Редактирование Внешняя политика России в 2001 году (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Балканы == Неспособность Запада положить конец албанскому мятежу в Македонии заставила новые власти Югославии вспомнить об исторической роли России в обеспечении стабильности в регионе, хотя еще недавно они не хотели и слышать о стратегическом партнерстве с ней и все их помыслы были обращены к ЕС. Президент В.Коштуница стал подчеркивать необходимость активного российского присутствия на Балканах. Развитие кризиса в Македонии очень напоминает косовский сценарий: выдвижение сепаратистами заведомо неприемлемых требований по расширению прав албанцев, провоцирование ответных силовых мер властей и развязывание под этим предлогом партизанской войны. Ввиду обострения ситуации министр иностранных дел И.Иванов 19-21 марта посетил Югославию (в том числе Косово), Македонию и Албанию с целью согласования мер по стабилизации положения на юге Сербии и югославо-македонской границе. Он поднял вопрос об отмене международного эмбарго на поставки оружия Белграду. В Скопье глава российской дипломатии выступил с инициативой о проведении конференции стран региона для заключения договоров, которые обязывали бы их соблюдать принципы ОБСЕ, не предоставлять свою территорию для создания военно-учебных лагерей, не оказывать сепаратистам военную и иную помощь, не подстрекать их к акциям на территории соседних государств. Российские инициативы подразумевали, что Совет Безопасности ООН выступит гарантом реализации региональной концепции безопасности (СБ правомочен задействовать силовые инструменты для выполнения своих решений). Они не вызвали особого энтузиазма у государств ЕС и США, поскольку во многом перекликались с Пактом стабильности для Балкан, который два года назад был заключен по инициативе Запада. Премьер-министр Македонии Л.Гиоргиевский обвинил Запад в том, что тот позволил албанским экстремистам стать «европейским Талибаном». Западные державы закрывали глаза на то, что боевики проходили подготовку в их зонах ответственности в Косово и переправляли оружие и людей на македонскую территорию. Македонские власти планировали провести в мае широкомасштабную операцию по изгнанию за пределы страны албанских сепаратистов. Столкнувшись с просачиванием боевиков из Косово, Скопье выразил желание объединить свои усилия с Югославией. Однако против решительных силовых действий македонской армии жестко выступили западные «союзники», не желающие даже временного военного союза Югославии и Македонии. Поступить иначе означало бы косвенно признать ошибочность своей позиции в отношении военной операции России в Чечне. Находясь под сильным давлением, власти Македонии были вынуждены отказаться от намерения ввести военное положение в стране и начали диалог с албанской оппозицией. Политика умиротворения террористов (11 случаев перемирия и план урегулирования, предложенный президентом Б.Трайковским) не дали никаких позитивных результатов. Западная линия на интеграцию бандформирований в политическую жизнь только вселяла в сепаратистов уверенность, что у них есть эффективные рычаги влияния на власти. Запад (НАТО и ЕС) выразил поддержку Скопье, осудив акции агрессивного национализма и потребовав от экстремистских группировок сложить оружие. В то же время он призвал македонские власти к соразмерности применения силы и диалогу с албанцами. Запад боится втягивания в партизанскую войну с албанцами, результатом которой может стать провал всей миссии НАТО на Балканах. Ни НАТО, ни США не хотят вступать в непосредственные военные столкновения с боевиками, поскольку опасаются ответных действий с их стороны уже на территории Косово. Просматривается также связь балканской политики Запада с его попытками найти modus vivendi с мировым исламом, который в XXI веке, несомненно, станет одним из основных потоков в процессе глобализации. В июне НАТО начала изучение возможности проведения операции по сбору оружия албанских боевиков, действующих в Македонии. Речь идет не о разоружении, а именно о сборе оружия, которое боевики, якобы, сдадут по доброй воле. Министр обороны РФ С.Иванов заявил, что Россия готова участвовать в такой операции, если будет приглашена в качестве равноправного партнера альянса. Очевидно, что России необходимо инвентаризировать наследие ее балканской дипломатии прошедшего десятилетия. Новая вашингтонская администрация не особенно нуждается в дипломатических усилиях Москвы, тем более что задача давления на сербов после ухода Милошевича больше не актуальна. Россия своим присутствием не должна служить прикрытием для просчетов, которые допускают ее западные партнеры, не боясь показаться слишком самостоятельной. 13 августа в Скопье было подписано соглашение о политическом урегулировании в Македонии, призванное положить конец вооруженному противостоянию албанских боевиков и законного правительства. Это «пакетное» соглашение, разработанное при посредничестве НАТО и ЕС и подписанное лидерами четырех крупнейших политических партий (двух македонских и двух албанских), предусматривало: внесение изменений в конституционное устройство Македонии; предоставление албанскому языку статуса официального в парламенте и местных органах власти и управления там, где албанцы составляют значительную долю населения; увеличение доли албанцев в полиции, а также в местных органах власти, до уровня, соответствующего их доле в составе местного населения; сдачу оружия боевиками «Освободительной народной армии» (ОНА); прекращение боевых действий между правительственными войсками и албанскими боевиками. В обмен на это албанские политкомиссары, добивавшиеся отделения районов с компактным проживанием албанского населения (это главным образом районы на севере и западе у границ с Албанией и Косово), обязались признать территориальную целостность Македонии. Представители ОНА не были участниками политического соглашения, но заключили отдельное соглашение с НАТО (!) о сдаче 3,3 тысяч единиц оружия. Оно было реализовано в ходе операции «Основной урожай», проходившей в течение 30 дней начиная с 27 августа. Запад хотел бы, чтобы в этом спектакле участвовала и Россия… С приближением срока завершения операции «Основной урожай» Скопье склонялся к тому, чтобы присутствие натовских войск в республике заменить размещением сил ООН на границе Македонии с Косово, чтобы перекрыть инфильтрацию боевиков и оружия, обеспечить стабильность в приграничных районах. Однако альянс, опасаясь возникновения вакуума безопасности и провала плана по урегулированию македонского конфликта в случае свертывания своего военного присутствия, настоял на сохранении натовского контингента в республике с целью силового подкрепления миротворческой миссии, целью которой являлась защита прав албанского меньшинства. В итоге между Скопье и альянсом был достигнут компромисс, и 26 сентября Совет НАТО приступил к проведению операции «Янтарная лисица», чтобы обеспечить совместно с македонскими правоохранительными структурами безопасность международных наблюдателей (ОБСЕ и ЕС), которые следят за выполнением соглашения об урегулировании. Македонские власти поддержали предложение России о проведении международной конференции по Балканам, чтобы в договорной форме закрепить принципы урегулирования в регионе, позволяющие надежно перекрыть каналы незаконных поставок оружия боевикам. Однако эта инициатива не вызвала энтузиазма у Запада. И конференция не состоялась. В настоящее время реальное влияние России на ситуацию на Балканах ограничено: в регионе могут заключаться международные соглашения и другие формы кодификации modus vivendi без участия России или без должного учета ее позиции, но они невозможны без участия США и ЕС. В этих условиях перед Россией может возникнуть соблазн компенсировать недостаток эффективных средств влияния попытками присоединиться к чужим усилиям, однако успех этих усилий ничего не добавит к ее возможностям, а их провал — даст лишь повод возложить часть ответственности на нашу страну.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы