Редактирование Правопреемство Российской Федерации в отношении СССР (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Россия как государство-продолжатель СССР == С точки зрения международного права геополитические преобразования 1991 года не привели к исчезновению СССР как субъекта международного права. Несмотря на изменения территории, протяжённости границ, размеров населения и т. п., государство под названием «СССР» не прекратило, а продолжило свою международную правосубъектность под названием «Российская Федерация». Для обозначения такого рода явлений в международном праве используется понятие «продолжательство» или «континуитет» («continuité»). Государство же, продолжающее под новым названием выполнять международные права и обязательства в отношении соответствующей территории, населения, имущества и т. д., называется «государство-продолжатель» («État-continuateur»). По своим юридическим последствиям ситуация продолжательства принципиально отличается от правопреемства («succession»). Если при правопреемстве международные права и обязательства при соответствующем волеизъявлении переходят от одного государства («государства-предшественника») к другому («государству-правопреемнику» («État successeur»)), то есть от одного субъекта международного права к другому, то в случае продолжательства их осуществление автоматически продолжается тем же государством-субъектом международного права, но с другим названием. Российская Федерация неоднократно заявляла о своей позиции, согласно которой она является государством-продолжателем СССР. В послании от 24 декабря 1991 года Президент России уведомил Генерального секретаря ООН о том, что Россия в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства. Нотой от 3 января 1992 года МИД России информировал диппредставительства иностранных государств в Москве о том, что аккредитованные в соответствующих государствах дипломатические и консульские миссии СССР следует рассматривать в качестве дипломатических и консульских миссий Российской Федерации. Наконец, нотой от 13 января 1992 года МИД России уведомил глав диппредставительств в Москве о том, что «Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик». Статус Российской Федерации как государства-продолжателя СССР был официально признан международным сообществом в целом и практически всеми государствами по отдельности. Констатация российского продолжательства содержится, к примеру, в российско-германском заявлении от 21 ноября 1991 года, совместной декларации Российской Федерации и Великобритании от 1992 года, а также официальных заявлениях правительств Бельгии и Швеции. В совместном заявлении от 23 декабря 1991 года государства-члены ЕЭС признали, что «международные права и обязательства бывшего СССР, включая права и обязательства по Уставу ООН, будут продолжать осуществляться Россией». Государства-члены ЕЭС приветствовали согласие Правительства России принять на себя такие обязательства и ответственность и заявили, что в этом качестве будут продолжать свои дружественные отношения с нашей страной с учетом изменения ее конституционного статуса. Эта позиция была вновь подтверждена в мае 2006 года ЕС в письме Федерального министра иностранных дел Австрийской Республики Урсулы Плассник в качестве Председателя Совета ЕС Министру иностранных дел Украины. Статус России как государства-продолжателя СССР обозначен во многих международных договорах, заключенных нашей страной после 1991 года, в том числе в соглашениях об инвентаризации договорно-правовой базы между Россией и иностранными государствами. Признание статуса государства-продолжателя СССР выразилось и в продолжении Россией членства Советского Союза в международных организациях. В решении Совета глав государств СНГ от 21 декабря 1991 года государства Содружества (включая Украину) поддержали Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях. Письмо Президента России от 24 декабря 1991 года, сообщающее это решение, было разослано Генеральным секретарем ООН всем членам Организации. Возражений не последовало. Аналогично продолжение членства России в Совещании по сотрудничеству и безопасности в Европе (ныне — ОБСЕ) было признано после направления в Секретариат Совещания вербальной ноты МИД России от 6 января 1992 года. Статус России как государства-продолжателя СССР был подтверждён Международным Судом — одним из шести главных органов ООН. В частности, в Определении Международного Суда от 15 октября 2008 г. о предписании временных мер по делу, касающемуся применения Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Грузия против Российской Федерации), в параграфе 105 говорится, что Российская Федерация является государством, продолжающим юридическую личность Союза Советских Социалистических Республик. В Решении Международного Суда от 3 февраля 2009 г. по делу, касающемуся разграничения морских пространств в Черном море (Румыния против Украины), в параграфе 175 Международный Суд заявил, что Российская Федерация является государством, продолжающим международную юридическую личность Союза Советских Социалистических Республик, а Украина является одним из государств-правопреемников СССР.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы