Редактирование: История сельскохозяйственного машиностроения России
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Российская империя == {{main|Сельскохозяйственное машиностроение Российской империи}} Первые в России предприятия по производству сельхозинвентаря появились в XIX веке (главным образом ремонтные мастерские иностранных торговых фирм).<ref>[http://slovari.yandex.ru/%D0%9C%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/ Сельскохозяйственное машиностроение] // БСЭ, 1969—1978</ref> В 1913 году в России было изготовлено 180 паровых молотилок.<ref>[http://slovari.yandex.ru/%D0%9C%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/ Сельскохозяйственное машиностроение] // БСЭ, 1969—1978</ref> == Советское время == {{also|Сельскохозяйственное машиностроение СССР}} После Октябрьской революции 1917 года начало планомерному развитию сельскохозяйственного машиностроения положил Декрет СНК от 1 апреля 1921 года, в котором указывалось, что производство сельскохозяйственных машин машин и орудий — дело чрезвычайной важности для решения задач по укреплению сельского хозяйства.<ref>[http://slovari.yandex.ru/%D0%9C%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/ Сельскохозяйственное машиностроение] // БСЭ, 1969—1978</ref> Советское государство создало собственную индустриально-техническую базу для коренной реконструкции всех отраслей сельского хозяйства. С 1926 года был начат выпуск тракторных культиваторов для сплошной обработки почвы (завод «Красный Аксай»), с 1928 года — тракторных плугов (Одесский завод им. Октябрьской революции), с 1930 года — зерноуборочных комбайнов, с 1932 года — тракторных картофелеуборочных машин. Уже к 1937 году СССР по годовому производству зерноуборочных комбайнов вышел на 1-е место в мире — 44 тыс. шт. против 29 тыс. в США; практически произошёл переход к выпуску машин механической тяги. В 1928 году их удельный вес (в %) в выпуске составил 2,6; в 1929 году — 9,2, в 1930 году — 19, в 1937 году — 91,2.<ref>[http://slovari.yandex.ru/%D0%9C%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/ Сельскохозяйственное машиностроение] // БСЭ, 1969—1978</ref> Во время Великой Отечественной войны большая часть заводов сельскохозяйственного машиностроения переключилась на производство оборонной продукции; на Востоке была создана новая база производства сельхозмашин. Построены заводы на Алтае, в Узбекской ССР, Казахской ССР и др. Особенно развилось сельхозмашиностроение после войны. Если в 1940 году было выпущено машин на 50 млн рублей (в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1955 года), то в 1950 году — на 286 млн и в 1965 — на 1461 млн руб. Высокие темпы роста сельскохозяйственного машиностроения позволили к 1962 году превзойти уровень производства сельхозтехники США. В 1973 году в СССР было изготовлено зерноуборочных комбайнов в 3,4 раза больше, чем в США, тракторных плугов в 2,5, тракторных сеялок в 4,2 раза.<ref>[http://slovari.yandex.ru/%D0%9C%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/ Сельскохозяйственное машиностроение] // БСЭ, 1969—1978</ref> Наряду с количественным ростом производства проводилась работа по созданию и освоению новых конструкций, что позволило более полно механизировать различные отрасли сельского хозяйства с учётом климатических зон. В 1971—1974 годах была значительно расширена номенклатура, освоено более 300 новых моделей сельхозтехники.<ref>[http://slovari.yandex.ru/%D0%9C%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/ Сельскохозяйственное машиностроение] // БСЭ, 1969—1978</ref> == 2000—2004 годы == После [[Выборы президента России (2000)|президентских выборов 2000 года]] к управлению крупнейшими предприятиями [[сельскохозяйственное машиностроение|сельскохозяйственного машиностроения]] [[Россия|России]], [[Ростов-на-Дону|ростовским]] «[[Ростсельмаш]]ем» и [[Красноярский комбайновый завод|Красноярским комбайновым заводом]], пришли их нынешние владельцы — ФПГ «[[Новое содружество]]» и «[[Сибмашхолдинг]]». С тех пор позиции обеих структур на заводах только укрепились, а их историю можно смело назвать успешной — стабилизация и даже рост объёмов продаж, модернизация производства, появление новых моделей. Правда, стратегию развития своих активов собственники выбрали принципиально разную.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/485771 Машиностроение] // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004</ref> «Новое содружество» в машиностроении ограничилось «Ростсельмашем» и на другие предприятия отрасли никогда не претендовало. Наоборот, в [[2003 год]]у завершилась реорганизация завода с выделением из его структуры около 20 компаний на базе различных непрофильных производств. В составе же головного предприятия — ОАО «Ростсельмаш» — остались только подразделения, занимающиеся сборкой и покраской производимой техники, а также производством основных узлов и агрегатов. В декабре 2003 года «Ростсельмаш» (после допэмиссии «Новое содружество» контролирует 84 % его акций) объявил о создании дочернего предприятия — ООО «[[Комбайновый завод „Ростсельмаш“]]». Ему передаются мощности предприятия, задействованные в производстве комбайнов. По замыслу руководства создание юридического лица, не обременённого долговыми обязательствами, должно обеспечить предприятию доступ к дешевым кредитам зарубежных банков.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/485771 Машиностроение] // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004</ref> «Сибмашхолдинг» изначально был образован несколькими предприятиями — АО «[[Алтайский дизель]]», АО «[[Алтрак]]» (Алтайский тракторный завод) и АО «Красноярский комбайновый завод». Позже к ним присоединились [[Назаровский машиностроительный завод]], [[Красноярский завод прицепной техники]] и [[Красноярский судостроительный завод]]. Осенью [[2002 год]]а «Алтрак» вышел из холдинга, снова став независимым предприятием. Зато активы прочих участников «Сибмашхолдинга» в 2003 году были слиты на базе нового ОАО «[[ПО „Красноярский завод комбайнов“]]», которое также вошло в холдинг.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/485771 Машиностроение] // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004</ref> Следующим шагом по укрупнению «Сибмашхолдинга» стало образование в [[Алма-Ата|Алма-Ате]] ОАО «Агромашхолдинг». Новая структура на 50 % принадлежит «Сибмашхолдингу», на 50 % — казахстанскому КБ «[[Каспийский]]» и «[[Достар-холдинг]]у», владеющему [[Костанайский дизельный завод|Костанайским дизельным заводом]]. Летом 2003 года совладельцем «Агромашхолдинга» стала группа «[[Промышленные инвесторы]]», вложившая в него приобретенный незадолго до этого у группы [[МДМ]] [[Волгоградский тракторный завод]] — крупнейшее в России предприятие по выпуску гусеничных тракторов. В конечном итоге «Промышленные инвесторы» получили 50 % акций холдинга.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/485771 Машиностроение] // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004</ref> Остальные российские тракторные заводы в 2000 году стал собирать под своим крылом глава московского ЗАО «[[Мост]]» [[Михаил Болотин]]. Начав с чебоксарского «[[Промтрактор]]а», за четыре года предприниматель сумел получить контроль над [[Владимиский тракторный завод|Владимирским]] и [[Липецкий тракторный завод|Липецким]] тракторными заводами, [[Чебоксарский агрегатный завод|Чебоксарским агрегатным заводом]], а через концерн «[[Тракторные заводы]]» — над [[Звениговский судостроительный завод имени Бутякова|Звениговским судостроительным заводом имени Бутякова]] ([[Марий Эл]]), [[Камышинский кузнечно-литейный завод|Камышинским кузнечно-литейным заводом]] ([[Волгоградская область]]), [[Грязинский культиваторный завод|Грязинским культиваторным заводом]] ([[Липецкая область]]), [[Тульский комбайновый завод|Тульским комбайновым заводом]], отраслевым [[Государственный автотранспортный институт|Государственным автотранспортным институтом]] ([[Москва]]). В итоге «Мост» сегодня практически полностью контролирует в России производство колёсных тракторов.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/485771 Машиностроение] // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004</ref> Из трёх основных промышленных групп в сельхозмашиностроении напрямую с президентством [[Владимир Путин|Владимира Путина]] связывают только успехи Михаила Болотина. Но главным толчком к развитию отрасли, безусловно, послужило состоявшееся в 2001 году учреждение ОАО «[[Росагролизинг]]» и изменение в результате системы предоставления госсредств на лизинг сельхозтехники. С февраля 2002 года по декабрь 2003 года ОАО заключило почти 1000 договоров лизинга на общую сумму 15,3 млрд руб. Именно вброс государственных денег обеспечил для машиностроителей стабильность продаж, стимулировав интерес к отрасли со стороны инвесторов и новых собственников.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/485771 Машиностроение] // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004</ref> == Состояние отрасли на 2008 год == В 2008 году отмечалось, что основными тенденциями развития производства сельскохозяйственного машиностроения являются:<ref>[http://archive.rspp.ru/attachment.aspx?id=6765 Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов]</ref> * увеличение издержек производства и сокращение уровня рентабельности (в том числе в связи с ростом тарифов естественных монополий); * рост внутреннего потребления сельскохозяйственной техники, в связи с ростом сельскохозяйственного производства, а также необходимостью обновления парка сельскохозяйственной техники; * увеличение объемов инвестиций в сельское хозяйство, в том числе за счет реализации Государственной программы развития сельского хозяйства; * развитие лизинга («Росагролизинг»). В 2008 году отмечалось, что конкурентными преимуществами отрасли являются:<ref>[http://archive.rspp.ru/attachment.aspx?id=6765 Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов]</ref> * наличие крупных интегрированных объединений в сельскохозяйственном машиностроении («Ростсельмаш», «Концерн „Тракторные заводы“»), способствующих консолидации конструкторских и производственных структур; * высокая конкурентоспособность продукции (тракторы, комбайны); * низкие цены на отечественную продукцию по сравнению с импортными аналогами; * значительный экспортный потенциал продукции; * государственная (финансовая и политическая) поддержка сельского хозяйства. В 2008 году отмечалось, что основными ограничениями развития отрасли остаются:<ref>[http://archive.rspp.ru/attachment.aspx?id=6765 Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов]</ref> * высокая материало- и энергоемкость, низкая производительность труда и, как следствие, высокая себестоимость производимой продукции; * недостаток финансовых ресурсов, в том числе на проведение НИОКР, что существенно сокращает количество новых конкурентоспособных разработок; * дефицит квалифицированных кадров. == 2009 год == В 2009 году общий объем отгрузки продукции собственного производства по предприятиям, выпускающим машины и оборудование для сельского и лесного хозяйства, составил 39,4 млрд руб. (83,4 % объема 2008 года).<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/special/2010/0][http://www.peeep.us/0dec9dd4]</ref> Снижение в 2009 году закупочных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции (зерно, мясо, молоко), возникшее под влиянием кризисных факторов, привело к уменьшению доходов сельхозтоваропроизводителей и, как следствие, к сокращению платежеспособного спроса на продукцию сельскохозяйственного машиностроения.<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/special/2010/0][http://www.peeep.us/0dec9dd4]</ref> == Показатели == Среднегодовой темп роста производства продукции сельскохозяйственного машиностроения за период 2003—2007 годов составил:<ref>[http://archive.rspp.ru/attachment.aspx?id=6765 Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов]</ref> * по тракторам — 108,0 %, * по зерноуборочным комбайнам — 99,0 %, * по кормоуборочным комбайнам — 106,1 %. == Примечания == <references /> [[Категория:История сельскохозяйственного машиностроения России| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Also
Шаблон:Main
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы