История сельскохозяйственного машиностроения России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Российская империя

Первые в России предприятия по производству сельхозинвентаря появились в XIX веке (главным образом ремонтные мастерские иностранных торговых фирм).[1]

В 1913 году в России было изготовлено 180 паровых молотилок.[2]

[править] Советское время

После Октябрьской революции 1917 года начало планомерному развитию сельскохозяйственного машиностроения положил Декрет СНК от 1 апреля 1921 года, в котором указывалось, что производство сельскохозяйственных машин машин и орудий — дело чрезвычайной важности для решения задач по укреплению сельского хозяйства.[3]

Советское государство создало собственную индустриально-техническую базу для коренной реконструкции всех отраслей сельского хозяйства. С 1926 года был начат выпуск тракторных культиваторов для сплошной обработки почвы (завод «Красный Аксай»), с 1928 года — тракторных плугов (Одесский завод им. Октябрьской революции), с 1930 года — зерноуборочных комбайнов, с 1932 года — тракторных картофелеуборочных машин. Уже к 1937 году СССР по годовому производству зерноуборочных комбайнов вышел на 1-е место в мире — 44 тыс. шт. против 29 тыс. в США; практически произошёл переход к выпуску машин механической тяги. В 1928 году их удельный вес (в %) в выпуске составил 2,6; в 1929 году — 9,2, в 1930 году — 19, в 1937 году — 91,2.[4]

Во время Великой Отечественной войны большая часть заводов сельскохозяйственного машиностроения переключилась на производство оборонной продукции; на Востоке была создана новая база производства сельхозмашин. Построены заводы на Алтае, в Узбекской ССР, Казахской ССР и др. Особенно развилось сельхозмашиностроение после войны. Если в 1940 году было выпущено машин на 50 млн рублей (в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1955 года), то в 1950 году — на 286 млн и в 1965 — на 1461 млн руб. Высокие темпы роста сельскохозяйственного машиностроения позволили к 1962 году превзойти уровень производства сельхозтехники США. В 1973 году в СССР было изготовлено зерноуборочных комбайнов в 3,4 раза больше, чем в США, тракторных плугов в 2,5, тракторных сеялок в 4,2 раза.[5]

Наряду с количественным ростом производства проводилась работа по созданию и освоению новых конструкций, что позволило более полно механизировать различные отрасли сельского хозяйства с учётом климатических зон. В 1971—1974 годах была значительно расширена номенклатура, освоено более 300 новых моделей сельхозтехники.[6]

[править] 2000—2004 годы

После президентских выборов 2000 года к управлению крупнейшими предприятиями сельскохозяйственного машиностроения России, ростовским «Ростсельмашем» и Красноярским комбайновым заводом, пришли их нынешние владельцы — ФПГ «Новое содружество» и «Сибмашхолдинг». С тех пор позиции обеих структур на заводах только укрепились, а их историю можно смело назвать успешной — стабилизация и даже рост объёмов продаж, модернизация производства, появление новых моделей. Правда, стратегию развития своих активов собственники выбрали принципиально разную.[7]

«Новое содружество» в машиностроении ограничилось «Ростсельмашем» и на другие предприятия отрасли никогда не претендовало. Наоборот, в 2003 году завершилась реорганизация завода с выделением из его структуры около 20 компаний на базе различных непрофильных производств. В составе же головного предприятия — ОАО «Ростсельмаш» — остались только подразделения, занимающиеся сборкой и покраской производимой техники, а также производством основных узлов и агрегатов. В декабре 2003 года «Ростсельмаш» (после допэмиссии «Новое содружество» контролирует 84 % его акций) объявил о создании дочернего предприятия — ООО «Комбайновый завод „Ростсельмаш“». Ему передаются мощности предприятия, задействованные в производстве комбайнов. По замыслу руководства создание юридического лица, не обременённого долговыми обязательствами, должно обеспечить предприятию доступ к дешевым кредитам зарубежных банков.[8]

«Сибмашхолдинг» изначально был образован несколькими предприятиями — АО «Алтайский дизель», АО «Алтрак» (Алтайский тракторный завод) и АО «Красноярский комбайновый завод». Позже к ним присоединились Назаровский машиностроительный завод, Красноярский завод прицепной техники и Красноярский судостроительный завод. Осенью 2002 года «Алтрак» вышел из холдинга, снова став независимым предприятием. Зато активы прочих участников «Сибмашхолдинга» в 2003 году были слиты на базе нового ОАО «ПО „Красноярский завод комбайнов“», которое также вошло в холдинг.[9]

Следующим шагом по укрупнению «Сибмашхолдинга» стало образование в Алма-Ате ОАО «Агромашхолдинг». Новая структура на 50 % принадлежит «Сибмашхолдингу», на 50 % — казахстанскому КБ «Каспийский» и «Достар-холдингу», владеющему Костанайским дизельным заводом. Летом 2003 года совладельцем «Агромашхолдинга» стала группа «Промышленные инвесторы», вложившая в него приобретенный незадолго до этого у группы МДМ Волгоградский тракторный завод — крупнейшее в России предприятие по выпуску гусеничных тракторов. В конечном итоге «Промышленные инвесторы» получили 50 % акций холдинга.[10]

Остальные российские тракторные заводы в 2000 году стал собирать под своим крылом глава московского ЗАО «Мост» Михаил Болотин. Начав с чебоксарского «Промтрактора», за четыре года предприниматель сумел получить контроль над Владимирским и Липецким тракторными заводами, Чебоксарским агрегатным заводом, а через концерн «Тракторные заводы» — над Звениговским судостроительным заводом имени Бутякова (Марий Эл), Камышинским кузнечно-литейным заводом (Волгоградская область), Грязинским культиваторным заводом (Липецкая область), Тульским комбайновым заводом, отраслевым Государственным автотранспортным институтом (Москва). В итоге «Мост» сегодня практически полностью контролирует в России производство колёсных тракторов.[11]

Из трёх основных промышленных групп в сельхозмашиностроении напрямую с президентством Владимира Путина связывают только успехи Михаила Болотина. Но главным толчком к развитию отрасли, безусловно, послужило состоявшееся в 2001 году учреждение ОАО «Росагролизинг» и изменение в результате системы предоставления госсредств на лизинг сельхозтехники. С февраля 2002 года по декабрь 2003 года ОАО заключило почти 1000 договоров лизинга на общую сумму 15,3 млрд руб. Именно вброс государственных денег обеспечил для машиностроителей стабильность продаж, стимулировав интерес к отрасли со стороны инвесторов и новых собственников.[12]

[править] Состояние отрасли на 2008 год

В 2008 году отмечалось, что основными тенденциями развития производства сельскохозяйственного машиностроения являются:[13]

  • увеличение издержек производства и сокращение уровня рентабельности (в том числе в связи с ростом тарифов естественных монополий);
  • рост внутреннего потребления сельскохозяйственной техники, в связи с ростом сельскохозяйственного производства, а также необходимостью обновления парка сельскохозяйственной техники;
  • увеличение объемов инвестиций в сельское хозяйство, в том числе за счет реализации Государственной программы развития сельского хозяйства;
  • развитие лизинга («Росагролизинг»).

В 2008 году отмечалось, что конкурентными преимуществами отрасли являются:[14]

  • наличие крупных интегрированных объединений в сельскохозяйственном машиностроении («Ростсельмаш», «Концерн „Тракторные заводы“»), способствующих консолидации конструкторских и производственных структур;
  • высокая конкурентоспособность продукции (тракторы, комбайны);
  • низкие цены на отечественную продукцию по сравнению с импортными аналогами;
  • значительный экспортный потенциал продукции;
  • государственная (финансовая и политическая) поддержка сельского хозяйства.

В 2008 году отмечалось, что основными ограничениями развития отрасли остаются:[15]

  • высокая материало- и энергоемкость, низкая производительность труда и, как следствие, высокая себестоимость производимой продукции;
  • недостаток финансовых ресурсов, в том числе на проведение НИОКР, что существенно сокращает количество новых конкурентоспособных разработок;
  • дефицит квалифицированных кадров.

[править] 2009 год

В 2009 году общий объем отгрузки продукции собственного производства по предприятиям, выпускающим машины и оборудование для сельского и лесного хозяйства, составил 39,4 млрд руб. (83,4 % объема 2008 года).[16]

Снижение в 2009 году закупочных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции (зерно, мясо, молоко), возникшее под влиянием кризисных факторов, привело к уменьшению доходов сельхозтоваропроизводителей и, как следствие, к сокращению платежеспособного спроса на продукцию сельскохозяйственного машиностроения.[17]

[править] Показатели

Среднегодовой темп роста производства продукции сельскохозяйственного машиностроения за период 2003—2007 годов составил:[18]

  • по тракторам — 108,0 %,
  • по зерноуборочным комбайнам — 99,0 %,
  • по кормоуборочным комбайнам — 106,1 %.

[править] Примечания

  1. Сельскохозяйственное машиностроение // БСЭ, 1969—1978
  2. Сельскохозяйственное машиностроение // БСЭ, 1969—1978
  3. Сельскохозяйственное машиностроение // БСЭ, 1969—1978
  4. Сельскохозяйственное машиностроение // БСЭ, 1969—1978
  5. Сельскохозяйственное машиностроение // БСЭ, 1969—1978
  6. Сельскохозяйственное машиностроение // БСЭ, 1969—1978
  7. Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
  8. Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
  9. Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
  10. Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
  11. Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
  12. Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
  13. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  14. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  15. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  16. [1][2]
  17. [3][4]
  18. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
Личные инструменты