Редактирование: Истребители в России в XX веке
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
Проект «Звено» (или «Авиаматка») разрабатывался в СССР в 1930-1940-х годах. Суть проекта сводилась к размещению на «материнском» самолёте (его роль выполнял бомбардировщик) от одного до пяти небольших истребителей. Таким образом, истребители можно было «забрасывать» на значительные расстояния. В роли самолёта-носителя использовались тяжёлые бомбардировщики [[ТБ-1]] и [[ТБ-3]]. В качестве носимых истребителей — [[И-4]], [[И-5]], [[И-7]] и [[И-16]]. Наиболее удачным считался проект «[[Составной пикирующий бомбардировщик]]» (СПБ), составленный из бомбардировщика [[ТБ-3]] и двух [[И-16]], закреплённых под крыльями. При этом каждый истребитель нёс по две фугасные авиабомбы [[ФАБ-250]]. Активное применение звено СПБ нашло в первые годы Великой Отечественной войны.<ref>[https://lenta.ru/articles/2012/08/14/warneverchanges/]</ref> В мае 1939 года Москва направила к границе с Маньчжурией дополнительные истребители [[И-16]] и [[И-153]] под управлением опытных лётчиков, прошедших гражданскую войну в Испании.<ref>[https://lenta.ru/articles/2012/08/14/warneverchanges/]</ref> Из 4226 истребителей в пяти приграничных военных округах СССР на утро 22 июня 1941 года насчитывалось 917 [[МиГ-3]] и более ранней модификации [[МиГ-1]] с меньшей дальностью полёта.<ref>[https://tass.ru/opinions/9847311]</ref> 23 октября 1942 года главный инженер [[ВВС Красной Армии]] [[А. К. Репин]] сообщил [[И. В. Сталин]]у: «В последнее время на фронте появились модифицированные истребители [[Bf 109F-4]] и [[Bf 109G-2]], которые, по сведениям строевых частей, обладают более высокими горизонтальной и вертикальной скоростями. Эти самолёты, по данным Главного разведывательного управления Красной Армии развивают максимальные скорости 625—650 км/ч на высоте 6700 м. Прошу Вас поставить перед НКАП задачу сконструировать и построить к весне 1943 г. одномоторный истребитель с максимальной скоростью порядка 680—700 км/ч на высотах 6000-7000 м, максимальной скоростью у земли 550—560 км/ч, полётным техническим весом не более 3300 кг и с крыльями, выполненными из металла.»<ref>[http://old.ihst.ru/files/sobolev/gsvioa.pdf Немецкий след в истории отечественной авиации]</ref> [[А. С. Яковлев]] вспоминал: «На одном из совещаний у Сталина при обсуждении вопросов работы авиационной промышленности было рассмотрено предложение наркома [[А. И. Шахурин]]а о серийном производстве захваченного нашими войсками реактивного истребителя „[[Мессершмитт-262]]“. В ходе обсуждения Сталин спросил, знаком ли я с этим самолётом и каково моё мнение. Я ответил, что самолет Ме 262 знаю, но решительно возражаю против запуска его в серию, потому что это плохой самолёт, сложный в управлении и неустойчивый в полёте, потерпевший ряд катастроф в Германии. Если он поступит у нас на вооружение, то отпугнет наших лётчиков от реактивной авиации. Они быстро убедятся, что это самолёт опасный и к тому же обладает плохими взлётно-посадочными свойствами. Я заметил также, что если будем копировать „мессершмитт“, то всё внимание и все ресурсы будут мобилизованы на эту машину и мы нанесём большой ущерб работе над отечественными реактивными самолётами.»<ref>[http://old.ihst.ru/files/sobolev/gsvioa.pdf Немецкий след в истории отечественной авиации]</ref> В течение 1960-х годов на вооружение ВВС СССР в больших количествах поступали истребители [[МиГ-21]], [[Су-7]], [[Су-9]], [[Су-11]].<ref>[https://lenta.ru/articles/2012/08/15/rusaf/]</ref> Проектирование перспективного многофункционального истребителя для замены [[Су-27]] и [[МиГ-31]] началось в СССР в конце 1970-х годов. 5 июля 1981 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о целевой комплексной программе создания таких самолётов.<ref>[https://tass.ru/info/7411105]</ref> В 1986 году в СССР началась разработка истребителя пятого поколения.<ref>[https://lenta.ru/articles/2012/08/16/rusaf/]</ref> == Вооружённые силы России == В войсках ПВО СССР к концу Великой Отечественной войны имелось 3424 самолёта-истребителя, на 1 октября 1946 года их число равнялось 3435. К концу 1946 года в истребительной авиации (ИА) войск ПВО образовался значительный некомплект самолётного парка, который по боевым самолётам насчитывал 28,5 проц., а по учебно-боевым — 54,8 проц.<ref>[https://history.ric.mil.ru/Stati/item/117769/]</ref> По решению Совета Министров СССР от 22 марта 1946 года были приняты меры по обновлению самолётного парка истребительной авиации.<ref>[https://history.ric.mil.ru/Stati/item/117769/]</ref> По состоянию дел на 1 сентября 1946 года в истребительной авиации ВВС СССР было 11 909 самолётов, в том числе 3242 [[Ла-7]], 3698 [[Як-9]] смешанной конструкции и 2069 [[Як-3]].<ref>[https://history.ric.mil.ru/Stati/item/117769/]</ref> == Производство == {{main|Производство истребителей в России в XX веке}} Одним из самых известных авиазаводов «истребительного» профиля во время Великой Отечественной войны был завод № 153 в [[Новосибирск]]е, который дал фронту свыше 15 тыс. боевых самолётов.<ref>[https://history.ric.mil.ru/Stati/item/117769/]</ref> К 1947 году в распоряжении МАП осталось всего 4 серийных завода, занимающихся производством истребителей, вместо 9 заводов, работавших во время Великой Отечественной войны.<ref>[https://history.ric.mil.ru/Stati/item/117769/]</ref> == Внешняя торговля == === Экспорт === {{main|Экспорт истребителей из России в XX веке}} В середине 1990-х годов на базе Су-30 был создан экспортный вариант истребителя — [[Су-30К]] («коммерческий»).<ref>[https://tass.ru/info/5173604]</ref> == Виды == === Истребители-бипланы === ==== И-190 ==== В начале 1938 года [[КБ Н. Н. Поликарпова]] получило задание [[ВВС РККА]] на разработку скоростного маневренного истребителя-биплана. За основу взяли уже выпускавшийся серийно [[И-153]]. Полноценно проектом, получившим обозначение И-190, занялись лишь в начале 1939 года, и уже в октябре был готов первый прототип. И-190 представлял собой одноместный биплан с верхним крылом типа «чайка» и убираемым шасси (колёсным или лыжным). Оснащался двигателем М-88БРЛ (1100 л.с.) Максимальная скорость — 488 км/ч, дальность полёта — 720 км. Вооружение — 4 × 7,62-мм пулемёта или 2 × 7,62-мм + 2 × 12,7-мм пулемёта + до 200 кг бомб. 30 декабря 1939 года состоялся первый полёт истребителя [[И-190]]. Испытания показали, что максимальная скорость у истребителя недостаточна. И-190 не стали запускать в серийное производство, ограничившись постройкой одного прототипа. В феврале 1941 года он совершил вынужденную посадку в снег с колёсным шасси и получил повреждения. Восстанавливать самолёт после этого не стали и проект закрыли.<ref>[https://t.me/AviaComments/6809]</ref> === Реактивные истребители === {{main|Реактивные истребители в России в XX веке}} В СССР первыми серийными реактивными истребителями были [[МиГ-9]] и [[Як-15]] (1946 год).<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451]</ref> К началу 1980-х годов в СССР в основном завершилась разработка четвёртого поколения реактивных истребителей.<ref>[https://lenta.ru/articles/2012/08/16/rusaf/]</ref> ==== МиГ-15 ==== В ноябре 1950 года в бой вступили советские истребители [[МиГ-15]] 64-го истребительного авиакорпуса (ИАК), базировавшегося на северо-востоке Китая. На самолеты наносились опознавательный знаки северокорейской армии. Их основной задачей являлась борьба с американской бомбардировочной авиацией, в частности, со средними бомбардировщиками В-26 Marauder («Марадер») и тяжелыми бомбардировщиками дальнего действия В-29 Superfortress («Суперкрепость»). Прикрытие от их ударов промышленных и административных центров и тыловых объектов КНА было необходимо для сохранения её боеспособности.<ref>[https://izd-mn.com/PDF/35MNNPU24.pdf История военного дела России. Учебное пособие] — М.: Мир науки, 2024</ref> ==== МиГ-17 ==== Истребители [[МиГ-17]] поступали на вооружение [[ВВС СССР]] с 1951 года. Управляемый одним пилотом самолёт мог развивать скорость до 1070 км в час, а дальность его полёта составляла 1165 км. Истребитель был вооружён 37 миллиметровой пушкой [[Н-37Д]] и двумя 23-миллиметровыми пушками [[НР-23]]. Помимо этого самолёт оснащался четырьмя точками подвески для управляемых ракет и бомб. Самолёт был снят с вооружения в начале 1970-х годов.<ref>[https://lenta.ru/articles/2012/08/15/rusaf/]</ref> ==== Су-9 ==== В 1959 году [[ВВС СССР]] получили реактивный истребитель второго поколения [[Су-9]]; он стал одним из первых советских самолётов с треугольным в плане крылом и первым самолётом-перехватчиком (предельная скорость — 2230 км в час).<ref>[https://lenta.ru/articles/2012/08/15/rusaf/]</ref> === Сверхзвуковые истребители === {{main|Сверхзвуковые истребители в России в XX веке}} ==== МиГ-19 ==== В 1955 году на вооружение [[ВВС СССР]] поступил первый сверхзвуковой истребитель [[МиГ-19]], способный развивать скорость до 1,45 тыс. км в час.<ref>[https://lenta.ru/articles/2012/08/15/rusaf/]</ref> ==== МиГ-21 ==== С 1958 года в войска начали поступать истребители [[МиГ-21]].<ref>[https://lenta.ru/articles/2012/08/15/rusaf/]</ref> ==== МиГ-31 ==== Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения [[МиГ-31]] разрабатывался в 1970-х годах коллективом Отдельного конструкторского бюро завода 155 (ныне — РСК «МиГ») под руководством главного конструктора Глеба Лозино-Лозинского.<ref>[https://tass.ru/armiya-i-opk/5088118]</ref><ref>[https://tass.ru/info/5582968]</ref> 16 сентября 1975 года лётчик-испытатель [[ОКБ им. А. И. Микояна]] [[Александр Васильевич Федотов]] поднял в небо первый прототип Е-155МП (б/н 831) будущего сверхзвукового высотного всепогодного истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия [[МиГ-31]].<ref>[https://t.me/AviaCT/17915]</ref> В 1977 году советский летчик-испытатель Александр Федотов поднялся на МиГ-31 в ближний космос — на высоту 37 650 метров.<ref>[https://tass.ru/armiya-i-opk/5088118]</ref> МиГ-31 был принят на вооружение 6 мая 1981 года.<ref>[https://tass.ru/info/5582968]</ref> Мировой общественности МиГ-31 был впервые показан на авиасалоне в [[Ле-Бурже]] в 1991 году.<ref>[https://tass.ru/armiya-i-opk/5088118]</ref> ==== Су-11 ==== С 1962 года в войска поставлялась модернизированная версия истребителя Су-9 — [[Су-11]], получивший более мощный двигатель и ракеты.<ref>[https://lenta.ru/articles/2012/08/15/rusaf/]</ref> === Фронтовые истребители === В 1955 году был создан фронтовой истребитель [[Су-7]], принятый на вооружение в 1960 году.<ref>[https://lenta.ru/articles/2012/08/15/rusaf/]</ref> == Модели == === БИ-1 === Под руководством А. Я. Березняка и А. М. Исаева создан опытный истребитель-перехватчик [[БИ-1]] с ЖРД (1-й полёт в 1942, лётчик Г. Я. Бахчиванджи).<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451]</ref> === И-3 === Истребитель [[И-3]] был спроектирован Николаем Поликарповым в 1927 году и в 1928 году совершил свой первый полёт. Самолёт был рассчитан на одного члена экипажа, имел размах крыла в 11 метров и массу 1,4 тонны. И-3 оснащался 12-цилиндровым двигателем [[BMW IV]] и развивал скорость до 278 км в час. Дальность его полёта достигала 585 км, а практический потолок — 7200 метров. Основу вооружения истребителя составляли два 7,62-миллиметровых пулемёта [[ПВ-1]].<ref>[https://lenta.ru/articles/2012/08/13/inthebeginning/]</ref> === И-16 === Истребитель [[И-16]], также известный как «ишачок», был разработан [[ОКБ Поликарпова]] и совершил свой первый полёт в 1933 году. Самолёт активно использовался в годы гражданской войны в Испании и стал самым массовым военным самолётом в СССР на начало Великой Отечественной войны. Самолёт мог развивать скорость свыше 450 км в час и мог преодолевать около 500 км. Основу вооружения истребителя составляли пулеметы [[ШКАС]] калибра 7,62 мм и реактивные снаряды [[РС-82]]. Некоторые модификации И-16 могли брать на вооружение до двух 100-килограммовых бомб.<ref>[https://lenta.ru/articles/2012/08/14/warneverchanges/]</ref> === МиГ-3 === [[МиГ-3]] был разработан [[ОКБ Микояна и Гуревича]] на базе истребителя [[МиГ-1]] и первый полет совершил 29 октября 1940 года. [[МиГ-3]] разрабатывался и проходил испытания он как [[И-200]]. Самолёт был выпущен в количестве более 3 тыс. единиц и стоял на вооружении до 1943 года. МиГ-3 оснащался двигателем [[АМ-35А]] и развивал скорость до 640 км в час. Истребитель был рассчитан на одного пилота и мог нести боевую нагрузку до 200 кг. Основу вооружения самолёта составляли два пулемета ШКАС калибра 7,62 мм, крупнокалиберный пулемёт БС (12,7 мм), а также два 12,7-миллиметровых пулемета БК, закрепляемых под крыльями. Кроме того, истребитель мог нести до шести реактивных снарядов [[РС-82]] и авиационные бомбы.<ref>[https://tass.ru/opinions/9847311]</ref><ref>[https://lenta.ru/articles/2012/08/14/warneverchanges/]</ref> === МиГ-29 === Опытный экземпляр [[МиГ-29]] (бортовой номер 901) был изготовлен к августу 1977 года. 6 октября 1977 года шеф-пилот ОКБ Александр Федотов совершил на нем первый полет. Государственные испытания МиГ-29 завершились 27 октября 1983 года.<ref>[https://tass.ru/info/12168213]</ref> В июле 1983 года первые МиГ-29 начали поступать в 234-й гвардейский истребительный авиаполк (Кубинка, Московская обл.).<ref>[https://tass.ru/info/12168213]</ref> Советский истребитель [[МиГ‑29]] с 1988 года начал экспонироваться на различных международных авиасалонах.<ref>[https://profile.ru/protection/arms/chetvert-veka-nazad-rossiya-vyshla-na-oruzhejnyj-rynok-malajzii-potesniv-ssha-i-velikobritaniyu-167656/]</ref> === Су-9 === Истребитель-перехватчик Су-9 поступил на вооружение советских ВВС в 1959 году.<ref>[https://lenta.ru/articles/2012/08/15/rusaf/]</ref> === Су-30 === Су-30 разработан в [[ОКБ «Сухого»]] в конце 1980-х годов на базе учебного варианта истребителя [[Су-27УБ]].<ref>[https://tass.ru/info/5173604]</ref> Первый полет предсерийный вариант Су-30 совершил 31 декабря 1989 года. Су-30 принят на вооружение в 1992 году.<ref>[https://tass.ru/info/5173604]</ref> === Су-47 === В 1997 в России в [[ОКБ П. О. Сухого]] создан самолёт с крылом обратной стреловидности [[Су-47]] «Беркут» — прототип истребителя 5-го поколения, способного сохранять устойчивость и управляемость на больших углах атаки, вести всеракурсный обстрел в ближнем воздушном бою, а также многоканальную ракетную стрельбу на большой дальности.<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451]</ref> === Су-57 === В конце 1990-х годов победу в конкурсе на создание перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации 5-го поколения (ПАК ФА) для Военно-воздушных сил (ВВС, ныне в составе Воздушно-космических сил, ВКС) России одержало опытно-конструкторское бюро Сухого. Проект самолета, получившего индекс Т-50 (авиационный комплекс И-21), разрабатывался с 1999 года.<ref>[https://tass.ru/info/7411105]</ref> === Як-3 === В конце 1945 года участились поломки Як-3, особенно часто выходили из строя самолёты тбилисской сборки. В них постоянно выявляли брак, плох был и клей ВИАМ-Б3. Постановлением Совета Министров СССР № 918-382 от 22 апреля 1946 года утилизировалось 290 самолётов, большинство из которых были именно Як-3 выпуска завода № 31. Попыткой исправить положение стал приказ по Министерству авиационной промышленности (МАП) № 330 от 31 мая 1946 года, предусматривавший доработку Як-3 непосредственно в частях силами бригад заводов № 31 (Тбилиси), № 135 (Харьков) и № 292 (Саратов) по бюллетеню ОКБ-115. Но его выполнение «забуксовало».<ref>[https://history.ric.mil.ru/Stati/item/117769/]</ref> === Як-9 === В марте 1946 года [[завод № 166]] в [[Омск]]е сдал заказчику последние 28 [[Як-9У]].<ref>[https://history.ric.mil.ru/Stati/item/117769/]</ref> [[Категория:Истребители в России в XX веке| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы