Редактирование: Машиностроение России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
В 1864 году в России было 108 машиностроительных заводов, на которых работало 16408 рабочих, а продукции продавали на 16 571 643 рублей.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/v-poiskah-istokov-promyshlennoy-revolyutsii-v-rossii-ili-fabrichnaya-lihoradka-pervoy-poloviny-xix-veka]</ref> == Предприятия == За 1830—1850 годы число машиностроительных предприятий в России возросло с 7 до 25 заводов.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/v-poiskah-istokov-promyshlennoy-revolyutsii-v-rossii-ili-fabrichnaya-lihoradka-pervoy-poloviny-xix-veka]</ref> == Отрасли == === Ракетостроение === {{main|Ракетостроение России во II тысячелетии}} К концу 1950-х годов ракетная промышленность занимала лидирующее положение в советском военно-промышленном комплексе. Создание и развитие ракетной промышленности происходили, помимо прочего, и за счёт переориентации на производство ракет некоторых авиационных заводов. По подсчетам Р. Ангельского, в 1950-х годах пять авиастроительных предприятий полностью переключились на выпуск ракетной техники, еще пять — сочетали выпуск ракет и самолётов.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/dalnyaya-aviatsiya-sssr-v-1950-1960-h-godah]</ref> === Авиационная промышленность === {{main|Авиационная промышленность России во II тысячелетии}} В 1930—1931 годах число занятых в авиационной промышленности СССР возросло на 230 %.<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2021/02/16/667001.html]</ref> В январе 1940 года партийно-правительственная комиссия пришла к выводу об отставании авиационной промышленности СССР от западных держав, в том числе от Германии — как по количественным показателям, так и по качественным.<ref>[https://nakanune.rusarchives.ru/index.php/ru/voenno-promyshlennyy-kompleks-sssr-i-problemy-ego-razvitiya-dekabr-1939-iyun-1941]</ref> ==== Самолётостроение ==== {{main|Самолётостроение России в XX веке}} Производство [[Ан-2]] было прекращено в СССР в 1971 году.<ref>[https://tass.ru/ekonomika/7010589]</ref> === Железнодорожное машиностроение === {{main|Железнодорожное машиностроение России во II тысячелетии}} В 1845 на Александровском гл. механич. заводе в С.-Петербурге выпущен первый отеч. паровоз, в дальнейшем крупнейшими центрами локомотиво- и вагоностроения стали заводы: Коломенский машиностроительный (Моск. губ.), Невский литейный и механический завод и Путиловский завод в С.-Петербурге, Брянский (близ пос. Бежица Брянского у. Орловской губ.), Рижский вагоностроительный, Моск. вагоностроительный (с. Мытищи), Сормовский (Балахнинский у. Нижегородской губ.), Харьковский, Луганский и др.<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/3822668 Железная дорога]</ref> В нач. 20 в. отеч. заводы полностью удовлетворяли потребность рос. железных дорог в подвижном составе, в 1906 выпустили св. 1,3 тыс. паровозов.<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/3822668 Железная дорога]</ref> После Октябрьской революции и Гражданской войны производство пассажирских железнодорожных вагонов было возобновлено в 1924 году.<ref>[https://gudok.ru/content/passengertrans/1426907/]</ref> В 1924 году в СССР построен первый тепловоз мощностью в 1000 лошадиных сил. В 1932 г. Московский завод выпустил первый отечественный электровоз [[ВЛ19]].<ref>[https://mzd.rzd.ru/api/media/resources/c/27/121/19575?action=download Московская железная дорога: время, события, люди]</ref> В 1946 году в СССР магистральных паровозов было построено в 30 раз больше, чем в 1945 году.<ref>[https://mzd.rzd.ru/api/media/resources/c/27/121/19575?action=download Московская железная дорога: время, события, люди]</ref> В 1953 году в СССР построен первый тепловоз [[ТЭЗ]] мощностью в двух секциях 2940 кВт (4000 л. с.), а с 1956 года начато его серийное производство. === Производство трамваев === Усть-Катавский завод производит трамваи с начала XX века.<ref>[https://zdmira.com/news/predpriyatie-roskosmosa-postavit-tramvai-s-avtonomnym-khodom-v-sankt-peterburg]</ref> === Судостроение === {{main|Судостроение России во II тысячелетии}} Наркомат судостроительной промышленности СССР был создан в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1939 года в результате разделения наркомата оборонной промышленности СССР.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/narkomaty-oboronnoy-promyshlennosti-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny]</ref> === Автомобильная промышленность === {{main|Автомобильная промышленность России во II тысячелетии}} 4 декабря 1946 года московский «[[Завод малолитражных автомобилей]]» выпустил первый легковой автомобиль «[[Москвич-400]]».<ref>[https://crimea.ria.ru/society/20201204/1117704673/4-dekabrya-kakoy-segodnya-prazdnik_.html]</ref> === Тракторостроение === В 1924 году на ленинградском заводе «[[Красный путиловец]]» начался массовый выпуск тракторов «[[Фордзон-Путиловец]]». Это была нелицензионная копия трактора [[FordsonF]] компании [[Ford]].<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3984694]</ref> Исключительное значение для Советского Союза в период индустриализации имело строительство Сталинградского тракторного завода. Постройка СТЗ была признана ВСНХ первоочередной и важнейшей задачей правительства. Автором идеи строительства в Сталинграде тракторного завода был председатель ВСНХ СССР Ф. Э. Дзержинский. Ещё в 1924 г. в письме заместителю председателя Главметалла ВСНХ В. И. Межлауку он подчёркивал необходимость привлечения для этой цели крупных иностранных специалистов157. Впоследствии, 9 сентября 1926 г., занявший после смерти Ф. Э. Дзержинского пост председателя ВСНХ В. В. Куйбышев подписал приказ о присвоении тракторному заводу в Сталинграде имени Феликса Эдмундовича Дзержинского. 11 ноября 1925 г. коллегия Главметалла ВСНХ приняла постановление о строительстве тракторного завода в Сталинграде. 12 июля 1926 г. состоялась закладка СТЗ. 12 июля 1926 года на арбузном поле на северной окраине Сталинграда состоялась церемония торжественной закладки первого камня будущего тракторного завода.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3984694]</ref> 21 февраля 1929 г. коллегия Главмашинстроя ВСНХ утвердила «план общего расположения цехов тракторного завода им. Дзержинского производительностью 40 тыс. тракторов в год, мощностью 15/30 л. с., в две смены». 17 июня 1930 г. состоялся торжественный пуск Сталинградского тракторного завода. 17 июня 1930 года с конвейера советского тракторного завода в Сталинграде сошел первый колесный трактор [[СТЗ-1]].<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3984694]</ref> В конце 1990-х годов [[Волгоградский тракторный завод]] выпускал менее 3000 тракторов в год.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3984694]</ref> === Энергетическое машиностроение === В 1923 году завод «Электросила» изготовил всего четыре первых гидрогенератора мощностью по 7,5 МВт для Волховской ГЭС.<ref>[https://minenergo.gov.ru/node/3039]</ref> === Станкостроение === В 1940 году в СССР было произведено 58437 металлорежущих станков. [[Липецкий станкостроительный завод]] с середины 1950-х годов выпускал плоскошлифовальные станки.<ref>[http://expert.ru/expert/2017/10/vstali-k-stanku/ Встали к станку Мнение экспертов и аналитиков. Прогноз. Рейтинг. Последние новости 9 март 2017 года] // [[Эксперт (журнал)|Эксперт]]</ref> === Сельскохозяйственное машиностроение === 1 апреля 1921 года во исполнение постановления Всероссийского съезда Советов о мерах укрепления и развития крестьянского сельского хозяйства Совет Народных Комиссаров постановил:<ref>[https://rosspetsmash.ru/novosti-assotsiatsii-rosspetsmash/4079-100-let-rossijskomu-selkhozmashinostroeniyu]</ref> # Признать сельскохозяйственное машиностроение делом чрезвычайной государственной важности. # Поручить Народному комиссариату земледелия в месячный срок определить типы сельскохозяйственных машин, подлежащих изготовлению, а также разработать и представить Высшему совету народного хозяйства сводку потребности в сельскохозяйственных машинах и орудиях. # Разработать в срочном порядке генеральный план организации сельскохозяйственного машиностроения по принципу массового производства. # Поручить Высшему совету народного хозяйства сосредоточить исключительно в ведении Главного управления по сельскохозяйственному машиностроению («Главсельмаш») руководство в стране всем производством сельскохозяйственных машин и орудий. === Кабельная промышленность === 23 июня 1941 года М. Ф. Ерёменко приказом народного комиссара электропромышленности СССР был назначен начальником Главного управления кабельной промышленности — Главкабеля. С тех пор вплоть до 1971 года он бессменно руководил кабельной промышленностью СССР.<ref>[https://elprovod.ru/docs/235_%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4.pdf На рубеже тысячелетий. История завода «Электропровод» (к 235-летию основания)]</ref> М. Ф. Ерёменко лично руководил эвакуацией оборудования с кабельных заводов центра страны на восток. На базе этого оборудования были созданы новые заводы — «Куйбышевкабель», «Уралкабель», «Томкабель» (ныне «Сибкабель»), «Ташкенткабель» (ныне «Узкабель»), «Уфимкабель».<ref>[https://elprovod.ru/docs/235_%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4.pdf На рубеже тысячелетий. История завода «Электропровод» (к 235-летию основания)]</ref> В 1947 году по инициативе М. Ф. Ерёменко в Москве был образован головной институт кабельной промышленности с филиалами в ряде городов страны (ныне ВНИИ кабельной промышленности), в 1957 году — ОКБ кабельной промышленности в г. Мытищи.<ref>[https://elprovod.ru/docs/235_%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4.pdf На рубеже тысячелетий. История завода «Электропровод» (к 235-летию основания)]</ref> В 1950-1960-е годы была начата автоматизация кабельной промышленности СССР.<ref>[https://elprovod.ru/docs/235_%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4.pdf На рубеже тысячелетий. История завода «Электропровод» (к 235-летию основания)]</ref> 27 марта 1986 года Министр Электротехничекой промышленности СССР Вороновский Г. П. издал приказ № 216 "О создании научно-производственного объединения ВНИИКП (НПО ВНИИКП). В состав НПО вошли такие организации: Головной научно-исследовательский институт кабельной промышленности (г. Москва), Особое конструкторское бюро кабельной промышленности (г. Мытищи), Опытный завод ВНИИКП (г. Подольск), Отделение ВНИИКП (г. Ереван), Опытный завод ВНИИКП (г. Ереван), Отделение медико-биологических проблем электротехники (г. Юрмала), Завод «Электропровод» (г. Москва), НТЦ «Электросбыт» (г. Москва).<ref>[https://elprovod.ru/docs/235_%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4.pdf На рубеже тысячелетий. История завода «Электропровод» (к 235-летию основания)]</ref> === Часовая промышленность === В 1955 году Минский часовой завод выпустил первую партию малогабаритных женских наручных часов «Заря». В 1975 году пензенский завод выпустил 6 миллионов 820 тысяч экземпляров часов, что составило более 22 % от общего производства в СССР. === Двигателестроение === {{main|Двигателестроение России во II тысячелетии}} [[Пермский моторный завод]] (сегодня знаменитые «Пермские моторы») начали строить в 1931 году.<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2021/02/16/667001.html]</ref> === Оборонная промышленность === {{main|Оборонная промышленность России во II тысячелетии}} В начале Великой Отечественной войны Устинов был назначен наркомом оборонной промышленности и сделал много для организации выпуска современных видов вооружений.<ref>[http://militera.lib.ru/memo/russian/berezhkov_vm/02.html]</ref> == Государственная политика == Февраль 1939 года. [[Наркомат машиностроения СССР]] разделён на три наркомата: среднего, общего и тяжёлого машиностроения.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> В начале 1941 года на заседании Совнаркома СССР с участием [[И. В. Сталин]]а обсуждался проект народнохозяйственного плана на этот год. Председатель Госплана СССР [[Н. А. Вознесенский]], докладывая содержание проекта плана, поставил такой вопрос. Для того чтобы выполнить намечаемые Госпланом задания по производству военной техники и изделий машиностроения, требуется гораздо больше проката чёрных и цветных металлов, чем имеет страна. И если мы не сумеем найти дополнительные источники, придётся сокращать важные оборонные задания на текущий год. Сталин тут же спросил: «А сколько у нас есть в Госмоблрезерве запасов необходимого нам проката чёрных и цветных металлов?» Ему дали справку. Тогда он говорит: «Давайте программу не сокращать, а возьмём из госрезервов, из моблзапасов недостающие нам материалы».<ref>[http://militera.lib.ru/h/kymanev_ga2/06.html]</ref> {{Машиностроение России}} {{Экономика России во II тысячелетии}} [[Категория:Машиностроение России во II тысячелетии| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:Машиностроение России
Шаблон:Экономика России во II тысячелетии
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы