Редактирование Оборонно-промышленный комплекс России (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== 2000-е годы === {{main|Оборонно-промышленный комплекс России в 2000-х годах}} Сотни и тысячи разрозненных предприятий физически не могли ни обеспечить развитие ОПК как целого, ни даже сохранить имеющийся потенциал. Именно это соображение стало основным при принятии решения о формировании оборонных холдингов как стратегическом направлении развития ОПК.<ref>[http://expert.ru/expert/2012/01/sposobnyi-likvidirovat-otstavanie/ Способны ликвидировать отставание][http://www.peeep.us/5c88d926]</ref> 23 октября 2000 года недавно избранный на первый срок Владимир Путин подписал указ, который снял ограничения, запрещавшие передачу более 10 % акций государственных предприятий ОПК в управление головным фирмам холдингов. Это позволило правительству начать образование вертикально интегрированных концернов в сфере ОПК.<ref>[http://expert.ru/expert/2012/01/sposobnyi-likvidirovat-otstavanie/ Способны ликвидировать отставание][http://www.peeep.us/5c88d926]</ref> Создание первого концерна не заставило себя ждать. 29 октября 2001 года Путин подписал указ № 1252, согласно которому была образована авиационная холдинговая компания «Сухой», полностью находящаяся в госсобственности. Позже в АХК «Сухой» были переданы крупные пакеты акций ОКБ Сухого, НПК «Иркут» и ТАНТК имени Бериева. Также согласно указу были акционированы авиапроизводственное объединение в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирское авиапроизводственное объединение, и бо́льшая часть их акций также была передана АХК «Сухой».<ref>[http://expert.ru/expert/2012/01/sposobnyi-likvidirovat-otstavanie/ Способны ликвидировать отставание][http://www.peeep.us/5c88d926]</ref> В 2002 году путем слияния компании «Антей» и НПО «Алмаз» образовался холдинг, известный нам сегодня как концерн ПВО «Алмаз-Антей». Сегодня в России действуют примерно 50 оборонных холдингов, в том числе такие гиганты, как ОСК и ОАК. В целом на долю холдингов приходится более 60 % продукции ОПК.<ref>[http://expert.ru/expert/2012/01/sposobnyi-likvidirovat-otstavanie/ Способны ликвидировать отставание][http://www.peeep.us/5c88d926]</ref> Параллельно с упорядочиванием производственных структур была проведена реорганизация системы оружейного экспорта. 4 ноября 2000 года Владимир Путин подписал указ об объединении двух посредников в сфере ВТС — компаний «Промэкспорт» и «Росвооружение». В результате был образован единый посредник — компания «Рособоронэкспорт».<ref>[http://expert.ru/expert/2012/01/sposobnyi-likvidirovat-otstavanie/ Способны ликвидировать отставание][http://www.peeep.us/5c88d926]</ref> Тем не менее ряд компаний-производителей в это время ещё сохраняли право на самостоятельную продажу своей продукции военного назначения за рубеж. Процесс сведения всего военного экспорта под управление единого посредника занял еще несколько лет. 1 декабря 2000 года президент подписал указ об образовании Комитета Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС). Так был создан федеральный орган исполнительной власти по регулированию и контролю за экспортом вооружений. Руководителем КВТС был назначен Михаил Дмитриев. Новый комитет курировало Министерство обороны, и, таким образом, государственный контроль за военно-техническим сотрудничеством перешел от подчиненного председателю правительства Михаилу Касьянову Минпромнауки к Минобороны, напрямую подчиняющемуся президенту. В 2004 году КВТС был реорганизован в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству при Министерстве обороны РФ (ФСВТС).<ref>[http://expert.ru/expert/2012/01/sposobnyi-likvidirovat-otstavanie/ Способны ликвидировать отставание][http://www.peeep.us/5c88d926]</ref> Наконец, 1 марта 2007 года указом президента России единым государственным посредником в военно-техническом сотрудничестве стал «Рособоронэкспорт», а производители вооружений лишились права экспорта конечной продукции.<ref>[http://expert.ru/expert/2012/01/sposobnyi-likvidirovat-otstavanie/ Способны ликвидировать отставание][http://www.peeep.us/5c88d926]</ref> Более сложной оказалась реформа системы гособоронзаказа, совпавшая в итоге с радикальной реформой военного ведомства. Основные проблемы сводились к следующим пунктам:<ref>[http://expert.ru/expert/2012/01/sposobnyi-likvidirovat-otstavanie/ Способны ликвидировать отставание][http://www.peeep.us/5c88d926]</ref> * Сложности с заключением контрактов на поставки систем с длительным циклом производства. Фактически к заключению многолетних контрактов военное ведомство приступило лишь в 2011 году, хотя о проблеме говорили с 2006 года, когда началась реализация первой более или менее масштабной постсоветской госпрограммы вооружений на 2006—2015 годы.<ref>[http://expert.ru/expert/2012/01/sposobnyi-likvidirovat-otstavanie/ Способны ликвидировать отставание][http://www.peeep.us/5c88d926]</ref> * Вызванные особенностями российского бюджетного процесса в сочетании со специфической позицией Минфина под руководством Алексея Кудрина проблемы со своевременным заключением контрактов на очередной год и последующим их финансированием. «В полный рост» эта проблема встала в 2011 году, когда ряд контрактов был заключен уже во втором полугодии. Для решения этой проблемы предполагается переход на обязательное заключение контрактов до начала очередного финансового года в сочетании с различными схемами авансирования, кредитования под госгарантии и т. д.<ref>[http://expert.ru/expert/2012/01/sposobnyi-likvidirovat-otstavanie/ Способны ликвидировать отставание][http://www.peeep.us/5c88d926]</ref> * Острейшие разногласия между Минобороны и производителями вооружения и военной техники относительно стоимости конечной продукции. Директора заводов, вынужденные успевать за растущими ценами на сырье и энергоносители, заодно стремятся заложить в цену продукции расходы на модернизацию производства и другие подобные нужды, что приводит к подорожанию продукции темпами, значительно опережающими официальную инфляцию. Со своей стороны Минобороны не всегда готово платить и исходную цену, предъявляя во многом справедливые требования к качеству техники и уровню ее оснащения. Эта проблема теоретически должна быть решена раскрытием схем ценообразования со стороны производителей и установлением потолка прибыли со стороны государства.<ref>[http://expert.ru/expert/2012/01/sposobnyi-likvidirovat-otstavanie/ Способны ликвидировать отставание][http://www.peeep.us/5c88d926]</ref> * Доставшаяся в наследство от советских времен «разнотипица». Промышленное лобби в ЦК КПСС, проталкивавшее на вооружение все новые образцы техники без согласования с военными, в итоге привело к тому, что в СССР одновременно было в серии три основных боевых танка (и пять на вооружении), два типа БТР, одновременно производились истребители разных поколений, а в области ракетного вооружения и вовсе царила казачья вольница. Там, где ВМС США обходились считаными типами ракет, запускаемыми из единых пусковых установок, ВМФ СССР использовал полтора десятка типов, и большинство — с собственных, только для них подходящих, пусковых. Эти примеры можно множить, но сегодня есть возможность прекратить подобную практику. Минобороны все более жестко следует политике унификации и стандартизации, переходя на разработку единых платформ в большинстве видов оружия, которые можно модифицировать в зависимости от требований к тому или иному классу техники. В перспективе это должно резко сократить разнобой, упростив и удешевив оснащение и содержание Вооруженных сил.<ref>[http://expert.ru/expert/2012/01/sposobnyi-likvidirovat-otstavanie/ Способны ликвидировать отставание][http://www.peeep.us/5c88d926]</ref> В результате всех конфликтов в правительстве пришли к выводу о необходимости «ручного управления» гособоронзаказом. В ноябре 2011 года Владимир Путин потребовал от Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве активно включиться в анализ цен и согласование контрактов на продукцию военного назначения.<ref>[http://expert.ru/expert/2012/01/sposobnyi-likvidirovat-otstavanie/ Способны ликвидировать отставание][http://www.peeep.us/5c88d926]</ref> До этого момента воссозданная в 2006 году ВПК практически не участвовала в выработке параметров гособоронзаказа, несмотря на постоянный рост проблем. В итоге возникла потребность в уполномоченном независимом арбитре между военными и промышленниками, которые отказываются слышать друг друга. ВПК в этих условиях может стать площадкой для коммуникации, обеспечивающей представление своей позиции как военным, так и производителям, при этом сохраняя способность урегулировать возникающие разногласия.<ref>[http://expert.ru/expert/2012/01/sposobnyi-likvidirovat-otstavanie/ Способны ликвидировать отставание][http://www.peeep.us/5c88d926]</ref> Для перевооружения армии и флота создана ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ до 2020 года». По ней в оборонный комплекс за десять лет будет вложено 3 трлн рублей, из которых 1,8 трлн рублей — из федерального бюджета.<ref>[http://expert.ru/expert/2012/01/sposobnyi-likvidirovat-otstavanie/ Способны ликвидировать отставание][http://www.peeep.us/5c88d926]</ref><ref>[http://www.vz.ru/economy/2011/12/30/549974.html Личный вклад][http://www.peeep.us/fdffa818]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы