Редактирование: Авиационная промышленность России в XX веке
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Периоды == === 1910-е годы === {{main|Авиационная промышленность России в 1910-х годах}} В 1918 году в России началась национализация авиационной промышленности.<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451]</ref> === 1920-е годы === {{main|Авиационная промышленность России в 1920-х годах}} 26 января 1921 г. СТО РСФСР учредил комиссию по разработке программы по воздухоплаванию и авиастроительству.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> 5 декабря 1922 г. СТО РСФСР утвердил трехлетнюю программу восстановления и расширения предприятий авиационной отрасли.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> КБ А. Н. Туполева создано в 1922 г.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> Советская авиационная промышленность передана в 1925 г. в ведение Государственного треста авиационной промышленности (Авиатрест) ВСНХ СССР.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> В 1926 г. правительство Советского Союза решило для координации опытных работ при Авиатресте образовать центральное конструкторское бюро (ЦКБ) с опытными отделами, базировавшимися на серийных заводах.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> [[Смоленский авиационный завод]] основан 8 ноября 1926 года. В 1920-х годах началась деятельность [[А. С. Яковлев]]а как авиаконструктора.<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451]</ref> === 1930-е годы === {{main|Авиационная промышленность СССР в 1930-х годах}} [[Новосибирский авиационный завод]] основан в 1931 году. 5 августа 1933 г. наркомвоенмор К. Е. Ворошилов, возглавлявший авиационную промышленность П. И. Баранов и С. В. Ильюшин отправились на дачу к И. В. Сталину, где состоялось совещание по авиационным вопросам. Сталин внимательно слушал специалистов и задавал технические вопросы, удивляя Ильюшина своей осведомленностью.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> В марте 1934 г. СТО СССР принял решение о децентрализации опытного конструирования в авиастроении, что способствовало расширению опытно-конструкторских работ в целом в отрасли.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> В 1936 г. КБ А. Н. Туполева с заводом опытных конструкций выделились из Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), образовав опытный завод № 156.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> В 1939 г. образовали ОКБ, которые возглавили А. И. Микоян, С. А. Лавочкин, П. О. Сухой.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> [[Ростовский вертолётный завод]] основан 1 июля 1939 года. [[Улан-Удэнский авиационный завод]] основан в 1939 году. === 1940-е годы === {{main|Авиационная промышленность СССР в 1940-х годах}} Во второй половине 1940 года наркомату авиационной промышленности было передано более 60 заводов из других отраслей промышленности. К лету 1941 года по сравнению с 1937 годом производственная мощность авиазаводов СССР возросла на 75 %, превзойдя мощность авиазаводов Германии почти в 1,5 раза. Всего к началу Великой Отечественной войны в систему авиационной промышленности входило свыше 100 предприятий.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> Перебазирование авиационной промышленности во время Великой Отечественной войны продолжалось боле двух лет. Наиболее интенсивно оно происходило в июле-декабре 1941 года. В 1942 году, в связи с наступлением немцев на юге проводилась эвакуация из районов Кавказа, Воронежской, Курской, Сталинградской, Ворошиловградской, Ростовской областей. В 1943 году, после прорыва блокады Ленинграда, происходил вывоз промышленного оборудования из Ленинграда. Всего время эвакуации в годы Великой Отечественной войны Наркомат авиационной промышленности вывез 118 заводов, или 85 % своих мощностей. После декабря 1941 года, явившегося в производстве авиационной продукции критическим месяцем, начался подъём. В январе 1942 года авиапром выпустил 760 самолетов, в феврале — 875, в марте — 1208, в мае 1942 года авиапромышленность выпустила 2239 самолётов. Удельный вес авиазаводов, расположенных в Поволжье, на Урале, в Сибири, Средней Азии повысился с 6,6 % в июне 1941 г. до 77,3 % в июне 1942 г. Главными поставщиками самолётов-истребителей стали заводы No 21, No 31, No 292, No 153, No 166, расположенные в Горьком, Тбилиси, Саратове, Новосибирске, Омске, впитавшие в себя ряд эвакуированных заводов. Куйбышев, куда были эвакуированы из Воронежа и Москвы авиазаводы No 18 и No 1 и московский моторостроительный завод No 24, превратился в крупнейший центр по производству штурмовиков. Второй центр по изготовлению [[Ил-2]] был организован в Нижнем Тагиле, куда перебазировались ленинградские самолетостроительные заводы No 380 и 381, объединившиеся в завод No 381. Московский завод No 22, эвакуированный в Казань, слился с местным заводом No 124 и стал основной базой по производству бомбардировщиков [[Пе-2]]. Иркутский завод No 39 и завод No 126 в Комсомольске-на-Амуре специализировались на производстве дальних бомбардировщиков [[ДБ-3Ф]]. === 1990-е годы === {{main|Авиационная промышленность России в 1990-х годах}} В 1995 году произошла полная остановка серийного производства самолётов и вертолётов для российских ВВС.<ref>[https://lenta.ru/articles/2012/08/17/rusaf/]</ref> == Авиационные заводы == В 1920-х гг. мощности 11 авиационных заводов, вошедших во Всесоюзное авиационное объединение, были небольшими.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> В 1930-х гг. ввели в эксплуатацию авиационные заводы в Воронеже, Горьком, Иркутске, Комсомольске-на-Амуре, Казани, Новосибирске.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> К лету 1941 г. советская авиационная промышленность по производственным мощностям вдвое превосходила германскую.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> == Управление авиапромом == В 1930-х гг. авиационная промышленность находилась в ведении наркоматов тяжелой, а затем и оборонной промышленности.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> 11 января 1939 г. образовали Наркомат авиационной промышленности (НКАП). Первым наркомом авиационной промышленности стал М. М. Каганович, но уже 10 января 1940 г. наркомом назначили А. И. Шахурина. Первоначально в наркомат вошли 86 заводов, девять НИИ и КБ, пять строительных трестов, семь институтов и 15 техникумов. Затем в составе НКАП создали специальный главк, в подчинении которого находилось 25 строительно-монтажных трестов.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> == Отрасли == === Самолётостроение === {{main|Самолётостроение России в XX веке}} Во время исключительно бурного роста авиапромышленности в 1934—1941 гг. советская авиаиндустрия построила свыше 6500 истребителей И-15, И-15бис и И-153, примерно столько же бомбардировщиков СБ и около 9 тыс. истребителей И-16.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> === Вертолётостроение === {{main|Вертолётостроение России в XX веке}} ==== Ми-24 ==== Серийно [[Ми-24]] выпускался с 1970 по 1989 год в городе [[Арсеньев]]е.<ref>[https://tass.ru/info/9953951]</ref> == Трудовые ресурсы == В период 1936—1939 гг. численность инженеров-конструкторов в авиационных КБ увеличилась с 1370 до 3166 человек.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> В 1940 г. в авиационную отрасль перевели 30 тыс. высококвалифицированных рабочих из других наркоматов и 4 тыс. инженеров и техников из высших учебных заведений.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> == Показатели == В 1939 г. валовая продукция авиационной промышленности составляла более 40 % всего производства оборонки.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> == Оценки == В период с 7 по 16 апреля 1941 г. военно-воздушному атташе Германии в СССР подполковнику Г. Ашенбреннеру и десяти немецким инженерам разрешили посетить Экспериментальный институт в Москве, два моторных завода в Рыбинске, один — в Молотове, авиационный завод в Филях. Отчеты, представленные после поездки, позволили руководству люфтваффе взглянуть на советскую авиационную промышленность изнутри. В сводном отчете подчеркивалось: «1. Заводы практически полностью независимы от внешних поставщиков. 2. Работа прекрасно организована, все продумано до мелочей. 3. Оборудование современное, в хорошем состоянии. 4. Высокий уровень квалификации, трудолюбие и бережливость советских рабочих».<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> == Примечания == {{примечания}} [[Категория:Авиационная промышленность России в XX веке| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:Примечания
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы