз­вы­шаю­щей­ся над ни­ми 9-й, стол­по­об­раз­ной, церк­ви, за­вер­шён­ной шат­ром с ма­лень­кой глав­кой. Все церк­ви объ­е­ди­не­ны об­щим ос­но­ва­ни­ем, об­ход­ной (пер­во­начально от­кры­той) га­ле­ре­ей и внутренними свод­ча­ты­ми пе­ре­хо­да­ми. Храм был вы­стро­ен из кир­пи­ча, а его фун­да­мен­ты, цо­коль и ряд де­та­лей вы­пол­не­ны из бе­ло­го кам­ня.[22]

[править] Храм Христа Спасителя

В 1812 году российский император Александр I поручил воздвигнуть в Москве храм во имя Христа Спасителя «в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».[23]

С по­бе­дой в Отечественной войне свя­за­но воз­ве­де­ние хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля в Мо­ск­ве.[24]

В 1994—1999 годах храм Христа Спасителя был воссоздан в прежних архитектурных формах.

В конце 1999 года храм Христа Спасителя, на восстановление которого ушло более пят лет, был открыт для посещения.[25]

[править] Католицизм

Иван Грозный от­ка­зал ка­то­ли­кам в пра­ве по­стро­ить в Мо­ск­ве ла­тин­ский храм.[26]

В 1680-х годах в Мо­ск­ве при по­кро­ви­тель­ст­ве ца­рев­ны Со­фьи и её фа­во­ри­та кня­зя В. В. Го­лицына мис­сио­нер­ст­во­ва­ли не­сколь­ко ие­зуи­тов и фран­ци­скан­цев, при­быв­ших для окорм­ле­ния ино­стран­цев, на­хо­див­ших­ся на рус. служ­бе.[27]

К концу XIX столетия католиков в Москве стало так много, что два существующих в тот момент храма не могли вместить всех желающих. И тогда решили строить костёл на Пресне. Строительство началось в 1899 году, а закончилось спустя 10 лет.[28]

В 1936 году из Мо­ск­вы был вы­слан по­след­ний ка­то­ли­че­ский епи­скоп, дей­ст­во­вав­ший на тер­ри­то­рии СССР.[29]

[править] Ислам

Боль­шие по­се­ле­ния му­суль­ман-та­тар в Мо­ск­ве поя­ви­лись к нач. 15 в., для них строи­лись спе­ци­аль­ные сло­бо­ды: на Сре­тен­ке, Ме­щан­ке, в Ку­куй-го­ро­де, Марь­и­ной Ро­ще.[30]

[править] Христововеры

В 1730-х годов в Мо­ск­ве дей­ст­во­ва­ли 13 со­б­ра­ний христововеров, в т. ч. в Ива­нов­ском, Чу­до­вом, Пет­ров­ском и других мо­на­сты­рях.[31]

[править] Храмы

При Иване Даниловиче Калите в Москве, окружённой деревянными стенами, появляются небольшие белокаменные церковные здания, первым из которых стал Успенский собор — главный собор Московского Кремля (1326—1327 гг.). В его закладке принимал участие митрополит Пётр, который незадолго до этого события перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву.[32]

Архангельский собор (1333 г.), ставший усыпальницей московских великих князей, собор Спаса на Бору (1330 г.), созданный на государевом дворе после перенесения Спасского монастыря на территорию Кремля, собор Богоявленского монастыря (XIV в.) были небольшими белокаменными крестовокупольными постройками с четырьмя опорными столбами, осененными одной главой. Их образный строй был ориентирован на традиции владимиро-суздальской белокаменной архитектуры второй половины XII — первой трети XIII века.[33]

В камне Благовещенский собор был отстроен во второй половине XIV века.[34]

В 1393 году по заказу вдовы Дмитрия Донского возводится церковь Рождества Богородицы на Сенях, примыкавшая к великокняжеским хоромам. Нижняя часть этой четырёхстолпной церкви, сохранившаяся встроенной в более поздние здания каменного государева дворца, свидетельствует о том, что четырехстолпное сооружение имело особое решение интерьера (западные столбы были круглыми; на них опирались мощные своды хор).[35]

Если нам взять план расположения церквей Китай-города, скажем, XIV столетия, то окажется, что у них совсем другая ориентировка, чем у церквей XVI-XVII-XVIII веков, которая дальше уже устойчиво наследуются, образуя знаменитый Китайгородский «веер» осей.[36]

Церковь Иоанна Лествичника, заново построенная Боном Фрязиным «не на старом месте» в 1505—1508 годах, стала важнейшим архитектурным акцентом Соборной площади и вертикальной доминантой Московского Кремля. Высокий восьмигранный объём со ступенчато сокращающимися ярусами, в завершении которых были размещены колокола, соединил романские и ренессансные черты. Не повторив ни одной итальянской или русской постройки, зодчий явился родоначальником нового типа храмового здания в русской архитектуре — столпообразного подколоколенного храма.[37]

При Петре I в Мо­скве были построены цер­ковь Ар­хан­ге­ла Гав­рии­ла, ц. Апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в Бас­ман­ной сло­бо­де, цер­ковь Ио­ан­на Вои­на.[38]

Феодосия Морозова бы­ла од­ной из гл. жерт­во­ва­тель­ниц на строи­тель­ст­во хра­ма По­кро­ва Бо­го­ро­ди­цы ста­ро­об­рядч. За­мо­ск­во­рец­кой об­щи­ны в Мо­ск­ве (1908-10, арх. В. П. Де­ся­тов).[39]

Феодосия Морозова вне­сла круп­ную сум­му на строи­тель­ст­во ц. По­кро­ва По­кров­ско-Ус­пен­ской об­щи­ны в Мо­ск­ве (1906-11, арх. И. Е. Бон­да­рен­ко).[40]

Старообрядческий храм святителя Николы Чудотворца возле нынешней станции метро «Белорусская» открыли перед Первой мировой войной.[41]

4 ноября 1993 года в Москве на Красной площади открыли восстановленный храм Казанской иконы Божией Матери.[42]

[править] Благовещенский собор

Новое здание Благовещенского собора было заложено 6 мая 1484 г. и завершено в 1489 г.[43]

[править] Строительство

В Мо­ск­ве в пе­ри­од с 1592 по 1600 бы­ло воз­ве­де­но 12 хра­мов.[44]

[править] Монастыри

За­харь­и­ны-Кош­ки­ны под­дер­жи­ва­ли Ге­ор­ги­ев­ский жен­ский и Но­во­спас­ский муж­ской мо­на­сты­ри в Мо­ск­ве.[45]

[править] Донской монастырь

По бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Иова в Мо­ск­ве был ос­но­ван Дон­ской мо­на­стырь.[46]

[править] Чудов монастырь

Чудов монастырь на­хо­дил­ся в вост. час­ти Мо­с­ков­ско­го Крем­ля.[47]

В 1560-х годах расписывается кремлёвский собор Чудова монастыря.[48]

В 1678—1686 годах Адриан был ар­хи­ман­д­ритом Чу­дов­ско­го мо­настыря в Московском Крем­ле.[49]

[править] Иконы

В 1-й пол. 15 в. в Мо­ск­ве пре­бы­ва­ла ико­на Бо­го­ма­те­ри Оди­гит­рия Смо­лен­ская.[50]

Личные инструменты