Редактирование Великобритания во II тысячелетии (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Экономика == C началом промышленной революции XVIII–XIX веков Великобритания окончательно становится лидером по росту ВВП на душу населения.<ref>[https://guru.nes.ru/sem-vekov-istorii-glavnoe-ne-padat-ekonomikoj.html]</ref> В Великобритании в начале Первой мировой войны ВВП на душу населения рос, но с резким сокращением государственных расходов после войны выпуск снизился.<ref>[https://guru.nes.ru/sem-vekov-istorii-glavnoe-ne-padat-ekonomikoj.html]</ref> === Промышленность === ==== Обрабатывающая промышленность ==== ===== Машиностроение ===== {{main|Машиностроение Великобритании во II тысячелетии}} ====== Автомобильная промышленность ====== {{main|Автомобильная промышленность Великобритании во II тысячелетии}} История серийного автомобилестроения Великобритании началась в 1894 году, когда английский предприниматель [[Фредерик Симмс]] приобрёл у Готлиба Даймлера права на изготовление двигателей «Феникс» и бренд «Daimler». Первый «Daimler», созданный англичанами, появился в 1897 году. Он представлял собой копию модели «Panhard et Levassor», оснащенную двигателями «Daimler», которые первоначально импортировались из Германии.<ref>[http://lib.ulstu.ru/venec/disk/2017/594.pdf История автомобилестроения: учебное пособие] / В. В. Епифанов. — Ульяновск; УлГТУ, 2019</ref> ====== Судостроение ====== {{main|Судостроение Великобритании во II тысячелетии}} В 1900 году один американец писал о британском кораблестроении так: «Нет сомнений, что большая часть оборудования английских верфей весьма устарела по сравнению с тем, что используют в Америке и Германии. На британских верфях используют допотопные паровые двигатели, токарные станки и прессы. Иностранные гости с трудом сдерживают изумление по поводу здешней отсталости.»<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/853096]</ref> ===== Металлургия ===== ====== Чёрная металлургия ====== В 1859 году в Великобритании был превышен докризисный максимум выплавки чугуна.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-krizisy-v-kontekste-mezhdunarodnyh-otnosheniy-vtoroy-poloviny-xix-veka-1]</ref> ==== Добыча полезных ископаемых ==== ===== Уголь ===== В 1859 году в Великобритании был превышен докризисный максимум добычи угля.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-krizisy-v-kontekste-mezhdunarodnyh-otnosheniy-vtoroy-poloviny-xix-veka-1]</ref> === Сельское хозяйство === В последней трети XV — первой четверти XVI вв. здесь произошел аграрный переворот, основным проявлением которого были насильственная экспроприация крестьянской поземельной общины и конверсия пашни — ее превращение в пастбище. === Сухопутный транспорт === ==== Рельсовый транспорт ==== ===== Железнодорожный транспорт ===== Поскольку в Британии почти любая точка внутри страны находится на расстоянии менее 100 км от побережья, создание сети железных дорог обеспечило дешевый доступ английским товарам к морским портам.<ref>[http://library.miit.ru/methodics/04022018/%D0%9F%D0%BE%D0%B4_%D1%80%D0%B5%D0%B4_%D0%9C%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA.pdf Общий технико-экономический курс железных дорог: Учебник] / Под ред. Д. А. Мачерета — М.: РУТ (МИИТ), 2017</ref> В 1840-е годы железнодорожная горячка охватила Англию.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-krizisy-v-kontekste-mezhdunarodnyh-otnosheniy-vtoroy-poloviny-xix-veka-1]</ref> ===== Метро ===== 8 апреля 1953 года в метрополитене Лондона (Великобритания) на линии «Сентрал» произошла поломка сигнального оборудования, из-за которой светофоры показывали только запрещающий сигнал. Движение на аварийном участке не было остановлено, диспетчер требовал от машинистов вести составы с максимальной осторожностью. Однако на перегоне между станциями «Стратфорд» и «Лейтон» один из поездов не смог вовремя затормозить и на скорости около 30 км/ч врезался в хвост стоявшего впереди состава. В результате погибли 12 человек (девять на месте ЧП, трое скончались в больницах), еще около 40 получили ранения различной степени тяжести.<ref>[https://tass.ru/info/11304327]</ref> В начале 1970-х годов в Лондонском метро было внедрено автоматическое вождение поездов.<ref>[https://www.gudok.ru/content/mechengineering/1571795/]</ref> 28 февраля 1975 года в лондонском метро на конечной станции «Моргейт» электропоезд линии «Норзерн-Сити» врезался в стену тупикового тоннеля на скорости, по разным оценкам, от 48 до 64 км/ч. В результате первые два вагона были значительно деформированы, жертвами катастрофы стали 43 человека, еще 74 пострадали. Всего в вагонах находились около 300 человек. Полностью очистить тоннель от обломков удалось только 5 марта. Расследование установило, что в момент крушения оборудование состава было исправно. Причину, по которой 56-летний машинист Лесли Ньюсон (был в числе погибших) не затормозил поезд, установить так и не удалось. После крушения лондонский метрополитен внедрил систему автоматической остановки состава в случае превышения установленной скорости в 16 км/ч при заезде на конечную станцию.<ref>[https://tass.ru/info/11304327]</ref> 18 ноября 1987 года в Лондоне на крупной пересадочной станции метро «Кингс-Кросс» произошел сильный пожар. Причиной возгорания была незатушенная спичка, которую один из пассажиров обронил на эскалаторе линии Пикадилли. Из-за скопившихся под лестничным полотном эскалатора пыли и мусора пламя распространилось по наклонному ходу, после чего поток огня и раскаленных газов вырвался в находившийся выше кассовый зал. В результате погиб 31 человек, в том числе один пожарный. Свыше 100 человек были госпитализированы. После ЧП было отправлено в отставку руководство метрополитена и системы городского общественного транспорта. Деревянные детали эскалаторов в 1987—1990 годы заменили металлическими. Виновник возникновения пожара так и не был установлен. Хотя запрет на курение на территории лондонского метро действовал еще с 1985 года, многие курильщики игнорировали его. После пожара на «Кингс-Кросс» наказание за курение ужесточили.<ref>[https://tass.ru/info/11304327]</ref> В середине 1990‑х легкое метро дотянули через тоннели до лондонского Сити.<ref>[https://plus.rbc.ru/news/583a62017a8aa912f92d7174]</ref> В конце 1990‑х [[DLR]] протянули до [[Гринвич]]а.<ref>[https://plus.rbc.ru/news/583a62017a8aa912f92d7174]</ref> ===== Трамвайный транспорт ===== Лондонский департамент транспорта в 2000 году возродил трамвай — в районе, где нет метро.<ref>[https://www.zr.ru/content/articles/924488-trolleybus-moskva/]</ref> ==== Троллейбусный транспорт ==== Троллейбус в [[Лондон]]е работал с 1931 по 1962 годы.<ref>[https://traffic.od.ua/news/worldtrans/1188322]</ref> Лондонская троллейбусная сеть в 1950‑х годах была крупнейшей в мире.<ref>[https://www.zr.ru/content/articles/924488-trolleybus-moskva/]</ref> === Гостиницы === С 1948 по 1984 год британское государство управляло собственной сетью гостиниц.<ref>[https://www.economist.com/briefing/2021/11/20/governments-are-not-going-to-stop-getting-bigger]</ref> === Финансы === Паника захлестнула Лондонский Сити 11 мая 1866 г., когда в «черную пятницу» обанкротился банковский дом Overend and Co. Он занимал ведущее положение, проводил широкие операции по финансированию строительства железных дорог и имел капитал в 10 млн ф. ст. Ломбарт-стрит быстро запрудили толпы людей, осаждавших двери самых почтенных банков, пытавшихся заполучить назад свои вклады.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-krizisy-v-kontekste-mezhdunarodnyh-otnosheniy-vtoroy-poloviny-xix-veka-1]</ref> ==== Деньги ==== В Великобритании под влиянием денежной школы был принят [[акт Роберта Пиля]] (1844), предусматривавший 100%-ное золотое обеспечение банкнот, выпускавшихся сверх эмиссии 14 млн фунтов стерлингов, обеспеченных казначейскими векселями, что периодически обостряло экономич. кризисы и вызывало нехватку денег в стране.<ref>[https://old.bigenc.ru/economics/text/860986]</ref> ==== Ценные бумаги ==== ===== Облигации ===== Первая «вечная» облигация в форме консолидированной ренты была выпущена Банком Англии в 1751 г. по инициативе премьер-министра Великобритании Генри Пелэма (Henry Pelham, 1694—1754) для финансирования Банком Англии войны за австрийское наследство и военных действий в британских колониях.<ref>[https://cbr.ru/Content/Document/File/93511/moiseev_0916.pdf Государственная комиссия погашения долгов]</ref> ====== Государственные облигации ====== В 1981 г. [[М. Тэтчер]] вводит облигации, индексируемые с учётом инфляции, для привлечения дополнительных денежных средств в бюджет.<ref>[https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Scaregradskaya/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%AE%D0%9A.PDF Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права]</ref> ==== Банковская система ==== Билль об учреждении Банка Англии был разработан Чарльзом Монтегю в 1694 году.<ref>[https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Scaregradskaya/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%AE%D0%9A.PDF Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права]</ref> ==== Государственный долг ==== Впервые амортизационный фонд был создан премьер-министром Великобритании Робертом Уолполом (Robert Walpole, 1676—1745) в 1716 году для сокращения государственного долга. Фонд представлял собой запас денежных средств, используемый, в частности, для финансирования государственного долга. В последующем практика формирования резервов под выплаты эффективно повторялась в Великобритании в 1720-х и 1730-х гг.<ref>[https://cbr.ru/Content/Document/File/93511/moiseev_0916.pdf Государственная комиссия погашения долгов]</ref><ref>[https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Scaregradskaya/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%AE%D0%9A.PDF Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права]</ref> В начале 1770-х годов Ричард Прайс восстановил отложенный фонд в качестве средства для погашения государственного долга.<ref>[https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Scaregradskaya/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%AE%D0%9A.PDF Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права]</ref> В 1786 г., по настоянию премьер-министра Уильяма Питта, парламент принял Закон о сокращении национального долга, утвердивший отложенный фонд в размере 1 млн фунтов стерлингов ежегодно и передал его под контроль Комиссии по сокращению национального долга.<ref>[https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Scaregradskaya/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%AE%D0%9A.PDF Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права]</ref> В 1815 году государственный долг Великобритании достиг составил более 260 % от ВВП.<ref>[https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Scaregradskaya/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%AE%D0%9A.PDF Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права]</ref> С 1 апреля 1998 г. в Министерстве финансов Великобритании был организован Офис управления государственным долгом (Debt Management Office, DMO).<ref>[https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Scaregradskaya/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%AE%D0%9A.PDF Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права]</ref> ==== Государственные финансы ==== С 1274 по 1691 год английское правительство собирало менее 2 % ВВП в виде налогов. В XVIII и XIX веках ситуация изменилась, и налоговые и расходные возможности правительства значительно расширились, особенно во время войны.<ref>[https://www.economist.com/briefing/2021/11/20/governments-are-not-going-to-stop-getting-bigger]</ref> В Великобритании при принятии государственного бюджета на 1941 г. кейнсианская доктрина была принята как официальная.<ref>[https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Scaregradskaya/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%AE%D0%9A.PDF Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права]</ref> === Внешнеэкономические отношения === ==== Внешняя торговля ==== ===== Экспорт ===== В 1859 году был превышен докризисный максимум экспорта из Великобритании.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-krizisy-v-kontekste-mezhdunarodnyh-otnosheniy-vtoroy-poloviny-xix-veka-1]</ref> ===== Импорт ===== В 1860 году был превышен докризисный максимум импорта в Великобританию.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-krizisy-v-kontekste-mezhdunarodnyh-otnosheniy-vtoroy-poloviny-xix-veka-1]</ref> ==== Внешнефинансовые отношения ==== За десятилетие, с 1867 по 1876 г., Великобритания разместила в иностранные ценные бумаги около полумиллиарда фунтов стерлингов.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-krizisy-v-kontekste-mezhdunarodnyh-otnosheniy-vtoroy-poloviny-xix-veka-1]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы