Редактирование: Государственный внешний долг России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
Первый внешний госзаём в российском государстве был заключен в 1769 году. В марте 1769 года было внесено предложение Генерал-прокурором А. А. Вяземским о займе 2 млн рублей, а в апреле этого года был издан Указ, положивший начало русскому внешнему государственному долгу, который в течение долгого времени служил основанием для заключения и управления внешними займами. Данный Указ содержал следующие основные правила:<ref>[https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Scaregradskaya/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%AE%D0%9A.PDF Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права]</ref> # В случае неожиданного разрыва дружбы с Генеральными Штатами (Голландией) облигации ни аресту, ни конфискации не подлежат. # Облигации будут выпущены в 500 тысяч гульденов, которые останутся у банкиров в Амстердаме до полного их выкупа. # По облигациям платить 5 % ежегодно с того дня, который отмечен в облигации. # Заем заключить на 10 лет, оставляя право выплачивать после 5 лет суммы, которые посчитают необходимыми. Таким образом, указанные правила закладывали первые основы правового регулирования государственного долга.<ref>[https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Scaregradskaya/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%AE%D0%9A.PDF Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права]</ref> Для осуществления Указа в 1769 году был образован Комитет уполномоченных для производства денежных негоциаций в иностранных землях. Комитет выполнял следующие функции: а) ведение переписки с банкирами; б) прием и рассмотрение предложений о займах; в) наблюдение за ходом дел по внешним займам. Соответственно, данный Комитет можно рассматривать как орган, осуществляющий управление государственным долгом. Комитету уполномоченных для производства денежных негоциаций в иностранных землях удалось успешно осуществить займы в Голландии, Австрии, Швеции, Франции, Англии, Италии.<ref>[https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Scaregradskaya/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%AE%D0%9A.PDF Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права]</ref> План погашения государственного внешнего долга России был принят 23 июля 1794 года и предусматривал получение средств на погашение долгов в размере 4 млн руб. ежегодно исключительно из внутренних источников – путем увеличения акциза на водку в размере 1 руб. с ведра. Однако, План не был реализован в части уплаты долгов.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnie-zaymy-i-dolgi-tsarskoy-rossii-istoriya-i-sovremennaya-situatsiya]</ref> В 1815 г. российское правительство осуществляет мероприятия по упорядочиванию государственного внешнего долга, в частности по отношению к голландскому займу были приняты меры по его реструктуризации. Указом от 18.10.1815 г. долг был увеличен на 18 млн гульденов, накопившимися платежами по этому займу вследствие приостановления выплат в 1812—1815 гг.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-dolg-v-dorevolyutsionnoy-rossii-istoriko-pravovye-aspekty-stanovleniya-i-razvitiya/pdf Государственный долг в дореволюционной России: историко-правовые аспекты становления и развития]</ref> В 1817 г. «голландский» внешний долг России составлял 101 млн гульденов, или 58 млн руб. серебром. Однако в обязательствах комиссии значилась только половина из этого долга. Вторую половину согласились оплатить правительства Великобритании и Нидерландов согласно Венской конвенции от 3 мая 1815 г. в качестве компенсации России за военные расходы, понесенные в период заграничных походов русской армии. Великобритания и Нидерланды поровну приняли на себя обязательства оплатить как половину долга, привлеченного посредством амстердамского банкирского дома, так и невыплаченные по нему проценты.<ref>[https://cbr.ru/Content/Document/File/93511/moiseev_0916.pdf Государственная комиссия погашения долгов]</ref> В 1829 году в Государственную долговую книгу в разряд бессрочных внешних долгов была внесена сумма в размере 42 млн гульденов.<ref>[https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Scaregradskaya/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%AE%D0%9A.PDF Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права]</ref> В мае 1877 года было объявлено о заключении нового внешнего госзайма, который был занесен в Государственную долговую книгу под названием «5%-й внешний заем 1877 года». Сумма займа равнялась 307 500 000 немецких марок — 375 000 000 франков − 180 000 000 гульденов − 15 000 000 фунтов стерлингов. Исчисление в разной валюте обусловлено тем, что билеты для погашения этого займа выдавались на предъявителя в Берлине, Амстердаме, Париже и Лондоне. Всего получено по займу, за вычетом всех расходов, 74 % от первоначальной суммы.<ref>[https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Scaregradskaya/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%AE%D0%9A.PDF Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права]</ref> Для усиления привлекательности госдолга для иностранцев в 1900 г. указ императора Николая II освободил держателей 4%-ной государственной ренты от уплаты 5 % сбора с купонных доходов.<ref>[https://cbr.ru/Content/Document/File/93511/moiseev_0916.pdf Государственная комиссия погашения долгов]</ref> Февральская революция 1917 года не привела к изменениям в политике по отношению к государственному внешнему долгу.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnie-zaymy-i-dolgi-tsarskoy-rossii-istoriya-i-sovremennaya-situatsiya]</ref> 21 января (3 февраля) 1918 года председатель [[ВЦИК|Всероссийского центрального исполнительного комитета]] [[Я. М. Свердлов]] подписал Декрет «Об аннулировании государственных займов», который предусматривал, что «безусловно и без всяких исключений аннулируются все иностранные займы».<ref>[https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Scaregradskaya/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%AE%D0%9A.PDF Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права]</ref><ref>[http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/borrow.htm Декрет об аннулировании государственных займов. 21 января (3 февраля) 1918 г.]</ref> Декрет об аннулировании долгов был опубликован 10 февраля (28 января) 1918 года. В ответ на этот Декрет дипломатический корпус в Петрограде обратился в Народный комиссариат иностранных дел с нотой протеста, заявляя, что не может признать декреты об аннулировании долгов и конфискации собственности, поскольку данные акты касаются интересов иностранных государств и их подданных. Французское и британское правительства совместно опубликовали меморандум, в котором осудили данный акт советского правительства, ссылаясь на принцип, в силу которого смена правительства не освобождает нации от выполнения международных обязательств.<ref>[https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Scaregradskaya/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%AE%D0%9A.PDF Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права]</ref> В 1919–1921 годах вопросы выплаты царских долгов затрагивались в основном в рамках двусторонних переговоров с Англией и Францией, но к определенным результатам не привели. Эти переговоры не носили систематического характера и часто прерывались в связи с определенными политическими обстоятельствами (например, поддержкой Францией и Англией Врангеля, польской интервенцией).<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnie-zaymy-i-dolgi-tsarskoy-rossii-istoriya-i-sovremennaya-situatsiya]</ref> Обсуждение вопросов, связанных с урегулированием внешнего госдолга России, аннулированного Декретом об аннулировании государственных займов, было возобновлено руководством страны только после окончания интервенции и Гражданской войны в связи с необходимостью получения новых кредитов для восстановления народного хозяйства.<ref>[https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Scaregradskaya/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%AE%D0%9A.PDF Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права]</ref> В октябре 1921 года советское правительство предложило созвать специальную конференцию для урегулирования долговых и других претензий и налаживания общеевропейского сотрудничества. Данное предложение было рассмотрено Верховным советом союзников в январе 1922 г. в Каннах, который принял решение о созыве международной экономической конференции и пригласил участвовать в ней советское правительство. Эта конференция состоялась в апреле-мае 1922 г. в Генуе. Генуэзская конференция, в которой приняли участие 34 страны, могла бы стать переломной в восстановлении нормальных отношений с внешним миром Советской России.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnie-zaymy-i-dolgi-tsarskoy-rossii-istoriya-i-sovremennaya-situatsiya]</ref> Поскольку решение вопросов о российских долгах на Генуэзской конференции добиться не удалось, Франция и Англия выступили с инициативой о созыве нового многостороннего совещания (комиссии) экспертов по русскому вопросу, которое вскоре (15 июня 1922 г.) открылась в Гааге. Представительский уровень Гаагской конференции был значительно ниже Генуэзской. Это выразилось в том, что руководителями западных делегаций были менее известные политики. В то же время в состав делегаций было включено больше экспертов и промышленников. Однако и в Гааге не удалось добиться практического сближения позиций сторон, заявленных на Генуэзской конференции. В резолюции о долгах констатировалась неприемлемость для Запада позиции Советского правительства, которое ставило признание долгов в зависимость от получения экономической помощи иностранных держав.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnie-zaymy-i-dolgi-tsarskoy-rossii-istoriya-i-sovremennaya-situatsiya]</ref> Впоследствии вопрос о царских долгах поднимался на переговорах с Англией в 1924 и 1929 г., с Францией – в 1924 и 1927 г. и с США – в 1933 и 1934 г. Советское правительство в принципе соглашалось выплатить определенную долю царских долгов при условии, что СССР будут предоставлены новые кредиты.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnie-zaymy-i-dolgi-tsarskoy-rossii-istoriya-i-sovremennaya-situatsiya]</ref> СССР к 1931 году имел максимальную сумму внешней задолженности в 1,4 млрд рублей, которую постепенно удалось снизить к 1937 году до 85 млн рублей благодаря советским поставкам сырья и товаров за рубеж.<ref>[https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Scaregradskaya/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%AE%D0%9A.PDF Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права]</ref> С середины 1930-х годов, когда в политике СССР по отношению к внешним заимствованиям произошли серьезные изменения, переговоры по царским долгам прекратились практически до 1980-х годов.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnie-zaymy-i-dolgi-tsarskoy-rossii-istoriya-i-sovremennaya-situatsiya]</ref> Начиная со второй половины 1980-х годов, СССР за пять лет удвоил свой внешний долг.<ref>[https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Scaregradskaya/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%AE%D0%9A.PDF Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права]</ref> == Управление долгом == Важным моментом в управлении внешней государственной задолженностью России стало учреждение в 1810-1812 гг. “для наблюдения порядка в платежах, ясности и точности в счетах и для сохранения прав каждого” при Комиссии погашения долгов Государственной долговой книги.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnie-zaymy-i-dolgi-tsarskoy-rossii-istoriya-i-sovremennaya-situatsiya]</ref> Государственная книга внешнего долга была воссоздана в Российской Федерации в 1994 г.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnie-zaymy-i-dolgi-tsarskoy-rossii-istoriya-i-sovremennaya-situatsiya]</ref> == Показатели == === Объём долга === Государственный внешний долг России (млрд рублей):<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnie-zaymy-i-dolgi-tsarskoy-rossii-istoriya-i-sovremennaya-situatsiya]</ref> * 1 января 1895 года: 1,732 * 1 января 1899 года: 2,265 * 1 января 1904 года: 3,059 * 1 января 1909 года: 4,071 * 1 января 1914 года: 4,229 К моменту распада СССР внешний госдолг страны достигает $70 млрд.<ref>[https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Scaregradskaya/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%AE%D0%9A.PDF Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права]</ref> === Доля внешнего долга в составе государственного долга === К 1904 году доля внешнего долга в государственном долге России возросла до 46%, к 1 января 1914 года – уже до 48%.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnie-zaymy-i-dolgi-tsarskoy-rossii-istoriya-i-sovremennaya-situatsiya]</ref> Доля государственного долга России, принадлежащего иностранцам, сократилась с 52 % в 1907 году до 48 % в 1913 году.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-dolg-v-dorevolyutsionnoy-rossii-istoriko-pravovye-aspekty-stanovleniya-i-razvitiya/pdf Государственный долг в дореволюционной России: историко-правовые аспекты становления и развития]</ref> == Ссылки == * [http://www.fa.ru/org/div/museum/SiteAssets/Pages/empire/%D0%91%D0%B0%D0%B5%D0%B2%20%D0%9E.%D0%92.%20%D0%92%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B3%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%9F.%D0%90.%20%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20(1906-1911%20%D0%B3%D0%B3.).pdf Внешний государственный долг российской империи в годы премьерства П. А. Столыпина (1906—1911)] * [https://docs.cntd.ru/document/901777444 Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР] [[Категория:Государственный внешний долг России]] [[Категория:Государственный долг России во II тысячелетии]] [[Категория:Внешний долг России во II тысячелетии]] [[Категория:Государственный внешний долг во II тысячелетии]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы