Редактирование: История в России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
О том, что знали в [[Киев]]е накануне создания [[Повесть временных лет|Повести временных лет]] о начальной истории [[Русь|Руси]], достоверных сведений сохранилось крайне мало. Это и естественно, учитывая чрезвычайную скудость дошедших до нас от [[XI век]]а источников. Но, видимо, и знали не так много, и не в таком изобилии подробностей, как то позднее представит летопись. Несомненно, помнили, на некоторую глубину, генеалогию правящего княжеского дома. Знали, например, что бабкой [[Владимир I|Владимира I]] была [[Ольга (княгиня)|Ольга]] и что она приняла крещение в [[Константинополь|Константинополе]], о чём упоминал [[Иларион]] в [[Слово о законе и благодати|Слове о законе и благодати]] (середина XI века). Тот же Иларион, обращаясь к Ярославу, напоминал ему, что происходит князь из доблестного рода: его отец Владимир был сыном Святослава и внуком Игоря, которые «во времена своего владычества мужеством и храбростью прослыли в странах многих и ныне победами и силою поминаются и прославляются». Быть воинственным и оставить память благодаря победам, разумеется, одна из ожидаемых доблестей вообще всякого правителя, и Иларион не ошибся бы, даже если говорил наугад. Но в его словах можно усмотреть, как кажется, намёк на то, что и эта информация имела книжное происхождение: о войнах Игоря и Святослава рассказывается в иноземных источниках («поминаются ныне в иных странах»), скорее всего византийских. Это, между прочим, объяснило бы давнее недоумение исследователей, почему Иларион не обмолвился об [[Олег (князь)|Олеге]] и [[Рюрик]]е: они неизвестны в византийской хронографии.<ref>[http://history-fiction.ru/get-book-file.php?id=5182 Очерки начальной Руси] / Алексей Толочко. — Киев; Санкт-Петербург: Лaypyc, 2015</ref><ref>[http://philologos.narod.ru/sophia/slovoz.htm Слово о Законе и Благодати]</ref> Помимо памяти о прошлом в различных её видах — перечнях князей, названиях местностей, легендарных преданиях — во второй половине XI века были доступны уже и некоторые образцы писания истории. То были произведения византийских историков, переведённые на славянский язык. Некоторые из них, как [[Продолжатель Амартола]], к тому же содержали важные сведения: например, о нападении руси на Константинополь в 860 году или о войне с Византией в 941 году.<ref>[http://history-fiction.ru/get-book-file.php?id=5182 Очерки начальной Руси] / Алексей Толочко. — Киев; Санкт-Петербург: Лaypyc, 2015</ref><ref>[http://philologos.narod.ru/sophia/slovoz.htm Слово о Законе и Благодати]</ref> [[Повесть временных лет]] была составлена на рубеже XI—XII веков. [[Повесть временных лет]] была завершена в 1116 году игуменом [[Выдубицкий монастырь|Выдубицкого монастыря]] Сильвестром. Вероятно, и ранее этого времени в Киеве бытовали какие-то представления о древнейшем прошлом (например, в виде генеалогической легенды княжеского дома или преданий, сохраняемых в устной памяти), но только Сильвестр собрал воедино эти разрозненные фрагменты, дополнил их вычитанными из византийских хроник известиями и расположил вдоль оси христианской хронологии. Он предварил свой рассказ ветхозаветной историей [[Вавилонское столпотворение|Вавилонского столпотворения]], разделения языков и расселения народов «по лицу земли», определив место своего народа и государства в грандиозной картине истории человечества. Получившийся таким образом рассказ о народе русь, первоначально проживавшем в [[Скандинавия|Скандинавии]], а затем вместе со своими князьями мигрировавшем в [[Восточная Европа|Восточную Европу]] и через [[Новгород]] (или [[Ладога|Ладогу]]) достигшем [[Киев]]а, где — среди славян — устроил себе государство, представляет собой классическое [[origo gentis]], жанр средневековых повестей «о происхождении народов».<ref>[http://history-fiction.ru/get-book-file.php?id=5182 Очерки начальной Руси] / Алексей Толочко. — Киев; Санкт-Петербург: Лaypyc, 2015</ref> Нет сомнения, что и до Сильвестра существовали какие-то записи исторического характера, вероятнее всего, в форме отрывочных анналистических заметок о недавних событиях. Они вошли в [[ПВЛ]], составив её известия за середину — вторую половину XI века.<ref>[http://history-fiction.ru/get-book-file.php?id=5182 Очерки начальной Руси] / Алексей Толочко. — Киев; Санкт-Петербург: Лaypyc, 2015</ref> Рассказ Повести временных лет о происхождении народов с XII по XVII век был растиражирован во множестве летописных компиляций и стал единственной версией происхождения Руси, а с возникновением в XVIII веке светской историографии был естественно положен в основу изложения древнейшей истории Восточной Европы. В структурно неизменном виде его унаследовала научная историография XIX века, уточнявшая детали, но по сути воспроизводившая всё тот же рассказ о призвании варягов, их водворении в Новгороде, походе Олега на Киев, основании здесь нового государственного центра, из которого князья затем совершают походы на соседние славянские племена и на Византию.<ref>[http://history-fiction.ru/get-book-file.php?id=5182 Очерки начальной Руси] / Алексей Толочко. — Киев; Санкт-Петербург: Лaypyc, 2015</ref> Для развития исторических знаний большое значение имели указы [[Пётр I|Петра I]] 1721—1722 годов, предписывавшие присылать в Санкт-Петербург различные редкости, рукописи и старопечатные книги. == Летописание == В XIV-ХV веках центрами летописания на Руси были крупные города: [[Новгород]], [[Псков]], [[Тверь]], [[Москва]], [[Ростов]], [[Нижний Новгород]], [[Рязань]], [[Смоленск]]. В первых десятилетиях XV века летописание в Новгороде пережило взрывообразное развитие, произведя на свет, по крайней мере, три огромных компиляции — [[Новгородская первая летопись младшего извода|Новгородскую первую летопись младшего извода]], [[Софийская первая летопись|Софийскую первую]] и [[Новгородская четвёртая летопись|Новгородскую четвёртую]] летописи. Совместными усилиями эти три компиляции навсегда изменили облик летописания. Новый тип летописи, позже названный [[А. А. Шахматов]]ым сводом, был решительным разрывом с безраздельно царящим в предыдущей новгородской письменности типом непрерывно ведущейся летописи (представленным, например, [[Синодальный список|Синодальным списком]]). Своды, вызванные к жизни технологическим новшеством XV века — «[[бумажная революция|бумажной революцией]]» — изготовлялись в бóльшем количестве копий, разрабатывали бóльшее количество источников и задумывались с учётом гораздо более целостного представления о смысле прошлого, доносимого посредством летописного рассказа. В отличие от своих предшественников-анналистов, видевших задачу летописца в том, чтобы довести рассказ до современности прибавкой нескольких сообщений в конце рукописи, авторы сводов рассматривали всю протяжённость летописи как подверженную модификациям. Они решительно вторгались в сообщения об отдалённом прошлом, внося новые тексты из дополнительных источников, либо редактируя уже существующие рассказы. В некоторых же случаях они прибегали к вымышленным сообщениям или даже целым документам. Ещё одной, резко отличительной, чертой этих новых летописей было внесение (либо в текст, либо в приложения к летописи) значительного числа юридических и исторических памятников: перечней князей, митрополитов, епископов, посадников, русских городов и епископий, а также копий важнейших юридических памятников, имевших историческое и идеологическое значение для истории Новгорода.<ref>''Толочко А. П.'' [https://www.academia.edu/download/7949559/Ruska%20pravda(all,%20finaled).pdf Краткая редакция Правды Руской: происхождение текста] // К.: Інститут iсторiї України НАН України. — 2009</ref> === Московское летописание === Московское летописание выросло из отрывочных записей летописного характера, фиксировавших важнейшие события в жизни правящей династии, города и княжества. По-видимому, привычка делать такие записи появилась только в правление князя [[Юрий Данилович|Юрия Даниловича]] (1303—1325). Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что летописные известия, относящиеся ко времени его отца [[Даниил Александрович|Даниила Александровича]], крайне скудны и носят характер припоминаний.<ref>[http://www.hist.msu.ru/upload/iblock/bd5/32761.pdf Политика московских князей. Конец XIII — первая половина XIV века]</ref> Начало систематического летописного труда в Москве одни исследователи связывают с постройкой каменного [[Успенский собор|Успенского собора]] в [[Московский Кремль|Московском Кремле]] в 1326—1327 годах, другие — с основанием в 1330 году придворного [[Спасский монастырь|Спасского монастыря]].<ref>[http://www.hist.msu.ru/upload/iblock/bd5/32761.pdf Политика московских князей. Конец XIII — первая половина XIV века]</ref> === Тверское летописание === Тверское летописание, по-видимому, началось в связи с постройкой [[Спасский собор|Спасского собора]] в 1285—1290 годах. От кратких записей о событиях местного значения тверичи постепенно перешли к систематической работе.<ref>[http://www.hist.msu.ru/upload/iblock/bd5/32761.pdf Политика московских князей. Конец XIII — первая половина XIV века]</ref> == История внешней торговли России == Со второй половины XVIII века вопросы торговых связей России с сопредельными странами Востока стали привлекать внимание российских историков.<ref>[http://iriran.ru/sites/default/files/Schkunov_Regul_torg_2012.pdf Государственно-правовое регулирование внешней торговли Российской империи в XVIII—XIX веках]</ref> В 1830—1850-х годах появилось несколько крупных работ, посвященных истории внешней торговли России.<ref>[http://rta.customs.ru/nrta/attachments/4290_978-5-9590-0993-9.pdf Внешнеторговая и таможенная политика Российской империи начала XIX века: монография] / Е. В. Лобас, М. М. Савченко. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017</ref> [[Категория:История в России]] [[Категория:Наука в России во II тысячелетии]] [[Категория:История во II тысячелетии]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы