Государственный внешний долг России во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Первый внешний госзаём в российском государстве был заключен в 1769 году. В марте 1769 года было внесено предложение Генерал-прокурором А. А. Вяземским о займе 2 млн рублей, а в апреле этого года был издан Указ, положивший начало русскому внешнему государственному долгу, который в течение долгого времени служил основанием для заключения и управления внешними займами. Данный Указ содержал следующие основные правила:[1]

  1. В случае неожиданного разрыва дружбы с Генеральными Штатами (Голландией) облигации ни аресту, ни конфискации не подлежат.
  2. Облигации будут выпущены в 500 тысяч гульденов, которые останутся у банкиров в Амстердаме до полного их выкупа.
  3. По облигациям платить 5 % ежегодно с того дня, который отмечен в облигации.
  4. Заем заключить на 10 лет, оставляя право выплачивать после 5 лет суммы, которые посчитают необходимыми.

Таким образом, указанные правила закладывали первые основы правового регулирования государственного долга.[2]

Для осуществления Указа в 1769 году был образован Комитет уполномоченных для производства денежных негоциаций в иностранных землях. Комитет выполнял следующие функции: а) ведение переписки с банкирами; б) прием и рассмотрение предложений о займах; в) наблюдение за ходом дел по внешним займам. Соответственно, данный Комитет можно рассматривать как орган, осуществляющий управление государственным долгом. Комитету уполномоченных для производства денежных негоциаций в иностранных землях удалось успешно осуществить займы в Голландии, Австрии, Швеции, Франции, Англии, Италии.[3]

План погашения государственного внешнего долга России был принят 23 июля 1794 года и предусматривал получение средств на погашение долгов в размере 4 млн руб. ежегодно исключительно из внутренних источников – путем увеличения акциза на водку в размере 1 руб. с ведра. Однако, План не был реализован в части уплаты долгов.[4]

В 1815 г. российское правительство осуществляет мероприятия по упорядочиванию государственного внешнего долга, в частности по отношению к голландскому займу были приняты меры по его реструктуризации. Указом от 18.10.1815 г. долг был увеличен на 18 млн гульденов, накопившимися платежами по этому займу вследствие приостановления выплат в 1812—1815 гг.[5]

В 1817 г. «голландский» внешний долг России составлял 101 млн гульденов, или 58 млн руб. серебром. Однако в обязательствах комиссии значилась только половина из этого долга. Вторую половину согласились оплатить правительства Великобритании и Нидерландов согласно Венской конвенции от 3 мая 1815 г. в качестве компенсации России за военные расходы, понесенные в период заграничных походов русской армии. Великобритания и Нидерланды поровну приняли на себя обязательства оплатить как половину долга, привлеченного посредством амстердамского банкирского дома, так и невыплаченные по нему проценты.[6]

В 1829 году в Государственную долговую книгу в разряд бессрочных внешних долгов была внесена сумма в размере 42 млн гульденов.[7]

В мае 1877 года было объявлено о заключении нового внешнего госзайма, который был занесен в Государственную долговую книгу под названием «5%-й внешний заем 1877 года». Сумма займа равнялась 307 500 000 немецких марок — 375 000 000 франков − 180 000 000 гульденов − 15 000 000 фунтов стерлингов. Исчисление в разной валюте обусловлено тем, что билеты для погашения этого займа выдавались на предъявителя в Берлине, Амстердаме, Париже и Лондоне. Всего получено по займу, за вычетом всех расходов, 74 % от первоначальной суммы.[8]

Для усиления привлекательности госдолга для иностранцев в 1900 г. указ императора Николая II освободил держателей 4%-ной государственной ренты от уплаты 5 % сбора с купонных доходов.[9]

Февральская революция 1917 года не привела к изменениям в политике по отношению к государственному внешнему долгу.[10]

21 января (3 февраля) 1918 года председатель Всероссийского центрального исполнительного комитета Я. М. Свердлов подписал Декрет «Об аннулировании государственных займов», который предусматривал, что «безусловно и без всяких исключений аннулируются все иностранные займы».[11][12]

Декрет об аннулировании долгов был опубликован 10 февраля (28 января) 1918 года. В ответ на этот Декрет дипломатический корпус в Петрограде обратился в Народный комиссариат иностранных дел с нотой протеста, заявляя, что не может признать декреты об аннулировании долгов и конфискации собственности, поскольку данные акты касаются интересов иностранных государств и их подданных. Французское и британское правительства совместно опубликовали меморандум, в котором осудили данный акт советского правительства, ссылаясь на принцип, в силу которого смена правительства не освобождает нации от выполнения международных обязательств.[13]

В 1919–1921 годах вопросы выплаты царских долгов затрагивались в основном в рамках двусторонних переговоров с Англией и Францией, но к определенным результатам не привели. Эти переговоры не носили систематического характера и часто прерывались в связи с определенными политическими обстоятельствами (например, поддержкой Францией и Англией Врангеля, польской интервенцией).[14]

Обсуждение вопросов, связанных с урегулированием внешнего госдолга России, аннулированного Декретом об аннулировании государственных займов, было возобновлено руководством страны только после окончания интервенции и Гражданской войны в связи с необходимостью получения новых кредитов для восстановления народного хозяйства.[15]

В октябре 1921 года советское правительство предложило созвать специальную конференцию для урегулирования долговых и других претензий и налаживания общеевропейского сотрудничества. Данное предложение было рассмотрено Верховным советом союзников в январе 1922 г. в Каннах, который принял решение о созыве международной экономической конференции и пригласил участвовать в ней советское правительство. Эта конференция состоялась в апреле-мае 1922 г. в Генуе. Генуэзская конференция, в которой приняли участие 34 страны, могла бы стать переломной в восстановлении нормальных отношений с внешним миром Советской России.[16]

Поскольку решение вопросов о российских долгах на Генуэзской конференции добиться не удалось, Франция и Англия выступили с инициативой о созыве нового многостороннего совещания (комиссии) экспертов по русскому вопросу, которое вскоре (15 июня 1922 г.) открылась в Гааге. Представительский уровень Гаагской конференции был значительно ниже Генуэзской. Это выразилось в том, что руководителями западных делегаций были менее известные политики. В то же время в состав делегаций было включено больше экспертов и промышленников. Однако и в Гааге не удалось добиться практического сближения позиций сторон, заявленных на Генуэзской конференции. В резолюции о долгах констатировалась неприемлемость для Запада позиции Советского правительства, которое ставило признание долгов в зависимость от получения экономической помощи иностранных держав.[17]

Впоследствии вопрос о царских долгах поднимался на переговорах с Англией в 1924 и 1929 г., с Францией – в 1924 и 1927 г. и с США – в 1933 и 1934 г. Советское правительство в принципе соглашалось выплатить определенную долю царских долгов при условии, что СССР будут предоставлены новые кредиты.[18]

СССР к 1931 году имел максимальную сумму внешней задолженности в 1,4 млрд рублей, которую постепенно удалось снизить к 1937 году до 85 млн рублей благодаря советским поставкам сырья и товаров за рубеж.[19]

С середины 1930-х годов, когда в политике СССР по отношению к внешним заимствованиям произошли серьезные изменения, переговоры по царским долгам прекратились практически до 1980-х годов.[20]

Начиная со второй половины 1980-х годов, СССР за пять лет удвоил свой внешний долг.[21]

Содержание

[править] Управление долгом

Важным моментом в управлении внешней государственной задолженностью России стало учреждение в 1810-1812 гг. “для наблюдения порядка в платежах, ясности и точности в счетах и для сохранения прав каждого” при Комиссии погашения долгов Государственной долговой книги.[22]

Государственная книга внешнего долга была воссоздана в Российской Федерации в 1994 г.[23]

[править] Показатели

[править] Объём долга

Государственный внешний долг России (млрд рублей):[24]

  • 1 января 1895 года: 1,732
  • 1 января 1899 года: 2,265
  • 1 января 1904 года: 3,059
  • 1 января 1909 года: 4,071
  • 1 января 1914 года: 4,229

К моменту распада СССР внешний госдолг страны достигает $70 млрд.[25]

[править] Доля внешнего долга в составе государственного долга

К 1904 году доля внешнего долга в государственном долге России возросла до 46%, к 1 января 1914 года – уже до 48%.[26]

Доля государственного долга России, принадлежащего иностранцам, сократилась с 52 % в 1907 году до 48 % в 1913 году.[27]

[править] Ссылки

Личные инструменты