Государственная финансовая политика в России в XXI веке
Материал из Documentation.
В 2008 году президент России Дмитрий Медведев на XII Петербургском международном экономическом форуме заявил, что превращение России в международный финансовый центр является одним из приоритетов российской экономики.[1]
В условиях валютного кризиса в конце 2014 года Банк России и правительство России вынуждены были принять согласованные меры, направленные на обеспечение финансовой стабильности. Правительство и Банк России действовали оперативно: в ноябре 2014 года был выполнен запланированный переход к свободному плавающему курсу рубля, а вскоре были введены другие меры для поддержания финансовой стабильности, включая рекапитализацию банков в декабре 2014 года.[2]
Общий объём государственной помощи российскому финансовому сектору в 2014—2015 годах, включая финансирование со стороны Банка России, составил примерно $180 млрд, или 11 % ВВП. Это сопоставимо с размером государственной поддержки в 2008—2009 годах. Программа, направленная на сохранение финансовой стабильности, в том числе посредством регуляторных послаблений и выделения финансовой помощи некоторым банкам, завершилась в конце 2015 года.[3]
Общее решение о том, чтобы финансовая инфраструктура России была как можно менее зависима от решений третьих стран, было принято в 2014 году. Последовательно этот план реализуется — НСПК и система финансовых сообщений, перевод расчётов в рубли.[4]
В июле 2019 года замминистра финансов России Алексей Моисеев отмечал: «Макроэкономические реформы, которые произошли в стране — переход от фактически управляемого курса рубля к плавающему курсу, переход на управление процентными ставками и таргетирование инфляции, появление устойчиво положительных ставок денежного рынка, введение бюджетного правила — все эти шаги повышают устойчивость экономики и национальной валюты.»[5]
Период значительного смягчения денежно-кредитной политики Банка России продолжался до конца сентября 2020 года.[6]
В марте 2022 года по поручениям Путина правительство и Банк России подготовили меры по стабилизации ситуации в российской сфере финансов.[7]
Содержание |
[править] Банк России
15 марта 2002 года Виктор Геращенко подал в отставку с поста главы ЦБ России в знак протеста против принятия поправок в закон «О банке России», урезающих полномочия руководства ЦБ России.[8]
20 марта 2002 года Госдума одобрила назначение главой Центробанка России первого замминистра финансов Сергея Игнатьева. 16 ноября 2005 года и 24 июня 2009 года нижняя палата дважды подтверждала его полномочия на этом посту.[9]
В 2011 году журнал The Banker назвал Сергея Игнатьева лучшим главой ЦБ в Европе, поставив в заслуги успехи в борьбе с инфляцией и совершенствование банковского надзора.[10]
С июня 2013 года Председателем Центрального банка Российской Федерации стала Эльвира Сахипзадовна Набиуллина.[11]
23 июля 2013 года Путин подписал федеральный закон, в соответствии с которым Банку России передаются полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.[12]
[править] ФСФР
Федеральная служба по финансовым рынкам была образована в соответствии с указом президента РФ от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». ФСФР России были переданы функции упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг /ФКЦБ России/, а также часть функций упраздненных Министерства труда и социального развития РФ и Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ. Кроме того, от Министерства финансов РФ к ФСФР перешли функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.[13]
Во главе ФСФР России стояли Олег Вьюгин /2004-2007 гг./, Владимир Миловидов /2007-2011 гг./. С 11 апреля 2011 года службу возглавлял Дмитрий Панкин.[14]
25 июля 2013 года Путин своим указом упразднил Федеральную службу по финансовым рынкам /ФСФР России/. Данное решение принято в связи с созданием единого финансового мегарегулятора на базе Центробанка.[15]
[править] Регулирующие органы
По состоянию на конец 2000-х годов особенностью российского финансового рынка являлось сложное распределение регуляторных и надзорных полномочий между несколькими ведомствами. Значительная часть соответствующих функций в сфере собственно фондового рынка в последние годы перешла к одному федеральному органу исполнительной власти — Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), однако определённые полномочия (как в части регулирования и надзора, так и в части выработки стратегии по ряду вопросов) существуют у Центрального банка, а также у Министерства финансов. Некоторыми полномочиями в регулировании финансовых рынков обладает также Федеральная антимонопольная служба. Можно говорить о раздробленности регулирования; в частности, возникают проблемы с регулированием финансовых холдингов, платежных и расчетных систем, обслуживающих биржевые сделки по финансовым инструментам. Проблемы российского срочного рынка также связаны с отсутствием единого государственного органа, к компетенции которого относились бы регулирование, контроль и надзор за данным рынком. В результате отсутствует единая система мониторинга, охватывающая все сегменты финансовых рынков.[16]
[править] Планы
Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации разработана Минэкономразвития России в августе — октябре 2008 года с участием Минфина России, ФСФР России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России, правительства Москвы, с привлечением представителей бизнеса, финансовых институтов, представителей экспертного сообщества. Проект Концепции был одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 5 февраля 2009 года.[17]
В июле 2009 года премьер-министр России Владимир Путин утвердил план мероприятий по созданию международного финансового центра в России.[18]
В феврале 2013 года было сообщено, что правительство России одобрило госпрограмму развития финансового и страхового рынков России и создания МФЦ до 2020 года. Программа содержит ряд целевых показателей и индикаторов финансового рынка, которые должны быть достигнуты к 2020 году. Это капитализация рынка ценных бумаг, совокупные активы и пассивы банковского сектора, его доля в ВВП страны и др. В частности, документ предполагает увеличение к 2020 году совокупного инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и накопительного страхования жизни до 5,5 % ВВП (с нынешних 2,6 %).[19]