Редактирование: Дизельные двигатели в России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
В 1898 году [[Эмануэль Нобель]] подписал с Рудольфом Дизелем договор об исключительном праве пользования патентом Дизеля на территории России.<ref>[https://tass.ru/v-strane/17487635]</ref> Среди предприятий, которые первыми применили дизельные двигатели в России, были Санкт-Петербургский орудийный завод и «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель».<ref>[https://tass.ru/v-strane/17487635]</ref> 1929 год. На [[ХПЗ им. Коминтерна]] на базе отдела тепловых двигателей организован дизельный отдел.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> 1931 год. [[I Всесоюзная дизельная конференция]].<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> Июль 1931 года. ХПЗ им. Коминтерна получил задание Управления механизации и моторизации РККА на создание 4-тактного V-образного быстроходного дизеля мощностью 400 л. с. (295 кВт).<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> == Разработка == В начале 1930-х годов в СССР разработкой дизелей занимались несколько институтов: Ленинградский ЦНИДИ, Московский ЦИАМ, Харьковский научно-исследовательский институт двигателей внутреннего сгорания (НИИДВС), Киевский авиационный институт и др.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> == Производство == {{main|Дизельное двигателестроение России во II тысячелетии}} 14 февраля 1898 года прошла встреча Р. Дизеля с Эммануилом Нобелем, главой самой могущественной в России нефтяной компании «Бранобель», племянником знаменитого изобретателя динамита. Через два дня стороны подписывают контракт стоимостью 800 тыс. марок о производстве двигателей Дизеля в России. Соглашение разрешало Нобелям построить завод дизельных двигателей в Санкт-Петербурге и использовать двигатели для оснащения ими собственной флотилии нефтяных танкеров.<ref>[https://web.archive.org/web/20180711015209/http://www.leanok.ru/2016/03/diesel-in-russia.html]</ref> В 1899 году в России начался выпуск двигателей Дизеля.<ref>[https://tass.ru/v-strane/17487635]</ref> == Виды == === Авиационные двигатели === {{main|Дизельные авиационные двигатели в России во II тысячелетии}} 1931 год. В отделе нефтяных двигателей ЦИАМ А. Д. Чаромским спроектирован первый советский быстроходный мощный авиационный дизель [[АН-1]]. Первый образец построен в 1933 г.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> === Судовые двигатели === {{main|Дизельные судовые двигатели в России во II тысячелетии}} В 1906 году к заводу Нобеля обратился [[Балтийский судостроительный завод]] с предложением построить два дизельных двигателя для подводной лодки «Минога». Спуск лодки состоялся спустя два года. Так, она стала первой в мире дизельной подводной лодкой.<ref>[https://tass.ru/v-strane/17487635]</ref> 1940 год. На заводе № 75 разработаны, изготовлены, испытаны и приняты представителями ВМФ дизели типа В-2: В-2/л и В-2/п — двигатели левого и правого вращения для спаренной установки на военных судах.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> === Транспортные двигатели === {{main|Дизельные транспортные двигатели в России во II тысячелетии}} 1930 год. На [[ХПЗ им. Коминтерна]] в дизельном отделе создана конструкторская группа, в которую вошли первые конструкторы транспортных дизелей завода Я. Е. Вихман, И. С. Бер, А. К. Башкин, С. Ф. Горбатюк, Г. Д. Париевский, С. Н. Соколов и ряд других молодых специалистов.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> В феврале 1931 г. Политбюро ЦК ВКП(б) рекомендовало ВСНХ СССР создать в течение 1931 г. образцы транспортных дизелей мощностью 240.. .300 л. с. (175.. .220 кВт).<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> == Модели == === 2МБ-16 === На СТЗ были изготовлены три образца дизеля 2МБ-16. Первый из них в 1940—1941 гг. проходил испытания на стенде. Однако полученные в 1939—1940 гг. результаты работ по двигателю В-2 завода № 75 позволили принять решение о применении в танках харьковского дизеля. Необходимость в альтернативном двигателе отпадала. В 1941 г. работы над 2МБ-16 были полностью прекращены.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> === Альфа === Двухтактный дизель «Альфа», построенный по проекту А. А. Микулина в 1924—1926 гг., представлял собою опытный 2-цилиндровый двигатель мощностью 20.. .23 л. с. (15.. .17 кВт) при частоте вращения 1 800 мин-1, размерностью 9,5/10,5, массой 25 кг.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> === БД-2 === 28 апреля 1933 года на [[ХПЗ им. Коминтерна]] первый образец дизеля [[БД-2]], получившего название «быстроходный дизель второй», был размещен на стенде для испытаний.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> Ноябрь 1933 года. На [[ХПЗ им. Коминтерна]] впервые дизель БД-2 установлен и испытан в танке [[БТ-2]].<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> 1934 год. В танк [[БТ-5]] вместо двигателя [[М-17]] установлен опытный дизель [[БД-2]], с которым танк демонстрировался в Москве руководителям партии и правительства.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> 1934 год. В Батуми и Ленинграде дизель БД-2 испытан на пограничных катерах [[ПК-1]].<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> В 1936 г. дизель БД-2 не выдержал зачетных 100-часовых испытаний на стенде.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> До начала 1937 г. в конструкцию дизеля БД-2 было внесено много существенных изменений таких, как:<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> * усиление на 40 % жесткости верхней половины картера и блока цилиндров; * изменение конструкции вертикальной передачи; * увеличение жесткости коленчатого вала; * изменение профиля кулачков распределительных валиков; * значительное увеличение производительности масляного и водяного насосов; * увеличение ширины фасок клапанов и седел; * повышение износостойкости гильз цилиндров путе.м азотирования поверхности зеркала; * усиление поршневых и шатунных пальцев; * перевод крепежных соединений на специальные резьбы и др. Однако очередные стендовые испытания БД-2 в январе—марте 1937 г. выявили снова много дефектов.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> 1937 год. Дизель [[БД-2]] при выдаче чертежей на подготовку серийного производства переименован в [[В-2]].<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> === В-2 === ==== В-2СН ==== 1940 год. На заводе № 75 разработан и изготовлен опытный дизель [[В-2СН]] с наддувом.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> ==== Сталинградский тракторный завод ==== Конструкторское бюро по двигателям [[В-2]] на Сталинградском тракторном заводе возглавил [[Ю. Б. Моргулис]], а затем [[Е. М. Лев]] — оба бывшие сотрудники Харьковского завода № 75.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> При осложнении снабжения СТЗ сырьём для алюминиевого литья по указанию Совнаркома ([[В. М. Молотов]]а) в сентябре 1941 г. конструкторами СТЗ был разработан вариант двигателя В-2 с чугунным картером. Изготовленные образцы таких дизелей нарабатывали на стендах до 200 ч. Эти работы позднее были регламентированы специальным заданием правительства об изготовлении и испытании 20 дизелей В-2 с чугунными деталями (картер и др.). Однако военные действия в городе в 1942 г. и вынужденное прекращение всех работ на заводе не позволили выполнить это задание.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> ==== Челябинский тракторный завод ==== С первых же месяцев Великой Отечественной войны была установлена оперативная связь ЧТЗ с действующими танковыми частями Красной Армии, где постоянно находились командированные представители завода. Они систематически (насколько позволяла обстановка) передавали информацию с мест эксплуатации дизелей В-2 для устранения выявляемых замечаний по работе двигателей.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> ==== Запасные части ==== Для дизелей типа В-2 заводами Наркомтанкопрома за период 1942 — I полугодие 1945 г. было изготовлено запасных частей на сумму, превышающую 287 млн рублей.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> === В-11 === 10 октября 1944 года было подписано постановление ГКО № 6679с «Об установке на танках и артсамоходах ИС дизелей [[В-11]] мощностью 520 л.с.».<ref>[https://t.me/yuri_pasholok/4356]</ref> === В-12 === В августе 1943 г. коллектив СКБ-75 на базе двигателей [[В-2К]] и [[В-2ИС]] начал разработку нового дизеля [[В-12]] с наддувом.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> В ноябре—декабре 1943 г. были проведены успешные 100-часовые стендовые испытания В-12, однако в июле—августе 1944 г. государственных испытаний дизель не выдержал.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> === В-14 === В 1942—1944 гг. на заводе № 76 был разработан дизель [[В-14]].<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> Дизель В-14 к 1945 г. не был изготовлен вследствие прекращения работ по опытному танку, для которого он предназначался.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> === В-16НФ === На заводе № 77 был спроектирован и изготовлен двигатель с наддувом [[В-16НФ]] мощностью 800 л. с. (590 кВт) при частоте вращения 2000 мин-1.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> === ДМТ-8 === 1936 год. На заводе опытного машиностроения им. С. М. Кирова (Ленинград) разработан, а в 1937 г. изготовлен опытный дизель [[ДМТ-8]].<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> === ДТ-26 === 1935 год. В [[Ленинград]]е на заводе им. К. Е. Ворошилова разработан, а в 1936 г. изготовлен и испытан опытный дизель [[ДТ-26]].<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> === ОН-1 === Четырехтактный дизель ОН-1 был построен в 1929 г. по проекту В. Я. Климова. Это был одноцилиндровый дизель мощностью 20 л. с. (15 кВт) при частоте вращения 1700 мин-1, размерностью 11,5/16,5.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> [[Категория:Дизельные двигатели в России во II тысячелетии| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы