Редактирование Внешняя политика России в 2001 году (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Ближний Восток == Продолжавшееся (хотя и с перерывами) в течение всего периода противостояние между Израилем и палестинцами вызвало к жизни новую волну дипломатических усилий. Как и ожидалось, на состоявшихся в начале февраля всеобщих выборах в Израиле премьер-министр Э.Барак потерпел поражение, и его сменил известный «ястреб» А.Шарон. Правда, новое правительство было сформировано на многопартийной основе, и министром иностранных дел стал Ш.Перес, сторонник более гибкой линии по отношению к палестинцам. Судя по действиям новой американской администрации, она намерена восстановить авторитет США в ближневосточном урегулировании, в значительной мере подорванный при Б.Клинтоне. Именно Дж. Буш вынудил А.Шарона отойти от своей непримиримой позиции, удерживая израильского премьера от «сверхреакции» на террористические акты «Хамаса» и «Хезболлы». В мае администрация США поддержала «План Митчелла», смысл которого в немедленном прекращении военных действий обеими сторонами, замораживании строительства еврейских поселений на оккупированных территориях и принятии палестинской стороной решительных мер против террористов. Спустя месяц директор ЦРУ Дж. Тенет в ходе своей ближневосточной поездки представил новый план, предполагающий, с одной стороны, арест всех боевиков террористических организаций и пресечение дальнейшей террористической активности, с другой — отвод израильских войск на позиции, занимаемые ими до 28 сентября прошлого года, и отказ от проведения боевых операций на территории Палестинской автономии. Какие бы оговорки не выдвигали стороны относительно американских предложений, именно на основе этих предложений в последние месяцы строятся все мирные усилия, и именно они позволяют Вашингтону удерживать инициативу. Россия не хотела бы при новой американской администрации быть отброшенной от процесса ближневосточного урегулирования. В свою очередь, и конфликтующие стороны (в большей мере, конечно, арабы) заинтересованы в активизации балансирующей роли России в мирном процессе. Россия-США-Ирак. После длительного тупика — споры велись с лета — Россия и США, наконец, пришли к временному компромиссу по вопросу о санкциях в отношении Ирака. Эта договоренность, достигнутая на встрече министра иностранных дел И.Иванова и госсекретаря К.Пауэлла, позволила Совету Безопасности ООН 29 ноября единогласно принять резолюцию, которая санкционирует продолжение программы «нефть в обмен на продовольствие» на период шести месяцев. В соответствии с ней Ираку разрешается продавать любое количество нефти, если все доходы от нее направляются на закупку продовольствия, медицинских препаратов и других товаров гуманитарного характера, а также выплату военных репараций. Уступкой со стороны России стало согласие на то, чтобы к 1 июня 2002 г. был составлен новый список товаров, подлежащих проверке комитета ООН по мониторингу перед их доставкой в Ирак, включая товары двойного назначения и те, что могут применяться в военных целях. На принятии этого списка настаивают Вашингтон и Лондон, добивающиеся ужесточения военного эмбарго в отношении Багдада и перекрытия каналов незаконной продажи иракской нефти. Чрезмерное расширение списка запрещенных к экспорту в Ирак товаров может нанести ущерб торгово-экономическим интересам России. Встречной американской уступкой стало согласие искать всеобъемлющее решение по вопросу об антииракских санкциях. Это требование РФ уже давно выдвигает, но до сих пор оно не находило отклика у Вашингтона. До отмены санкций у России нет реальных надежд на то, что Багдад начнет возвращать долги (по разным оценкам, они составляют от 6 до 8 млрд долл.). Москва весьма заинтересована в продолжении программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», поскольку значительная доля иракской нефти поставляется на мировой рынок через российские компании и бюджет РФ имеет с этого приличный доход. Кроме того, в 2001 году с Ираком заключено контрактов на сумму около 1,9 млрд долл. Багдад принял условия новой резолюции ООН. Компромисс между Россией и США стал возможен благодаря решению оставить в стороне спорный вопрос о том, на каких условиях инспектора ООН должны быть допущены в Ирак для осуществления контроля за военными программами Багдада. Стороны согласны в том, что такая миссия необходима в принципе, и в том, что санкции не следует отменять до ее начала. Однако Россия считает, что все санкции должны быть сняты вскоре после того, как Багдад разрешит инспекторам ООН возобновить свою деятельность на иракской территории, тогда как, по мнению США, подобный шаг был бы преждевременным. Вашингтон стремится под любым предлогом сохранить возможность контроля над военными программами Ирака на неопределенно продолжительное время, а инспекции под эгидой ООН являются для этого удобной формой. Поэтому он не поддерживает стремление России убрать из резолюции СБ ООН, принятой в декабре 1999 г., все двусмысленности и четко определить условия отмены санкций. Багдад вообще настаивает на том, что снятие санкций является предварительным условием для возможного возвращения в Ирак инспекционной миссии ООН. Антитеррористическая кампания США, несомненно, ставит ситуацию вокруг Ирака в новый контекст. Вашингтон пытается оказать нажим на Багдад, чтобы заставить его принять американские требования, увязывая военную акцию в Афганистане и падение режима талибов с тем, что может ожидать [[Саддам Хусейн|Саддама Хусейна]]. Как заявил президент Дж. Буш 26 ноября, Афганистан — это лишь начало войны с терроризмом, и Хусейн узнает ее последствия, если он тайно создает ОМУ и если не пустит инспекторов ООН в страну. Судя по всему, США намерены и впредь использовать угрозу применения военной силы (в том числе нанесения точечных ударов), хотя у них нет доказательств причастности Ирака к событиям 11 сентября. Советник президента по вопросам национальной безопасности К.Райс фактически обозначила отстранение С.Хусейна от власти в качестве цели США, заявив 20 декабря, что пока этот режим правит в Ираке, спокойствия не будет ни у соседних государств, ни у международного сообщества. Партнерство России и США в борьбе с международным терроризмом автоматически не приведет к урегулированию их споров по Ираку. Достижение компромисса в отношении резолюции ООН, касающейся антииракских санкций, позволяет отвести угрозу американских ударов по Ираку и предотвратить кризис в российско-американских отношениях в связи с этой проблемой. Палестино-израильский конфликт. События, разворачивающиеся в регионе, позволяют рассматривать их через призму того, что произошло 11 сентября в США, а также американской акции возмездия. Желая вовлечь как можно больше арабских и мусульманских стран в антитеррористическую коалицию, Вашингтон безуспешно стремится уменьшить степень противостояния на израильско-палестинском направлении. Террористы из «Хамас» и «Исламского джихада» активизируются каждый раз, когда намечается какое-либо важное событие, призванное реанимировать израильско-палестинский диалог. Экстремистскому крылу палестинцев не нужно сосуществование с Израилем, им нужно «освобождение» всей Палестины. Именно после «пропалестинского» заявления президента Дж. Буша (начало октября) был убит министр туризма Израиля, а выступление госсекретаря К.Пауэлла в середине ноября с изложением очередного мирного плана (в нем признавалась необходимость сосуществования двух государств — Израиля и Палестины — с безопасными и международно-признанными границами) и направление на Ближний Восток нового американского спецпосланника генерала Э.Зинни повлекли за собой очередной кровавый теракт в Иерусалиме. После этого израильские власти предприняли последовательные силовые меры, в результате которых Я.Арафат был «обездвижен». Как ни парадоксально, но события 11 сентября оказались объективно выгодными противникам «мирного процесса» в Израиле. Уже потому, что Вашингтон — с риском для своих отношений с так называемым мусульманским миром и вопреки всей своей политике предыдущего десятилетия — вынужден публично признать генетическую связь террора с исламом и исламскими кругами, пропагандистский выигрыш для «ястребов» очевиден. Как писала 18 декабря израильская газета «Гаарец», военно-политический истеблишмент этой страны пришел к выводу, что террористические атаки на США дали Израилю преимущество — как раз в то время, когда он подвергался растущему международному давлению из-за продолжающегося конфликта с палестинцами. Израиль оказался на правильной стороне баррикад — вместе с США, — в то время как арабский мир находится, мягко говоря, в невыгодном положении. По мнению руководителя «Моссад» Э.Халеви, пришло время «объединить» все виды исламского терроризма в единый формат и бороться с ними вместе. Некоторые члены израильского кабинета открыто говорят, что им выгоднее иметь перед собой «Хамас» и «Исламский джихад», нежели Арафата, поскольку в этом случае Израиль не будет обязан вести переговоры с террористами и сможет применять силу, не оглядываясь на мировую общественность. Израиль открыто заявляет о своем желании втянуть США в противоборство с тем, что он называет «террористическим треугольником» — Ираном, Ираком и Сирией. Особенный акцент при этом делается (по крайней мере, израильской разведкой) именно на Сирии и ее продолжающейся поддержке организации «Хезболла». И это в условиях, когда Вашингтон хотел бы избежать конфронтации с Дамаском, ведь сирийский президент Б.Асад склонен прислушиваться к американским советам. Несмотря на обострение ситуации на израильско-палестинском направлении, Дж. Буш и К.Пауэлл вели линию на легализацию палестинского государства и на то, чтобы сохранить Я.Арафата как главного партнера на израильско-палестинских переговорах, требуя в то же время от него положить конец террору. Именно под давлением Вашингтона А.Шарон в конечном счете каждый раз после очередного обострения обстановки был вынужден соглашаться на возобновление переговоров. Неудача миссии нового спецпосланника Э.Зинни (в середине декабря он отбыл из региона, не достигнув никаких результатов) ослабляет позиции его покровителя и главного сторонника мирного процесса — госсекретаря К.Пауэлла, — равно как и министра иностранных дел Израиля Ш.Переса. Судя по всему, президенту Дж. Бушу нелегко сопротивляться давлению «ястребов» в собственном окружении, требующих позволить Израилю политически уничтожить Арафата и всю Палестинскую автономию. По словам А.Шарона, Вашингтон готов дать ему этот «зеленый свет», однако переговоры между ним и Бушем в Белом Доме в начале декабря свидетельствовали о том, что это не совсем так. Действительно, Вашингтон одобрил силовые меры против очагов терроризма и обеспечил ему дипломатическое прикрытие в СБ ООН, однако просил израильского премьера не ставить под удар позиции Арафата (хотя США и признают, что последний не способен предотвратить насилие с палестинской стороны). Буш прочертил перед Шароном некую «красную линию», за которую Израиля не должен заходить. Ее смысл — сохранение Арафата как главного партнера на переговорах, ведь как бы он ни был несостоятелен, замены ему не найти. Другим пунктом этой «красной линии» является нераспространение израильско-палестинского конфликта на весь регион, недопустимость втягивания в него других арабских государств, ведь это заставило бы США изменить свою линию в борьбе с международным терроризмом. Для российского «коспонсорства» в ближневосточном процессе указанные тенденции имеют непосредственный (и, скорее всего, негативный) смысл: это коспонсорство в нынешнем виде исчерпало себя вместе со всем «мирным процессом». После событий 11 сентября резко усилились позиции тех, кто целиком хотел бы перенести весь кризис в сферу «борьбы с терроризмом», а найти понимание такой позиции в «исламском мире» крайне трудно. Россия должна вместе с США и ЕС способствовать поиску новых условий урегулирования (и новых лидеров), не подыгрывая в то же время тем, кто настаивает исключительно на силовой линии.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы