Правопреемство Российской Федерации в отношении СССР

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Выдвинутая Российской Федерацией концепция государства-продолжателя, полностью принимающего на себя обязательства Союза Советских Социалистических Республик, была поддержана решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 года. В названном решении другие правопреемники СССР поддержали Российскую Федерацию в том, чтобы она «продолжала членство СССР в Организации Объединенных Наций, включая постоянное членство в Совете Безопасности и других международных организациях».[1]

Переход в ООН места СССР к Российской Федерации не потребовал никаких официальных решений Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности. Генеральный секретарь ООН исходил из того, что обращение к нему Президента Российской Федерации от 24 декабря 1991 г. о продолжении Россией членства в ООН и других международных организациях системы ООН носит уведомительный характер. О согласии с этим сообщили постоянные члены Совета Безопасности и ряд других стран. Этот подход не встретил никаких препятствий в других международных организациях.[2]

Континуитет в отношении членства в ООН и других международных организациях означал и продолжение участия Российской Федерации в Уставе ООН, являющемся международным договором, и в договорных актах, на основе которых функционируют другие международные организации, включая специализированные учреждения ООН.[3]

Статус государства-продолжателя нашел отражение и в иных международно-правовых актах. Так, в преамбуле Договора между Россией и Францией от 7 февраля 1992 г. констатировалось, что Российская Федерация является государством-продолжателем СССР. В Совместной декларации Российской Федерации и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 30 января 1992 г. предусмотрено, что «Российская Федерация продолжает в полном объеме международные права и обязательства, которыми ранее обладал Советский Союз».[4]

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что действующие международные договоры, заключенные СССР, являются частью правовой системы Российской Федерации. В отношении данных договоров Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства-продолжателя Союза ССР.[5]

Безусловно, по ряду параметров Российская Федерация нетождественна Советскому Союзу, но именно на ней лежит бремя континуитета, под которым понимается продолжение Россией осуществления предусмотренных в международных договорах прав и обязательств СССР.[6]

Содержание

[править] История

20 марта 1992 года в Киеве было принято Решение Совета глав государств СНГ «О правопреемстве в отношении Договоров, государственной собственности, архивов, долгов и активов бывшего СССР», в котором государства-участники СНГ были названы в качестве правопреемников прав и обязательств бывшего Союза ССР.[7]

6 июля 1992 года было подписано Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом с определёнными процентами долгов и активов всех союзных республик, кроме Грузии и Прибалтики.[8]

[править] Имущество СССР

[править] Движимое имущество

К движимой части зарубежного имущества СССР относились активы в виде банковских вкладов, драгметаллов, акций предприятий за рубежом и других ценных бумаг. Эта часть госсобственности без особых проблем перешла к России как правопреемнице СССР.[9]

[править] Недвижимость

По состоянию на январь 2001 года во многих странах объекты недвижимости до сих пор числились за СССР, то есть не были переоформлены на его правопреемника — Россию.[10]

[править] Дипломатические представительства СССР

Послы СССР в иностранных государствах стали послами России.[11]

[править] Участие СССР в международных организациях

Согласно решению Совета глав государств СНГ от 21.12.1991 о членстве государств Содружества в ООН и других международных организациях, государства Содружества «поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях».[12]

Представитель СССР при ООН с 1990 года Юлий Воронцов с 24 декабря 1991 года «явочным порядком» стал представителем России.[13]

[править] Межгосударственные договоры СССР

Нотой Министерства иностранных дел России от 13 января 1992 года N 11/Угп иностранные государства были уведомлены о том, что Российская Федерация является «государством-продолжателем Союза ССР» в отношении международных договоров СССР.[14]

Все советские конвенции и международные договоры продолжили действовать для России.[15]

[править] Признание правопреемства

Государством-продолжателем СССР Россия, в частности, названа в двусторонних договорах с Францией, Венгрией, Японией, ФРГ, Италией и многими другими государствами.[16]

По состоянию на январь 2001 года в Европе правопреемником СССР Россию официально признали только Болгария, Венгрия, Исландия, Финляндия и Швеция.[17]

Интересна формулировка в двустороннем договоре между Россией и Словакией об инвентаризации нормативно-правовой базы и действии двусторонних договоров от 31 октября 1995 году, где Россия названа «государством-продолжателем» СССР, а Словакия — «одним из Правопреемников Чешской и Словацкой Федеративной Республики».[18]

В постановлении Международного суда ООН от 15 октября 2008 года говорилось, что Российская Федерация является государством-продолжателем правосубъектности СССР.[19]

[править] Россия как государство-продолжатель СССР

С точки зрения международного права геополитические преобразования 1991 года не привели к исчезновению СССР как субъекта международного права. Несмотря на изменения территории, протяжённости границ, размеров населения и т. п., государство под названием «СССР» не прекратило, а продолжило свою международную правосубъектность под названием «Российская Федерация». Для обозначения такого рода явлений в международном праве используется понятие «продолжательство» или «континуитет» («continuité»). Государство же, продолжающее под новым названием выполнять международные права и обязательства в отношении соответствующей территории, населения, имущества и т. д., называется «государство-продолжатель» («État-continuateur»).

По своим юридическим последствиям ситуация продолжательства принципиально отличается от правопреемства («succession»). Если при правопреемстве международные права и обязательства при соответствующем волеизъявлении переходят от одного государства («государства-предшественника») к другому («государству-правопреемнику» («État successeur»)), то есть от одного субъекта международного права к другому, то в случае продолжательства их осуществление автоматически продолжается тем же государством-субъектом международного права, но с другим названием.

Российская Федерация неоднократно заявляла о своей позиции, согласно которой она является государством-продолжателем СССР. В послании от 24 декабря 1991 года Президент России уведомил Генерального секретаря ООН о том, что Россия в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства. Нотой от 3 января 1992 года МИД России информировал диппредставительства иностранных государств в Москве о том, что аккредитованные в соответствующих государствах дипломатические и консульские миссии СССР следует рассматривать в качестве дипломатических и консульских миссий Российской Федерации. Наконец, нотой от 13 января 1992 года МИД России уведомил глав диппредставительств в Москве о том, что «Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик».

Статус Российской Федерации как государства-продолжателя СССР был официально признан международным сообществом в целом и практически всеми государствами по отдельности. Констатация российского продолжательства содержится, к примеру, в российско-германском заявлении от 21 ноября 1991 года, совместной декларации Российской Федерации и Великобритании от 1992 года, а также официальных заявлениях правительств Бельгии и Швеции. В совместном заявлении от 23 декабря 1991 года государства-члены ЕЭС признали, что «международные права и обязательства бывшего СССР, включая права и обязательства по Уставу ООН, будут продолжать осуществляться Россией». Государства-члены ЕЭС приветствовали согласие Правительства России принять на себя такие обязательства и ответственность и заявили, что в этом качестве будут продолжать свои дружественные отношения с нашей страной с учетом изменения ее конституционного статуса.

Эта позиция была вновь подтверждена в мае 2006 года ЕС в письме Федерального министра иностранных дел Австрийской Республики Урсулы Плассник в качестве Председателя Совета ЕС Министру иностранных дел Украины.

Статус России как государства-продолжателя СССР обозначен во многих международных договорах, заключенных нашей страной после 1991 года, в том числе в соглашениях об инвентаризации договорно-правовой базы между Россией и иностранными государствами.

Признание статуса государства-продолжателя СССР выразилось и в продолжении Россией членства Советского Союза в международных организациях. В решении Совета глав государств СНГ от 21 декабря 1991 года государства Содружества (включая Украину) поддержали Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях. Письмо Президента России от 24 декабря 1991 года, сообщающее это решение, было разослано Генеральным секретарем ООН всем членам Организации. Возражений не последовало. Аналогично продолжение членства России в Совещании по сотрудничеству и безопасности в Европе (ныне — ОБСЕ) было признано после направления в Секретариат Совещания вербальной ноты МИД России от 6 января 1992 года.

Статус России как государства-продолжателя СССР был подтверждён Международным Судом — одним из шести главных органов ООН. В частности, в Определении Международного Суда от 15 октября 2008 г. о предписании временных мер по делу, касающемуся применения Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Грузия против Российской Федерации), в параграфе 105 говорится, что Российская Федерация является государством, продолжающим юридическую личность Союза Советских Социалистических Республик. В Решении Международного Суда от 3 февраля 2009 г. по делу, касающемуся разграничения морских пространств в Черном море (Румыния против Украины), в параграфе 175 Международный Суд заявил, что Российская Федерация является государством, продолжающим международную юридическую личность Союза Советских Социалистических Республик, а Украина является одним из государств-правопреемников СССР.

[править] Примечания

  1. О правопреемстве, передаче полномочий или собственности между СССР, РСФСР и Российской Федерацией
  2. О правопреемстве, передаче полномочий или собственности между СССР, РСФСР и Российской Федерацией
  3. О правопреемстве, передаче полномочий или собственности между СССР, РСФСР и Российской Федерацией
  4. О правопреемстве, передаче полномочий или собственности между СССР, РСФСР и Российской Федерацией
  5. О правопреемстве, передаче полномочий или собственности между СССР, РСФСР и Российской Федерацией
  6. О правопреемстве, передаче полномочий или собственности между СССР, РСФСР и Российской Федерацией
  7. [1]
  8. [2]
  9. [3]
  10. [4]
  11. [5]
  12. [6]
  13. [7]
  14. [8]
  15. [9]
  16. [10]
  17. [11]
  18. [12]
  19. Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда. 2008—2012 годы
Личные инструменты