Редактирование История реформ в России (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== XX век === {{main|Реформы в России в XX веке}} К практической подготовке аграрной реформы приступили в начале XX века. Главной причиной необходимости реформы С. Ю. Витте назвал низкую налогоспособность крестьян. В России сельское население платило (из расчета на одного человека) вчетверо меньше налогов, чем во Франции, а его материальное положение было значительно хуже. В 1902 г. было создано Особое совещание по выработке мероприятий для улучшения крестьянского благосостояния, губернские и уездные комиссии для изучения вопроса и внесения конкретных предложений. Одновременно в Министерстве внутренних дел и земледелия готовились проекты будущей реформы, которые включали ее основные направления: разрешение выхода крестьян из общины и передача им земли в частную собственность, введение свободного переселения в Сибирь, увеличение продажи земли крестьянам через Крестьянский банк. Таким образом, реформа разрабатывалась в течение четырёх лет несколькими комиссиями и совещаниями, а не была плодом творчества одного человека. Решительно взялся за претворение в жизнь разработанных проектов аграрной реформы П. А. Столыпин, назначенный в апреле 1906 г. министром внутренних дел, а в июле того же года — Председателем Совета министров России. Он опубликовал обширную программу реформ: гражданское равноправие и неприкосновенность личности, улучшение крестьянского землевладения, улучшение быта рабочих, реформа местного самоуправления и суда в волостях, реформа образования, введение прогрессивного подоходного налога и др. Особое внимание уделялось аграрному вопросу. Правовая основа аграрной реформы была создана Манифестом 3 ноября 1905 г. об отмене выкупных платежей. Указ 9 ноября 1906 г. разрешал крестьянам-домохозяевам выходить из общины и укреплять землю в личную частную собственность. Крестьяне имели право требовать выделения всех многочисленных участков пашни и других угодий «к одному месту» в виде хуторов и отрубов. Видное место в проведении реформы принадлежало Крестьянскому банку. Он выдавал ссуды на покупку земли, продавал вверенный ему земельный фонд, осуществлял операции на льготных условиях. Составной частью реформы стало переселение малоземельных крестьян на новые территории. Правительство отказалось от политики значительного ограничения переселений за Урал. Всего в годы реформы переехали в Сибирь и на Дальний Восток 3 млн переселенцев. Они получили наделы достаточные для проживания и производства товарной продукции, но у новоселов не хватало средств для покупки лошадей, машин, коров. Поэтому они были вынуждены наниматься батраками к старожилам. С течением времени положение переселенцев значительно улучшилось, однако почти 550 тыс. человек возвратились. Несмотря на недостатки переселенческой политики, такого интенсивного заселения Сибири, Степного края не наблюдалось ни до этого, ни после 1914 г. В ходе реформы за восемь лет из общины вышла четвертая часть крестьян, главным образом в основных земледельческих регионах. Реформа способствовала подъему сельского хозяйства. Резко возросло применение машин и орудий, посевные площади увеличились на 10,5 млн десятин, средняя урожайность увеличилась на 12 — 15 %. Повысилась товарность производства хлебов. Столыпин разработал реформу местного самоуправления: учреждение выборных всесословных волостных земских собраний и управ. Реформа натолкнулась на сопротивление дворянства, опасавшегося ослабления его роли в уезде. И эти законопроекты не были реализованы. В 1921—1924 годах были проведены реформы управления промышленностью, торговлей, кредитно-финансовой сферой. В 1922—1924 гг. Наркоматом финансов, возглавляемым Г. Я. Сокольниковым, была проведена денежная реформа. В 1922 г. правительство приступило к денежной реформе, выпустив в обращение устойчивую валюту — червонец, который приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям, был обеспечен золотым запасом и другими легко реализуемыми ценностями и товарами. К 1924 г. вместо советских денежных знаков были выпущены медные и серебряные монеты и казначейские билеты. Реформа позволила покончить с финансовой разрухой, справиться с бюджетным дефицитом и остановить галопирующую инфляцию. В ноябре 1922 г. было принято «Положение о судоустройстве РСФСР», положившее начало судебной реформы. Создавалась следующая система: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР и его коллегии. В 1924—1925 годах Фрунзе завершил военную реформу, начавшуюся с создания единого Штаба РККА (1921) и постепенного введения единоначалия в войсках. Численность армии сокращена до 562 тыс. чел. Св. 70 % стрелковых дивизий переведено на территориально-милиционную основу. Армия приобрела чёткую структуру, создана система профессиональной подготовки кадров.<ref>[https://bigenc.ru/text/5029842]</ref> В 1930—1932 гг. прошла кредитная реформа, фактически заменившая кредит плановым банковским финансированием. Осуществлена реформа органов военного управления. 25 февраля 1946 г. был упразднён наркомат Военно-морского флота (образован в декабре 1937 г.), военно-морские силы включены в состав наркомата Вооруженных сил СССР. В 1947 году была проведена денежная реформа. Реформа была проведена в основном путем деноминации, то есть замены прежних денежных знаков на новые с изменением их номинала. В течение недели гражданам предстояло обменять свои наличные деньги из расчета 1 : 10 (один новый рубль обменивался на 10 старых). Вклады в сберкассах пересчитывались по льготному курсу: до 3000 руб. перерасчет проводился по курсу 1 : 1, до 10 000 — 3 старых рубля за 2 новых, свыше 10 000 — 2 за 1. Проведена радикальная реформа пенсионного законодательства. С июля 1956 г. пенсию могли получать мужчины после 60 лет и женщины — с 55. Размер государственной пенсии составлял от 55 до 100 % средней заработной платы, что привело к увеличению пенсий по отдельным группам в два раза и более. В 1957—1958 гг. были проведены три реформы: в области промышленности, сельского хозяйства и системы образования. В начале 1957 г. Хрущев дал новые поводы для разногласий в Президиуме ЦК. Он предложил реорганизовать управление промышленностью и строительством, создав советы народного хозяйства на местах вместо отраслевых министерств в центре. Члены Президиума начали обсуждение замысла, результаты которого не представлялись однозначными. Не дожидаясь одобрения своих предложений, Хрущев 13 февраля вынес вопрос на пленум ЦК, затем, нарушая установленный порядок дальнейших согласований, добился утверждения предложений на сессии ВС СССР. 10 мая 1957 г. реформа стала законом. Денежная реформа 1961 года — осуществление обмена старых денег на новые в соотношении 10:1. После XXII съезда КПСС (октябрь 1961 года) началась очередная волна реформ. К началу 1960-х годов Хрущёв полностью исчерпал свой реформаторский потенциал. Реформа сельского хозяйства (март 1965 года): * Уменьшение плана обязательных поставок зерна. * Установление твёрдого плана закупок продукции на 5 лет. * Повышение закупочных цен на продукцию совхозов и колхозов. * Введение надбавок к ценам за сверхплановую продукцию. * Введение гарантированной оплаты труда колхозников вместо трудодней. * Отмена ограничений в отношении личных подсобных хозяйств: увеличен размер приусадебного участка, разрешено держать неограниченное количество скота, свободно торговать на рынке. * Укрепление материально-технической базы сельского хозяйства. Суть экономической реформы, начавшейся в сентябре 1965 г., состояла в следующем: а) сокращение плановых показателей, доводимых до предприятий; б) создание на предприятиях фондов материального стимулирования; в) более широкое применение кредита, прибыли и т. п. «Генератором» реформы был Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин. На XXVII съезде КПСС (25 февраля — 6 марта 1986 г.) М.Горбачёв настаивает на проведении глубоких реформ в системе управления экономикой. Новая идеология и стратегия реформ были впервые изложены Горбачевым в январе 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС. Концепция экономической реформы Горбачёва и его «команды» сформулирована на июньском (1987) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме Н. Рыжков представил план экономических реформ, в основе которых было: предоставление большей самостоятельности промышленным предприятиям; развитие арендных отношений и индивидуально-трудовой деятельности; восстановление кооперации. План затем был подкреплён законами «О государственном предприятии (объединении)» (июнь 1987 г,) и «О кооперации в СССР» (май 1988 г.). Курс на демократизацию общества получил реальное воплощение в решениях XIX партконференции (июнь 1988 г.). Конференция одобрила реформу политической системы. Основу ее, как известно, составляли Советы. Права их предполагалось существенно расширить, передав им государственные функции, узурпированные прежде партийными органами. Высшим органом государственной власти должен был стать Съезд народных депутатов СССР из 2250 человек, избираемых на альтернативной основе. Съезд формировал из своей среды Верховный Совет — постоянный орган, являющий собой советский парламент. Предусматривалось также учреждение поста Президента СССР, наделенного широкими полномочиями. В сфере экономического реформирования наиболее крупной мерой второго этапа перестройки стал Закон о государственном предприятии (объединении), вступивший в силу с 1 января 1988 г. Закон ограничивал прерогативы центральных планирующих органов, сводя их по существу к определению объема госзаказа, долю которого предполагалось постоянно снижать. Экономическая самостоятельность предприятий, напротив, существенно расширилась. За ними, в частности, закрепилось право реализовывать по свободной (договорной) цене продукцию, произведенную сверх заказа, выбирать хозяйственных партнеров, определять численность рабочей силы, устанавливать размер заработной платы и др. Важнейшим политическим событием 1989 г. был I съезд народных депутатов СССР (май — июнь), работа которого означала вступление реформы политической системы в практическую фазу. 1 ноября 1991 г. V Съезд народных депутатов РСФСР предоставил президенту Ельцину широчайшие полномочия для проведения экономических реформ. Он получил право лично возглавить правительство. Его указы по экономическим вопросам приобрели большую юридическую силу, чем законы, принимаемые законодательной властью. Президент получил право назначать по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов глав исполнительной власти регионов (за исключением республик). Таким образом, Ельцин получал власть, делавшую его почти самодержавным правителем, но на четко определенный и довольно короткий срок — до 1 января 1993 г. Главные направления рыночных реформ Б. Н. Ельцин провозгласил в своем программном докладе на V Съезде 28 октября 1991 г. — финансовая стабилизация, либерализация цен и приватизация. Проводить в жизнь рыночную реформу должно было сформированное Ельциным 10 ноября 1991 г. правительство. Экономический блок в новом правительстве возглавил Е. Т. Гайдар. Содержанием экономических реформ, проводившихся в начале 1990-х годов, стал перевод экономики на рыночные рельсы. Радикальные экономические реформы начались в Российской Федерации 2 января 1992 г. Именно с этого дня вступал в силу президентский указ об освобождении цен: на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) они были освобождены, а оставшиеся регулируемые — повышены. Летом 1992 г. власти приступили ко второму этапу реформ — приватизации общественной собственности. 21 сентября 1993 г. Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета России, проведении в декабре выборов нового органа законодательной власти — Федерального Собрания и референдума по проекту новой Конституции России. 12 декабря 1993 г. путем всенародного голосования была принята новая Конституция, которая явилась важнейшим элементом современной правовой системы России. 28 октября 1993 г. Президент России издал указ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», по которому устанавливалась частная собственность на землю. Однако издание соответствующего закона было заблокировано Государственной Думой. Указом Президента от 6 ноября 1993 г. вводилась в действие новая Военная доктрина России, которая должна была играть важную роль в закреплении новых общественно4политических отношений. В ней определялись основные задачи и направления реформирования Вооруженных сил. Подчеркивавший необходимость сохранения и повышения боеготовности армии документ ставил целью создание более дешевой, компактной, хорошо технически оснащенной армии, отвечающей самым высоким современным стандартам. Реорганизацию структуры Вооруженных сил намечалось завершить к 2000 г. К тому же времени предполагалось перейти на смешанную систему их комплектования. Наряду с сохранением призыва на срочную службу по экстерриториальному принципу важнейшую роль в армии должны были играть профессионалы, служащие по контракту. Первые крупные инициативы Президента В. В. Путина после инаугурации (7 мая 2000 г.) были связаны с преобразованием федеративных отношений. В частности, был приведен в соответствие с Конституцией России порядок формирования Совета Федерации. Ранее в верхней палате Федерального Собрания были представлены губернаторы, что входило в противоречие с принципом разделения властей. После принятия в августе 2000 г. закона о новом порядке формирования Совета Федерации эта палата состоит из представителей, избранных региональными парламентами или назначенными губернаторами.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы