Редактирование: Правопреемство Российской Федерации в отношении СССР
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
Выдвинутая [[Россия|Российской Федерацией]] концепция государства-продолжателя, полностью принимающего на себя обязательства [[СССР|Союза Советских Социалистических Республик]], была поддержана решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 года. В названном решении другие правопреемники СССР поддержали Российскую Федерацию в том, чтобы она «продолжала членство СССР в Организации Объединенных Наций, включая постоянное членство в Совете Безопасности и других международных организациях».<ref>[https://minjust.ru/ru/obrashcheniya-grazhdan/o-pravopreemstve-peredache-polnomochiy-ili-sobstvennosti-mezhdu-sssr-rsfsr-i О правопреемстве, передаче полномочий или собственности между СССР, РСФСР и Российской Федерацией]</ref> Переход в [[ООН]] места СССР к Российской Федерации не потребовал никаких официальных решений Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности. Генеральный секретарь ООН исходил из того, что обращение к нему [[Президент России|Президента Российской Федерации]] от 24 декабря 1991 г. о продолжении Россией членства в ООН и других международных организациях системы ООН носит уведомительный характер. О согласии с этим сообщили постоянные члены Совета Безопасности и ряд других стран. Этот подход не встретил никаких препятствий в других международных организациях.<ref>[https://minjust.ru/ru/obrashcheniya-grazhdan/o-pravopreemstve-peredache-polnomochiy-ili-sobstvennosti-mezhdu-sssr-rsfsr-i О правопреемстве, передаче полномочий или собственности между СССР, РСФСР и Российской Федерацией]</ref> Континуитет в отношении членства в ООН и других международных организациях означал и продолжение участия Российской Федерации в Уставе ООН, являющемся международным договором, и в договорных актах, на основе которых функционируют другие международные организации, включая специализированные учреждения ООН.<ref>[https://minjust.ru/ru/obrashcheniya-grazhdan/o-pravopreemstve-peredache-polnomochiy-ili-sobstvennosti-mezhdu-sssr-rsfsr-i О правопреемстве, передаче полномочий или собственности между СССР, РСФСР и Российской Федерацией]</ref> Статус государства-продолжателя нашел отражение и в иных международно-правовых актах. Так, в преамбуле Договора между Россией и Францией от 7 февраля 1992 г. констатировалось, что Российская Федерация является государством-продолжателем СССР. В Совместной декларации Российской Федерации и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 30 января 1992 г. предусмотрено, что «Российская Федерация продолжает в полном объеме международные права и обязательства, которыми ранее обладал Советский Союз».<ref>[https://minjust.ru/ru/obrashcheniya-grazhdan/o-pravopreemstve-peredache-polnomochiy-ili-sobstvennosti-mezhdu-sssr-rsfsr-i О правопреемстве, передаче полномочий или собственности между СССР, РСФСР и Российской Федерацией]</ref> В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что действующие международные договоры, заключенные СССР, являются частью правовой системы Российской Федерации. В отношении данных договоров Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства-продолжателя Союза ССР.<ref>[https://minjust.ru/ru/obrashcheniya-grazhdan/o-pravopreemstve-peredache-polnomochiy-ili-sobstvennosti-mezhdu-sssr-rsfsr-i О правопреемстве, передаче полномочий или собственности между СССР, РСФСР и Российской Федерацией]</ref> Безусловно, по ряду параметров Российская Федерация нетождественна Советскому Союзу, но именно на ней лежит бремя континуитета, под которым понимается продолжение Россией осуществления предусмотренных в международных договорах прав и обязательств СССР.<ref>[https://minjust.ru/ru/obrashcheniya-grazhdan/o-pravopreemstve-peredache-polnomochiy-ili-sobstvennosti-mezhdu-sssr-rsfsr-i О правопреемстве, передаче полномочий или собственности между СССР, РСФСР и Российской Федерацией]</ref> == История == 20 марта 1992 года в [[Киев]]е было принято Решение Совета глав государств СНГ «О правопреемстве в отношении Договоров, государственной собственности, архивов, долгов и активов бывшего СССР», в котором государства-участники СНГ были названы в качестве правопреемников прав и обязательств бывшего Союза ССР.<ref>[https://zakon.ru/blog/2020/2/17/yavlyaetsya_li_rossiya_pravopreemnikom_sssr_likbez]</ref> 6 июля 1992 года было подписано Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом с определёнными процентами долгов и активов всех союзных республик, кроме Грузии и Прибалтики.<ref>[https://zakon.ru/blog/2020/2/17/yavlyaetsya_li_rossiya_pravopreemnikom_sssr_likbez]</ref> == Имущество СССР == === Движимое имущество === К движимой части зарубежного имущества СССР относились активы в виде банковских вкладов, драгметаллов, акций предприятий за рубежом и других ценных бумаг. Эта часть госсобственности без особых проблем перешла к России как правопреемнице СССР.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/136043]</ref> === Недвижимость === По состоянию на январь 2001 года во многих странах объекты недвижимости до сих пор числились за СССР, то есть не были переоформлены на его правопреемника — Россию.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/136043]</ref> == Дипломатические представительства СССР == Послы СССР в иностранных государствах стали послами России.<ref>[https://zakon.ru/blog/2020/2/17/yavlyaetsya_li_rossiya_pravopreemnikom_sssr_likbez]</ref> == Участие СССР в международных организациях == Согласно решению Совета глав государств СНГ от 21.12.1991 о членстве государств Содружества в ООН и других международных организациях, государства Содружества «поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях».<ref>[https://zakon.ru/blog/2020/2/17/yavlyaetsya_li_rossiya_pravopreemnikom_sssr_likbez]</ref> Представитель СССР при ООН с 1990 года [[Юлий Воронцов]] с 24 декабря 1991 года «явочным порядком» стал представителем России.<ref>[https://zakon.ru/blog/2020/2/17/yavlyaetsya_li_rossiya_pravopreemnikom_sssr_likbez]</ref> == Межгосударственные договоры СССР == Нотой Министерства иностранных дел России от 13 января 1992 года N 11/Угп иностранные государства были уведомлены о том, что Российская Федерация является «государством-продолжателем Союза ССР» в отношении международных договоров СССР.<ref>[https://zakon.ru/blog/2020/2/17/yavlyaetsya_li_rossiya_pravopreemnikom_sssr_likbez]</ref> Все советские конвенции и международные договоры продолжили действовать для России.<ref>[https://zakon.ru/blog/2020/2/17/yavlyaetsya_li_rossiya_pravopreemnikom_sssr_likbez]</ref> == Признание правопреемства == Государством-продолжателем СССР Россия, в частности, названа в двусторонних договорах с Францией, Венгрией, Японией, ФРГ, Италией и многими другими государствами.<ref>[https://zakon.ru/blog/2020/2/17/yavlyaetsya_li_rossiya_pravopreemnikom_sssr_likbez]</ref> По состоянию на январь 2001 года в Европе правопреемником СССР Россию официально признали только [[Болгария]], [[Венгрия]], [[Исландия]], [[Финляндия]] и [[Швеция]].<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/136043]</ref> Интересна формулировка в двустороннем договоре между Россией и Словакией об инвентаризации нормативно-правовой базы и действии двусторонних договоров от 31 октября 1995 году, где Россия названа «государством-продолжателем» СССР, а Словакия — «одним из Правопреемников Чешской и Словацкой Федеративной Республики».<ref>[https://zakon.ru/blog/2020/2/17/yavlyaetsya_li_rossiya_pravopreemnikom_sssr_likbez]</ref> В постановлении [[Международный суд ООН|Международного суда ООН]] от 15 октября 2008 года говорилось, что Российская Федерация является государством-продолжателем правосубъектности СССР.<ref>[https://legal.un.org/icjsummaries/documents/russian/st_leg_serf1_add5.pdf Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда. 2008—2012 годы]</ref> == Россия как государство-продолжатель СССР == С точки зрения международного права геополитические преобразования 1991 года не привели к исчезновению СССР как субъекта международного права. Несмотря на изменения территории, протяжённости границ, размеров населения и т. п., государство под названием «СССР» не прекратило, а продолжило свою международную правосубъектность под названием «Российская Федерация». Для обозначения такого рода явлений в международном праве используется понятие «продолжательство» или «континуитет» («continuité»). Государство же, продолжающее под новым названием выполнять международные права и обязательства в отношении соответствующей территории, населения, имущества и т. д., называется «государство-продолжатель» («État-continuateur»). По своим юридическим последствиям ситуация продолжательства принципиально отличается от правопреемства («succession»). Если при правопреемстве международные права и обязательства при соответствующем волеизъявлении переходят от одного государства («государства-предшественника») к другому («государству-правопреемнику» («État successeur»)), то есть от одного субъекта международного права к другому, то в случае продолжательства их осуществление автоматически продолжается тем же государством-субъектом международного права, но с другим названием. Российская Федерация неоднократно заявляла о своей позиции, согласно которой она является государством-продолжателем СССР. В послании от 24 декабря 1991 года Президент России уведомил Генерального секретаря ООН о том, что Россия в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства. Нотой от 3 января 1992 года МИД России информировал диппредставительства иностранных государств в Москве о том, что аккредитованные в соответствующих государствах дипломатические и консульские миссии СССР следует рассматривать в качестве дипломатических и консульских миссий Российской Федерации. Наконец, нотой от 13 января 1992 года МИД России уведомил глав диппредставительств в Москве о том, что «Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик». Статус Российской Федерации как государства-продолжателя СССР был официально признан международным сообществом в целом и практически всеми государствами по отдельности. Констатация российского продолжательства содержится, к примеру, в российско-германском заявлении от 21 ноября 1991 года, совместной декларации Российской Федерации и Великобритании от 1992 года, а также официальных заявлениях правительств Бельгии и Швеции. В совместном заявлении от 23 декабря 1991 года государства-члены ЕЭС признали, что «международные права и обязательства бывшего СССР, включая права и обязательства по Уставу ООН, будут продолжать осуществляться Россией». Государства-члены ЕЭС приветствовали согласие Правительства России принять на себя такие обязательства и ответственность и заявили, что в этом качестве будут продолжать свои дружественные отношения с нашей страной с учетом изменения ее конституционного статуса. Эта позиция была вновь подтверждена в мае 2006 года ЕС в письме Федерального министра иностранных дел Австрийской Республики Урсулы Плассник в качестве Председателя Совета ЕС Министру иностранных дел Украины. Статус России как государства-продолжателя СССР обозначен во многих международных договорах, заключенных нашей страной после 1991 года, в том числе в соглашениях об инвентаризации договорно-правовой базы между Россией и иностранными государствами. Признание статуса государства-продолжателя СССР выразилось и в продолжении Россией членства Советского Союза в международных организациях. В решении Совета глав государств СНГ от 21 декабря 1991 года государства Содружества (включая Украину) поддержали Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях. Письмо Президента России от 24 декабря 1991 года, сообщающее это решение, было разослано Генеральным секретарем ООН всем членам Организации. Возражений не последовало. Аналогично продолжение членства России в Совещании по сотрудничеству и безопасности в Европе (ныне — ОБСЕ) было признано после направления в Секретариат Совещания вербальной ноты МИД России от 6 января 1992 года. Статус России как государства-продолжателя СССР был подтверждён Международным Судом — одним из шести главных органов ООН. В частности, в Определении Международного Суда от 15 октября 2008 г. о предписании временных мер по делу, касающемуся применения Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Грузия против Российской Федерации), в параграфе 105 говорится, что Российская Федерация является государством, продолжающим юридическую личность Союза Советских Социалистических Республик. В Решении Международного Суда от 3 февраля 2009 г. по делу, касающемуся разграничения морских пространств в Черном море (Румыния против Украины), в параграфе 175 Международный Суд заявил, что Российская Федерация является государством, продолжающим международную юридическую личность Союза Советских Социалистических Республик, а Украина является одним из государств-правопреемников СССР. == Примечания == {{примечания}} [[Категория:Россия]] [[Категория:Правопреемство государств]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Примечания
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы