Редактирование История реформ в России (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== XIX век === {{main|Реформы в России в XIX веке}} Император Александр I начал свое правление с либеральных реформ. Реформы коснулись сферы высшего управления страной (Непременный совет, министерская реформа, Государственный совет); крестьянского вопроса; образования и печати. Непременный совет учреждался как совещательный орган при императоре из числа высших сановников для рассмотрения важнейших законопроектов и обсуждения наиболее сложных государственных дел. Сенат и Синод утрачивали в этой связи свои реальные властные полномочия. В 1802 году петровские коллегии были заменены министерствами. Работа министерств строилась на началах единоличной (а не коллегиальной) ответственности и власти министров. Для совместного обсуждения дел учреждался Кабинет министров. Министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства делились на департаменты во главе с директорами, департаменты — на отделения во главе с начальниками, а отделения — на столы во главе со столоначальниками. Реформа была завершена в 1811 г. Число министерств увеличилось до дюжины, министры вводились в состав Сената, строго разграничивались функции между министерствами, вводился единый порядок делопроизводства. С небольшими изменениями эта система просуществовала до 1917 г. Осторожными были шаги в крестьянском вопросе. Александр признавал, что крепостное право зло, но его отмену считал преждевременной. В 1801 г. вышел закон о праве не дворян покупать землю, чем нарушалась дворянская монополия на землю. Указ «О вольных хлебопашцах» (1803) легализовал практику отпуска помещиком крепостных крестьян на волю с землей за выкуп, целыми селениями или отдельными семействами, по обоюдной договоренности их с помещиком. Были проведены мероприятия по ограничению крепостного права в Прибалтике. В 1809 г. император отменил право помещиков ссылать крепостных в Сибирь. Было запрещено печатать в газетах объявления о продаже людей. Наибольшим либерализмом отличались реформы в области система образования и печати. Образовательная реформа по духу была вполне буржуазной. В ее основу легли принципы бессословности образования, бесплатности обучения на низших ступенях и преемственности учебных программ. Создавалась четырехступенчатая система: одноклассное приходское училище, уездное училище, губернская гимназия и университет. В 1812 г. в России было шесть университетов (Московский, Дерптский, Вильненский, Харьковский, Казанский и Петербургский), 47 гимназий, 210 уездных и 671 приходское училище. Появились привилегированные средние учебные заведения — лицеи (Царскосельский, Ришельевский в Одессе и Нежинский). В 1804 г. появился первый цензурный устав, который рекомендовал цензорам быть снисходительными к сочинителям. Реформы первого периода царствования Александра I (1801—1804) носили ограниченный характер, но упрочили его положение как монарха, будучи результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством. Позже Александр I начал новый этап реформ, связанных с именем М. М. Сперанского. По поручению царя Сперанский составил проект плана государственных преобразований России «Введение к уложению государственных законов». Он основывался на буржуазных нормах: принципе разделения трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), независимости судебной власти от администрации, ответственности исполнительных органов перед законодательными. В качестве законосовещательного органа Сперанский предложил создать Государственную думу. Она должна была ограничить самодержавную власть, ни один закон не мог быть издан без ее одобрения. Дума полностью контролировала бы деятельность министров. На местах избирались волостные, окружные и губернские думы. Губернские думы избирали Сенат. Связующим звеном между тремя ветвями власти и императором должен был стать Государственный совет. В январе 1810 г. был учрежден Государственный совет (Госсовет) — законосовещательный орган, призванный централизовать законодательное дело в стране. Он не издавал законов, но являлся гарантом единообразия юридических норм в государстве и служил совещательным органом при разработке законов. Он состоял из Общего собрания и четырех департаментов (законов, военного, гражданских и духовных дел). Возглавлял новый орган Государственный секретарь и приданная ему в помощь Государственная канцелярия. Кроме того при Госсовете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений. В состав Госсовета входили министры и сановники. Законопроекты обсуждались сначала в департаментах, затем слушались на общем собрании и после утверждения их императором получали силу закона. В таком виде Госсовет просуществовал до 1906 г. Из того, что было задумано Сперанским, осуществлено было учреждение Госсовета и реорганизация министерств в 1811 г. В марте 1812 г. Сперанский был уволен со службы. 1835 год — создано V отделение канцелярии императора (глава П. Д. Киселёв — министр государственных имуществ) для проведения реформы государственных крестьян. Киселёв осуществил реформу управления государственными крестьянами. Она включала: равномерное наделение крестьян землёй, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов крестьянского самоуправления, открытие школ, больниц, распространение агротехнических знаний. 2 апреля 1842 года Николай I подписал разработанный Киселёвым указ «Об обязанных крестьянах». По этому указу, помещикам было дано право добровольно прекращать личную крепостную зависимость крестьян и предоставлять им наделы в наследственное пользование в обмен на сохранение крестьянских повинностей (барщины и оброка). В целях ликвидации бюджетного дефицита и стабилизации финансовой системы страны в 1839—1843 годах министр финансов Е. Ф. Канкрин провёл реформу: ввёл в качестве основы денежного обращения серебряный рубль, установил обязательный курс бумажных ассигнаций к серебряному рублю (1:3,5). В 1857 г. Александр II создал Секретный (позже Главный) комитет для обсуждения аграрной проблемы; аналогичные комитеты были образованы в губерниях. В результате обсуждения многочисленных проектов освобождения крестьян были подготовлены два документа; «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», подписанные императором 19 февраля 1861 г. Этими актами в России отменялось крепостное право. Крепостные крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и участки земли, выделяемые помещиками в постоянное бессрочное пользование. Размер наделов определялся добровольным соглашением крестьян и помещиков, а в случае споров — мировыми посредниками на основании норм для каждой местности с учетом плодородия почвы и плотности населения (от 1 до 7 десятин). Если фактически к моменту освобождения крестьянин имел земли больше, то помещик мог отрезать излишки. В результате этого помещики захватили из земли, принадлежавшей крестьянам до реформы, в среднем по России не менее 20 %, а в некоторых губерниях более 40 % ее. Некоторые группы крестьян совсем не получили земли: дворовые, часть крепостных и посессионных рабочих, крестьяне мелкопоместных дворян. Бывшим крепостным предписывалось выкупить выделенные им в пользование наделы, а до тех пор они считались временнообязанными и должны были платить помещику оброк (в денежной форме или в виде отработок на барской земле). Выкупившие свои наделы крестьяне становились их владельцами. Сумма выкупа примерно в 16 раз превышала сумму ежегодного оброка. Выкуп происходил в случае добровольного соглашения сторон и до 1881 г. был невозможен без согласия помещика (однако свою усадьбу и огород крестьянин мог выкупить и без согласия помещика). Собственностью крестьян признавалось все их движимое и недвижимое имущество, приобретенное ими при крепостном праве на имя помещика. Все крестьяне (и выкупившие наделы, и временнообязанные) получали право торговать, заниматься ремеслом, вступать в любые гражданские правоотношения. Своеобразно была решена проблема общественного устройства: крестьяне составляли сельские общества (общины) и управлялись «миром» или сходом во главе со старостой. Сельские общины объединялись в волости во главе с волостными старшинами, которые находились в зависимости от царской администрации, представлявшей тех же помещиков в лице уездных или губернских властей. Отмена крепостного права стала крупнейшим политическим событием в истории России XIX в. Несмотря на сохранение пережитков старины, в стране сложились условия для быстрого развития капитализма. В 1864 г. была осуществлена судебная реформа, над которой работали министр юстиции Д. Н. Замятин, правоведы Н. И. Стояновский, Д. А. Ровинский и др. Судебная реформа провозглашала равенство всех подданных перед законом; гласность суда; независимость судей от правительственных чиновников; обязательность обвинения и защиты; упрощение судебных органов. По новым судебным уставам «маловажные» гражданские тяжбы и дела о незначительных правонарушениях рассматривали мировые судьи. Уголовные преступления и сложные гражданские дела разбирались в окружном суде. Особо важными государственными и политическими преступлениями занималась судебная палата. Высшей судебной инстанцией был Сенат. В преобразованиях Александра II важное место заняли земская и городская реформы. С 1 января 1864 г. в России вводились новые органы местного самоуправления — уездные и губернские земства. Согласно положению, земства должны были состоять из представителей всех сословий (гласных). Избирательное право обусловливалось в основном цензом (владение землей, предприятием). Избрание гласных происходило по трем группам: землевладельцам, городским избирателям и крестьянам (сельских общин). Земские собрания избирали на 3 года исполнительные органы — управы. Земства занимались вопросами социального призрения, местной торговли и промышленности, народного образования, здравоохранения, благотворительности. Политические права земств были весьма ограничены. Они могли обращаться с ходатайствами к правительству, но не обладали законодательной инициативой, не имели права публиковать отчеты о своей деятельности; межгубернские объединения земств не разрешались. За их работой осуществлялся чиновничий контроль: губернатор и министр внутренних дел могли в любое время приостановить или отменить те решения земских собраний, которые, с их точки зрения, выходили из «круга указанных им дел». В 1870 г. было реорганизовано городское самоуправление. По новому Городскому положению в городах избирались думы сроком на 4 года по трем куриям (в зависимости от имущественного ценза). В компетенции городского самоуправления было попечение о медицине, образовании, благоустройстве, торговле. Городское самоуправление, основанное на имущественном цензе, было шагом вперед по сравнению с сословной городской думой времен Екатерины II. Развитию общественной жизни страны содействовали и другие реформы 1860-х годов: университетская, предоставившая известную административную автономию высшим учебным заведениям (1863); школьная, способствовавшая развитию народного образования (1864); цензурная, отменившая предварительный просмотр многих книг и журналов (1865). Особое значение имело восстановление университетской автономии, ликвидированной при правлении Николая I. Военная реформа в России проводилась под руководством Д. А. Милютина, занимавшего в 1861—1881 гг. должность военного министра. При нем была создана система центрального военного управления, организованы территориальные военные округа, улучшился быт солдат. В стране вводилась всеобщая повинность с 20 лет (вместо рекрутских наборов). Срок воинской службы сокращался для солдат до 6, для матросов до 7 лет, лица с высшим образованием служили меньше. В 1862—1866 годах была проведена финансовая реформа. Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получил министр финансов. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Итог преобразований финансовой системы заключался в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменений в налоговой системе. Таким образом, реформы охватили почти все сферы общественной жизни и носили хотя не совсем последовательный, но глубокий характер. 1881 год — начало реформаторской деятельности Н. Г. Бунге. Министр финансов С. Ю. Витте в конце XIX в. провёл реформы, способствующие росту промышленного производства. Одной из главных заслуг Витте была стабилизация финансовой системы страны. К 1890 г. эта система была почти полностью расстроена. Экономику подтачивала высокая инфляция. Необходимо было решить задачу перехода к золотому стандарту, гарантировавшему стабильность в предпринимательстве. Для этого был необходим золотой запас. Витте создал такой запас. Он организовал накопление золота в Госбанке. Витте ввел в 1894 г. винную монополию, которая приносила казне более 500 млн рублей в год. Повысил косвенные налоги на товары массового спроса: спички, керосин, табак, сахар, водку и т. п. Заключал крупные государственные займы. При нем постоянно увеличивалось превышение вывоза товаров за границу над их ввозом, что вело к накоплению валюты. Все это позволило стабилизировать рубль, провести денежную реформу и сделать рубль золотым.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы