Редактирование: Автомобильная промышленность России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
Предприятие П. А. Фрезе с 1890 г. наладило сборку единичных экземпляров автомобилей, используя механизмы и трансмиссии французской фирмы «Де Дион Бутон».<ref>[http://lib.ulstu.ru/venec/disk/2017/594.pdf История автомобилестроения: учебное пособие] / В. В. Епифанов. — Ульяновск; УлГТУ, 2019</ref> Первый российский двухместный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был создан в Санкт-Петербурге в мае 1896 года [[Е. А. Яковлев]]ым, и владельцем каретных мастерских [[П. А. Фрезе]].<ref>[http://lib.ulstu.ru/venec/disk/2017/594.pdf История автомобилестроения: учебное пособие] / В. В. Епифанов. — Ульяновск; УлГТУ, 2019</ref> Первый российский серийный автомобиль по оригинальным разработкам Яковлева-Фрезе, напоминающим модель Бенца, был представлен публике в 1896 году, но в массовое производство запущен не был.<ref>''Кононенко Р.'' [https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/t02mr4c91u/direct/69623547 Автомобильность в России] — М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2011</ref> В 1902 году на предприятии П. А. Фрезе был построен первый российский автомобиль с передним расположением двигателя, карданной передачей, с мотором в 8 л.с. и пневматическими шинами.<ref>[http://lib.ulstu.ru/venec/disk/2017/594.pdf История автомобилестроения: учебное пособие] / В. В. Епифанов. — Ульяновск; УлГТУ, 2019</ref> В 1915 году российским правительством было принято решение о строительстве в России шести специализированных автомобильных заводов, самым значимым из которых был запущенный в 1916 году братьями [[Рябушинские|Рябушинскими]] в Москве завод «[[АМО]]».<ref>[https://reis.zr.ru/news/sergej-kogogin-sdelal-zajavlenie-k-jubileju-rossijskogo-avtoproma/]</ref> Советское автомобилестроение создавалось и развивалось при помощи зарубежных разработок: вплоть до конца Второй мировой войны советские автомобили фактически копировали зарубежные модели.<ref>''Кононенко Р.'' [https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/t02mr4c91u/direct/69623547 Автомобильность в России] — М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2011</ref> Первые два автомобилестроительных заводов-гигантов [[ГАЗ|Горьковский автомобильный]] (ГАЗ) и Московский автосборочный были построены на рубеже 1920-х — 1930-х годов. Большую роль в их создании сыграла американская [[Ford Motor Company]], заключившая договор с советским правительством о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа [[Ford-A]] и грузовых типа [[Ford-AA]].<ref>''Кононенко Р.'' [https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/t02mr4c91u/direct/69623547 Автомобильность в России] — М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2011</ref> Великая Отечественная война серьёзно затормозила проекты по разработке советского автомобиля для личного пользования.<ref>''Кононенко Р.'' [https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/t02mr4c91u/direct/69623547 Автомобильность в России] — М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2011</ref> В 1942 году [[Иван Лихачёв]] добился возобновления на [[ЗИС]]е выпуска грузовых автомобилей [[ЗИС-5В]], [[ЗИС-42]], [[ЗИС-42М]], санитарных автобусов [[ЗИС-16С]], организовал сборку поступавших из США по ленд-лизу «[[студебеккер]]ов» — автомобилей повышенной проходимости.<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/2148357]</ref> На рубеже 1940-х — 1950-х годов началось массовое производство автомобилей «[[Москвич-400]]», «[[Победа]]» и [[ЗиМ]].<ref>''Кононенко Р.'' [https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/t02mr4c91u/direct/69623547 Автомобильность в России] — М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2011</ref> Скачком в развитии автомобильной промышленности во второй половине ХХ века явилось строительство заводов-гигантов [[ВАЗ]] в г. [[Тольятти]] и [[КамАЗ]] в г. [[Набережные Челны]].<ref>[https://reis.zr.ru/news/sergej-kogogin-sdelal-zajavlenie-k-jubileju-rossijskogo-avtoproma/]</ref> Восстановительный рост автомобильной промышленности России начался в 1995 году и продолжался до кризиса 1998 года.<ref>[https://www.autonews.ru/news/5e7e04dc9a7947e21d8a6a29 История в машинах: чем запомнился 1995 год. 28 марта 2020]</ref> == Виды автомобилей == === Легковые автомобили === {{main|Легковое автомобилестроение России во II тысячелетии}} В 1995 году в России было произведено 835 тыс. легковых автомобилей.<ref>[https://www.autonews.ru/news/5e7e04dc9a7947e21d8a6a29 История в машинах: чем запомнился 1995 год. 28 марта 2020]</ref> === Грузовые автомобили === {{main|Грузовое автомобилестроение России во II тысячелетии}} Производство грузовых автомобилей в России в 2000 году составило 184 тыс. штук. === Лёгкие коммерческие автомобили === В 1994 году завод ГАЗ начал выпуск новых легких коммерческих автомобилей ГАЗ-3302 «ГАЗель».<ref>[https://ria.ru/20170101/1484653454.html]</ref> === Полноприводные автомобили === В августе 1941 года в Горьком приступили к серийному производству полноприводного автомобиля, получившего обозначение [[ГАЗ-64]].<ref>[https://topwar.ru/93806-gaz-67b-odin-iz-simvolov-velikoy-otechestvennoy.html]</ref> === Иномарки === В 2000 году в России вовсю шли переговоры сразу нескольких иностранных автоконцернов с российскими автокомпаниями по поводу организации сборки иномарок в России.<ref>[https://www.autonews.ru/news/5ed8d1099a794788ef629fbf Назад в 2000-й: бензин по 7 рублей, строительство ТТК и массовые иномарки. 19 июня 2020]</ref> == Компании и заводы == === ВАЗ === В 1970 году состоялся запуск [[ВАЗ]]а.<ref>[https://tass.ru/opinions/11516447]</ref> В конце 1980-х годов ВАЗ получил возможность самостоятельно выбирать себе руководителя.<ref>[https://tass.ru/opinions/11516447]</ref> На всех конвейерах АвтоВАЗа в 2000 году было собрано 708 373 автомобиля, из них на экспорт ушло 99 тысяч.<ref>[https://www.autonews.ru/news/5ed8d1099a794788ef629fbf Назад в 2000-й: бензин по 7 рублей, строительство ТТК и массовые иномарки. 19 июня 2020]</ref> === ГАЗ === Постановление Президиума Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР о строительстве близ Нижнего Новгорода крупного автомобильного завода было принято 6 апреля 1929 года.<ref>[https://ria.ru/20170101/1484653454.html]</ref> 2 мая 1930 года под Нижним Новгородом был заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода, а к 1 ноября 1931 года строительство в основном было закончено.<ref>[https://ria.ru/20170101/1484653454.html]</ref> 1 января 1932 года вступил в строй [[Горьковский автомобильный завод]].<ref>[https://ria.ru/20170101/1484653454.html]</ref> === Дукс === Крупный московский машиностроительный завод «[[Дукс]]» с 1901 по 1910 год изготовил около 400 автомобилей, включая грузовики и автобусы.<ref>[https://www.zr.ru/content/articles/908958-kolesa-rossijskoj-imperii/]</ref> === Завод «Г. А. Лесснер» === В 1901 году завод «Г. А. Лесснер» решил приступить к освоению производства автомобилей. Тогда же, в 1901 г., АО «Г. А. Лесснер» приобрело у фирмы «Даймлер» лицензии на постройку двигателей и автомобилей, среди которых большинство было сконструировано выдающимся русским инженером Б. Г. Луцким, ставшим по совместительству консультантом завода «Г. А. Лесснер», после чего Б. Г. Луцкий доставил в Санкт-Петербург для эксплуатационных испытаний два грузовика собственной конструкции. Испытания прошли успешно. Автомобильное производство на «Лесснере» просуществовало с 1905 по 1910 г. В течение этого периода было изготовлено несколько десятков машин — легковых, грузовых, пожарных, а также автобусов. Так что это производство можно считать первым серийным выпуском российской автомобильной продукции.<ref>[http://lib.ulstu.ru/venec/disk/2017/594.pdf История автомобилестроения: учебное пособие] / В. В. Епифанов. — Ульяновск; УлГТУ, 2019</ref> === Русско-Балтийский вагонный завод === Первые попытки выпуска автомобилей на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ) относятся к 1907 году, причём сначала использовались импортные детали, но с 1910 г. — только собственные. Первый автомобиль был выпущен с завода 27 мая 1909 г. и подвергнут тщательным испытаниям. При поездке из Риги в Санкт-Петербург он преодолел расстояние в 600 верст за 8 часов. Затем коляска участвовала в пробеге Санкт-Петербург — Рига — Санкт-Петербург. По отзывам современников, пробег прошел «как легкая прогулка» и без штрафных очков. После первых испытаний и пробегов завод убедился в прочности и полной пригодности автомобилей данного типа для российских дорог и приступил к их серийному производству. Первые машины РБВЗ имели двигатели мощностью 12, 24 и 40 л.с. В дальнейшем завод освоил выпуск разнообразных типов автомобилей: лимузины, ландоле, дубль-фаэтоны, грузовики, в том числе и с кузовами для доставки мелких товаров, омнибусы, а также подвижной состав специального назначения. Основная сложность заключалась в отсутствии стали нужных сортов, необходимой для изготовления автомобильных деталей. В результате завод создал собственное производство стали и освоил выпуск даже таких деталей, как штампованные рамы, колеса, алюминиевое литьё, радиаторы.<ref>[http://lib.ulstu.ru/venec/disk/2017/594.pdf История автомобилестроения: учебное пособие] / В. В. Епифанов. — Ульяновск; УлГТУ, 2019</ref> == Модели == === АЗЛК-2141 === В 1986 г. начался выпуск первого переднеприводного «Москвича», получившего обозначение АЗЛК-2141 и собственное имя «Алеко».<ref>[https://www.autonews.ru/news/5e74c9229a79476c526ca6b4]</ref> === ВАЗ-2101 === С 1970 по 1983 год было выпущено 2.702.657 автомобилей ВАЗ-2101. === ВАЗ-2102 === ВАЗ-2102 — это модифицированная версия автомобиля ВАЗ-2101 с кузовом «универсал», которая производилась АвтоВАЗом с 1971 по 1984 год. === ВАЗ-2103 === В 1972 году АвтоВАЗ запустил в производство более мощную версию «Жигулей» — ВАЗ-2103. === ВАЗ-21099 === Весной 1990 года к конвейерному выпуску был подготовлен [[ВАЗ-21099]]. Производство стартовало только к концу 1990 года из-за задержки поставок комплектующих.<ref>[https://www.autonews.ru/news/5e61f20a9a79472443f2ad88 История в машинах: чем запомнился 1990 год. 6 марта 2020]</ref> === ВАЗ-2110 === В 1995 году появилась первая «десятка» — ВАЗ-2110.<ref>[https://tass.ru/opinions/11516447]</ref> Хотя на конвейер ВАЗ-2110 встал в 1995 году, но в широкую продажу вышел только в 1996-м. К тому времени технологии в мировом автопроме вышли на новый уровень, и прорывную для АвтоВАЗа «десятку» уже нельзя было назвать абсолютной новинкой. Однако для российского автопрома она стала большим скачком вперед. На машине был установлен бортовой компьютер, гидроусилитель руля и электрические стеклоподъемники, в деталях кузова использовался оцинкованный металл.<ref>[https://www.autonews.ru/news/5e7e04dc9a7947e21d8a6a29 История в машинах: чем запомнился 1995 год. 28 марта 2020]</ref> === ВАЗ-2120 === Семиместный полноприводный минивэн ВАЗ-2120 выпустили на Волжском автозаводе в 1998 году.<ref>[https://www.autonews.ru/news/5e875a129a79471f7b97656c]</ref> === ВАЗ-2123 === В 2000-м выпустили новый внедорожник ВАЗ-2123.<ref>[https://tass.ru/opinions/11516447]</ref> === ВАЗ-2131 Нива 4х4 === ВАЗ-2131 Нива 4х4 выпускалась в Опытно-Промышленном Производстве АвтоВАЗа (ОПП АвтоВАЗа) с 1993 года. === ГАЗ === 7 апреля 1948 года выпущен миллионный автомобиль марки «ГАЗ».<ref>[https://museum.gaz.ru/history/gaz-history/]</ref> 28 февраля 1967 года собран пятимиллионный автомобиль марки «ГАЗ».<ref>[https://museum.gaz.ru/history/gaz-history/]</ref> === ГАЗ-3102 === Номенклатурная модель [[ГАЗ-3102]] выпускалась в Горьком с 1981 года параллельно с массовым [[ГАЗ-24]].<ref>[https://www.autonews.ru/news/5e7096899a7947fac4ed9a06 История в машинах: чем запомнился 1991 год. 17 марта 2020]</ref><ref>[https://www.autonews.ru/news/5cef99ac9a79471dd32108ce]</ref> В апреле 1982 года начат серийный выпуск автомобиля [[ГАЗ-3102 «Волга»]].<ref>[https://museum.gaz.ru/history/gaz-history/]</ref> === ГАЗ-31029 «Волга» === В марте 1991 года на конвейер встала [[ГАЗ-31029 «Волга»]], которую в народе прозвали «Ослобык» за комбинацию технических и стилистических решений ГАЗ-24 и ГАЗ-3102. Машина собиралась Горьковским автозаводом до 1997 года.<ref>[https://www.autonews.ru/news/5e7096899a7947fac4ed9a06 История в машинах: чем запомнился 1991 год. 17 марта 2020]</ref> === ГАЗ-69 === В июле 1953 года освоен серийный выпуск автомобиля [[ГАЗ-69]] (выпускался до 1956 г., всего собрано 68 125 машин).<ref>[https://museum.gaz.ru/history/gaz-history/]</ref> === ЗАЗ-965 «Запорожец» === ЗАЗ-965 «Запорожец» встал на конвейер в 1960 г.<ref>[https://www.autonews.ru/news/5e74c9229a79476c526ca6b4]</ref> === ЗиЛ-41045 === При Андропове на Заводе им. Лихачева началось производство лимузина [[ЗиЛ-41045]]. Новинка комплектовалась двигателем объемом 7,7 л, который работал в паре с трехступенчатой автоматической коробкой передач. Бронированная машина весом 3335 кг разгонялась до 190 км в час. В отделке салона использовалась карельская береза, велюр и кожа аргентинского буйвола.<ref>[https://www.autonews.ru/news/5ea2a0b79a79478a41454570]</ref> === ЗиС-101 === Лимузин ЗИС-101 был выпущен в конце 1930-х годов для влиятельных партийных и правительственных чиновников.<ref>''Кононенко Р.'' [https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/t02mr4c91u/direct/69623547 Автомобильность в России] — М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2011</ref> === Москвич-407 === «[[Москвич-407]]» выпускали с 1958 по 1963 г. и активно экспортировали в страны соцлагеря и в Западную Европу.<ref>[https://www.autonews.ru/news/5e74c9229a79476c526ca6b4]</ref> «Москвич-407» отличался обилием хрома, молдингами вдоль боковины, удобным багажником, мощным для того времени 45-сильным двигателем и четырехступенчатой коробкой передач. При массе 990 кг машина могла разгоняться до 115 км/ч. В салоне устанавливали часы, отопитель и радиоприемник.<ref>[https://www.autonews.ru/news/5e74c9229a79476c526ca6b4]</ref> === Москвич-433 === В 1967 г. на АЗЛК стартовало производство, наверное, самого известного фургона советской эпохи — «Москвича-433».<ref>[https://www.autonews.ru/news/5e74c9229a79476c526ca6b4]</ref> === Руссо-Балт === Первые серийные автомобили марки [[Руссо-Балт]] сошли с конвейера в 1909 году, но из-за начавшейся вскоре войны их выпуск был прекращен.<ref>''Кононенко Р.'' [https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/t02mr4c91u/direct/69623547 Автомобильность в России] — М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2011</ref> === BMW === В 1999 году калининградский «Автотор» начал производить автомобили [[BMW]].<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/862338]</ref> === Lada 110 === Абсолютно новое семейство автомобилей Lada было запущено в 1995 г. — Lada 110.<ref>[https://www.autonews.ru/news/5e7e04dc9a7947e21d8a6a29 История в машинах: чем запомнился 1995 год. 28 марта 2020]</ref> === Lada 4x4 5D === В 1995 г. свет увидела Lada 4x4 5D, то есть удлиненная на 50 см пятидверная модель классической «Нивы». Машина выпускалась с 1995 года.<ref>[https://www.autonews.ru/news/5e7e04dc9a7947e21d8a6a29 История в машинах: чем запомнился 1995 год. 28 марта 2020]</ref> === Renault === В первой половине 2000 года на московском предприятии «[[Автофрамос]]» было выпущено около 1000 автомобилей [[Renault]].<ref>[https://www.autonews.ru/news/5ed8d1099a794788ef629fbf Назад в 2000-й: бензин по 7 рублей, строительство ТТК и массовые иномарки. 19 июня 2020]</ref> == Показатели == === Объём производства автомобилей === В 1928—1932 годах в СССР было выпущено 56,8 тыс. автомобилей.<ref>[https://m7dep7.ru/stranichka-istorii-dorog-rossii/ Страничка истории дорог России]</ref> В 2000 году производство автомобилей в России увеличилось на 23 % по сравнению с 1999 годом, было собрано 969 240 автомобилей.<ref>[https://www.autonews.ru/news/5ed8d1099a794788ef629fbf Назад в 2000-й: бензин по 7 рублей, строительство ТТК и массовые иномарки. 19 июня 2020]</ref> == Ссылки == * [https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-organizatsii-proizvodstva-pervyh-otechestvennyh-avtomobiley-1896-1920-gg История организации производства первых отечественных автомобилей (1896—1920 гг.)] [[Категория:Автомобильная промышленность России во II тысячелетии| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы