Редактирование: Государственная финансовая политика в России в XXI веке
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
В 2008 году президент России Дмитрий Медведев на XII Петербургском международном экономическом форуме заявил, что превращение России в международный финансовый центр является одним из приоритетов российской экономики.<ref>[https://rg.ru/2008/06/17/timofeev.html]</ref> В условиях валютного кризиса в конце 2014 года Банк России и правительство России вынуждены были принять согласованные меры, направленные на обеспечение финансовой стабильности. Правительство и Банк России действовали оперативно: в ноябре 2014 года был выполнен запланированный переход к свободному плавающему курсу рубля, а вскоре были введены другие меры для поддержания финансовой стабильности, включая рекапитализацию банков в декабре 2014 года.<ref>[http://documents.worldbank.org/curated/en/563031497436564657/pdf/110765-SCD-P153080-PUBLIC-RUSSIAN-DecSCDpaperengforweb.pdf Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование] // Всемирный банк, 2016</ref> Общий объём государственной помощи российскому финансовому сектору в 2014—2015 годах, включая финансирование со стороны Банка России, составил примерно $180 млрд, или 11 % ВВП. Это сопоставимо с размером государственной поддержки в 2008—2009 годах. Программа, направленная на сохранение финансовой стабильности, в том числе посредством регуляторных послаблений и выделения финансовой помощи некоторым банкам, завершилась в конце 2015 года.<ref>[http://documents.worldbank.org/curated/en/563031497436564657/pdf/110765-SCD-P153080-PUBLIC-RUSSIAN-DecSCDpaperengforweb.pdf Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование] // Всемирный банк, 2016</ref> Общее решение о том, чтобы финансовая инфраструктура России была как можно менее зависима от решений третьих стран, было принято в 2014 году. Последовательно этот план реализуется — [[НСПК]] и [[система финансовых сообщений]], перевод расчётов в рубли.<ref>[https://ru.reuters.com/article/businessNews/idRUKCN1UC1QJ-ORUBS]</ref> В июле 2019 года замминистра финансов России [[Алексей Моисеев]] отмечал: «Макроэкономические реформы, которые произошли в стране — переход от фактически управляемого курса рубля к плавающему курсу, переход на управление процентными ставками и таргетирование инфляции, появление устойчиво положительных ставок денежного рынка, введение бюджетного правила — все эти шаги повышают устойчивость экономики и национальной валюты.»<ref>[https://ru.reuters.com/article/businessNews/idRUKCN1UC1QJ-ORUBS]</ref> Период значительного смягчения денежно-кредитной политики Банка России продолжался до конца сентября 2020 года.<ref>[https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/34950/Russia-Economic-Report-Dec-2020-RU.pdf 16 декабря 2020: 44-й выпуск Доклада об экономике России]</ref> В марте 2022 года по поручениям Путина правительство и Банк России подготовили меры по стабилизации ситуации в российской сфере финансов.<ref>[http://government.ru/news/48055/ Ежегодный отчёт Правительства в Государственной Думе. 23 марта 2023]</ref> == Банк России == 15 марта 2002 года Виктор Геращенко подал в отставку с поста главы ЦБ России в знак протеста против принятия поправок в закон «О банке России», урезающих полномочия руководства ЦБ России.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/2213611]</ref> 20 марта 2002 года Госдума одобрила назначение главой Центробанка России первого замминистра финансов Сергея Игнатьева. 16 ноября 2005 года и 24 июня 2009 года нижняя палата дважды подтверждала его полномочия на этом посту.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/2213611]</ref> В 2011 году журнал [[The Banker]] назвал Сергея Игнатьева лучшим главой ЦБ в Европе, поставив в заслуги успехи в борьбе с инфляцией и совершенствование банковского надзора.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/2213611]</ref> С июня 2013 года Председателем Центрального банка Российской Федерации стала [[Эльвира Сахипзадовна Набиуллина]].<ref>[https://cbr.ru/Content/Document/File/93568/economics_finance.pdf Экономика и финансы. Март 2014]</ref> 23 июля 2013 года Путин подписал федеральный закон, в соответствии с которым Банку России передаются полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.<ref>[https://tass.ru/ekonomika/543745 Досье: Федеральная служба по финансовым рынкам. 25 июля 2013]</ref> == ФСФР == Федеральная служба по финансовым рынкам была образована в соответствии с указом президента РФ от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». ФСФР России были переданы функции упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг /ФКЦБ России/, а также часть функций упраздненных Министерства труда и социального развития РФ и Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ. Кроме того, от Министерства финансов РФ к ФСФР перешли функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.<ref>[https://tass.ru/ekonomika/543745 Досье: Федеральная служба по финансовым рынкам. 25 июля 2013]</ref> Во главе ФСФР России стояли [[Олег Вьюгин]] /2004-2007 гг./, [[Владимир Миловидов]] /2007-2011 гг./. С 11 апреля 2011 года службу возглавлял [[Дмитрий Панкин]].<ref>[https://tass.ru/ekonomika/543745 Досье: Федеральная служба по финансовым рынкам. 25 июля 2013]</ref> 25 июля 2013 года Путин своим указом упразднил Федеральную службу по финансовым рынкам /ФСФР России/. Данное решение принято в связи с созданием единого финансового мегарегулятора на базе Центробанка.<ref>[https://tass.ru/ekonomika/543745 Досье: Федеральная служба по финансовым рынкам. 25 июля 2013]</ref> == Регулирующие органы == По состоянию на конец 2000-х годов особенностью российского финансового рынка являлось сложное распределение регуляторных и надзорных полномочий между несколькими ведомствами. Значительная часть соответствующих функций в сфере собственно фондового рынка в последние годы перешла к одному федеральному органу исполнительной власти — Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), однако определённые полномочия (как в части регулирования и надзора, так и в части выработки стратегии по ряду вопросов) существуют у Центрального банка, а также у Министерства финансов. Некоторыми полномочиями в регулировании финансовых рынков обладает также Федеральная антимонопольная служба. Можно говорить о раздробленности регулирования; в частности, возникают проблемы с регулированием финансовых холдингов, платежных и расчетных систем, обслуживающих биржевые сделки по финансовым инструментам. Проблемы российского срочного рынка также связаны с отсутствием единого государственного органа, к компетенции которого относились бы регулирование, контроль и надзор за данным рынком. В результате отсутствует единая система мониторинга, охватывающая все сегменты финансовых рынков.<ref>[http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/finances/creation/conceptmfc][http://www.peeep.us/7b7c370a][http://www.peeep.us/d3c9af78]</ref> == Планы == [[Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации]] разработана Минэкономразвития России в августе — октябре 2008 года с участием Минфина России, ФСФР России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России, правительства Москвы, с привлечением представителей бизнеса, финансовых институтов, представителей экспертного сообщества. Проект Концепции был одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 5 февраля 2009 года.<ref>[http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/finances/creation/]</ref> В июле 2009 года премьер-министр России Владимир Путин утвердил план мероприятий по созданию международного финансового центра в России.<ref>[https://rg.ru/2009/07/21/fin-centr.html]</ref> В феврале 2013 года было сообщено, что правительство России одобрило госпрограмму развития финансового и страхового рынков России и создания МФЦ до 2020 года. Программа содержит ряд целевых показателей и индикаторов финансового рынка, которые должны быть достигнуты к 2020 году. Это капитализация рынка ценных бумаг, совокупные активы и пассивы банковского сектора, его доля в ВВП страны и др. В частности, документ предполагает увеличение к 2020 году совокупного инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и накопительного страхования жизни до 5,5 % ВВП (с нынешних 2,6 %).<ref>[https://rg.ru/2013/02/19/rinok.html]</ref> [[Категория:Государственная финансовая политика в России]] [[Категория:Государственная экономическая политика в России в XXI веке]] [[Категория:Финансы в России в XXI веке]] [[Категория:Государственная финансовая политика в XXI веке]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы