Редактирование: Водный транспорт России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Виды транспорта == === Морской транспорт === Сенатским указом от 13 июля 1739 г. был введен запрет на использование для каспийского торгового мореходства ненадежных судов типа иверцев, так как нередкими были случаи кораблекрушений.<ref>[http://iriran.ru/sites/default/files/Schkunov_Regul_torg_2012.pdf Государственно-правовое регулирование внешней торговли Российской империи в XVIII—XIX веках]</ref> Морской торговый флот России в 1914 году насчитывал 1103 судна с механическими двигателями (вместимостью 894 тыс. т) и парусные суда (вместимостью 202 тыс. т), что составляло 1-2 % мирового тоннажа.<ref>[https://bigenc.ru/text/5046860 Транспортный комплекс]</ref> Госдума второго созыва приняла [[Кодекс торгового мореплавания России]].<ref>[http://duma.gov.ru/media/files/R2AImlDlX8KAprU9EeUsZATZikeTlM89.pdf Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации] // Москва, 2013</ref> === Внутренний водный транспорт === {{main|Внутренний водный транспорт России во II тысячелетии}} Пути из [[Новгород]]а на [[Волга|Волгу]] по р. [[Медведица|Медведице]] были известны в первой половине XII века.<ref>[https://российская-история.рф/archive/2021-2]</ref> В период монгольского властвования над Русью значение волжского речного пути резко возросло, поскольку завоеватели контролировали большую часть этого пути и были заинтересованы в развитии здесь торговли и промыслов, особенно рыбного и соляного.<ref>[https://российская-история.рф/archive/2021-2]</ref> [[Волжский водный путь]] с конца XVI века впервые в истории стал полностью принадлежать только России.<ref>''Ковнир В.'' [http://mega-eworld.com/upload/iblock/1b9/pdf_mobilnaya_versiya_bk_542_istoriya_ekonomiki_rossii_v_kovnirbook.a6.pdf История экономики России] — Litres, 2017</ref> Для перевозки железа, хлеба и других грузов в 1703—1708 годах был прорыт [[Вышневолоцкий канал]], открывший водную коммуникацию от Волги до Санкт-Петербурга.<ref>''Ковнир В.'' [http://mega-eworld.com/upload/iblock/1b9/pdf_mobilnaya_versiya_bk_542_istoriya_ekonomiki_rossii_v_kovnirbook.a6.pdf История экономики России] — Litres, 2017</ref> В 1732 году был построен обводной [[Ладожский канал]].<ref>''Ковнир В.'' [http://mega-eworld.com/upload/iblock/1b9/pdf_mobilnaya_versiya_bk_542_istoriya_ekonomiki_rossii_v_kovnirbook.a6.pdf История экономики России] — Litres, 2017</ref> При Павле I проводились работы по строительству и реконструкции внутренних водно-транспортных путей ([[Днепровско-Неманский канал]], Вышневолоцкая и Мариинская водные системы и др.).<ref>[http://rta.customs.ru/nrta/attachments/4290_978-5-9590-0993-9.pdf Внешнеторговая и таможенная политика Российской империи начала XIX века: монография] / Е. В. Лобас, М. М. Савченко. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017</ref> [[Мариинская водная система]] была открыта в 1810 году.<ref>[http://rta.customs.ru/nrta/attachments/4290_978-5-9590-0993-9.pdf Внешнеторговая и таможенная политика Российской империи начала XIX века: монография] / Е. В. Лобас, М. М. Савченко. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017</ref> В 1880-е гг. началось строительство Обь-Енисейского канала, открыт для плавания небольших судов, однако в связи с началом строительства Транссибирской магистрали работы были прекращены (в 1921 закрыт; в годы Вел. Отеч. войны по каналу из Красноярска в Новосибирск доставлены 3 парохода и 1 катер).<ref>[https://bigenc.ru/geography/text/1977708]</ref> В 1931 году было принято решение о строительстве канала Москва — Волга, призванного соединить Москву-реку с Волгой.<ref>[https://www.mos.ru/news/item/64299073/]</ref> В 1931—1933 годах силами заключённых ГУЛАГа построен [[Беломорско-Балтийский канал]].<ref>[https://bigenc.ru/military_science/text/1935157]</ref> Здание Северного речного вокзала было построено одновременно с каналом имени Москвы в 1933—1937 годы по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского.<ref>[https://realty.rbc.ru/news/60c84f379a7947ef752db432]</ref> == Маяки == В России возникновение маяков связано с зарождением регулярного русского флота. Первые шаги в этом направлении были предприняты Петром I. В 1702 году в устье Дона для обеспечения плавания кораблей были построены три маяка. С тех пор маячное дело стало быстро развиваться. К указам о постройке новых маяков Петр I иногда прилагал и собственноручные чертежи предполагаемых сооружений. Первые работы по устройству маяков на Каспийском море относятся также ко времени царствования Петра I. К 1800 году Россия имела на Балтийском море 13 постоянных маяков и на Каспийском море один постоянный маяк.<ref>[https://okp.mil.ru/separated_commandant_regiment/news/more.htm?id=12171028@egNews&_print=true]</ref> Официальной датой создания маячной службы России является 8 июня (27 мая) 1807 года. Именно в этот день император Александр I утвердил Положение о содержании маяков и штате маячной команды. В нем предусматривалось введение на всех маяках масляного освещения и единых штатов (один смотритель и пять — восемь служителей морского ведомства на каждом маяке), вводилась должность директора балтийских маяков, которую вскоре занял 42-летний капитан 2 ранга Леонтий Васильевич Спафарьев. В его ведении тогда находилось 19 маяков. Спафарьев управлял дирекцией балтийских маяков более 30 лет (по 1838 год) и довел маячную часть, как свидетельствуют его современники, до совершенства. Благодаря его трудам появилось много новых маяков, деревянные были переделаны в каменные, введена новая система освещения масляными фонарями с рефлекторами. В 1820 году было издано первое описание маяков и знаков Финского и Рижского заливов.<ref>[https://okp.mil.ru/separated_commandant_regiment/news/more.htm?id=12171028@egNews&_print=true]</ref> В 1837 году устройство и надлежащее содержание маяков, входных огней, спасательных станций, башен, вех, бакенов и других предостерегательных знаков было возложено на только что созданный Гидрографический департамент. После войны 1854—1855 гг. разрушенные маяки восстанавливались, начали использовать Френелевские аппараты.<ref>[https://okp.mil.ru/separated_commandant_regiment/news/more.htm?id=12171028@egNews&_print=true]</ref> В конце XIX века стали применять керосинокалильные горелки. Свет такой горелки отличался ровной и интенсивной яркостью. В начале XX века появились ацетиленовые горелки. Светооптические ацетиленовые аппараты обладали большой эффективностью. В 1911 году впервые такое освещение было применено на большом маяке Наргинский на Каспийском море.<ref>[https://okp.mil.ru/separated_commandant_regiment/news/more.htm?id=12171028@egNews&_print=true]</ref> В годы вражеских нашествий маяки одними из первых подвергались атакам с воды, земли и воздуха. Так было в 1914—1918 гг., так было и в Великую Отечественную войну.<ref>[https://okp.mil.ru/separated_commandant_regiment/news/more.htm?id=12171028@egNews&_print=true]</ref> В 1950—1985 гг. количество маяков с постоянным персоналом возросло с 211 до 340, число навигационных знаков увеличилось с 2381 до 3423. В то же время произошло качественное улучшение маячной аппаратуры и оборудования.<ref>[https://okp.mil.ru/separated_commandant_regiment/news/more.htm?id=12171028@egNews&_print=true]</ref> == Государственная политика == 8 февраля 1918 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «[[О национализации торгового флота]]».<ref>[https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/ Список актов конституционного значения 1600—1918 гг.]</ref> {{Экономика России во II тысячелетии}} [[Категория:Водный транспорт России во II тысячелетии| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:Экономика России во II тысячелетии
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы