Редактирование Вторая половина I тысячелетия (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Археологические культуры == === Волынцевская культура === В конце VII века в Днепро-Донском междуречье археологически документируется появление крупных масс нового населения, которое создает [[Волынцевская культура|волынцевскую культуру]]. Ранние горизонты напластований на её памятниках характеризуются присутствием [[Пеньковская культура|пеньковских]] и [[Колочинская культура|колочинских]] материалов.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> Становление волынцевской культуры было обусловлено появлением в Днепровском Левобережье, на Дону и Оке значительных масс нового населения. Вопрос о том, откуда шла эта миграция, ныне решается достаточно авторитетно. Сопоставительный анализ характерных маркеров волынцевской культуры обнаруживает ее близость к [[Именьковская культура|именьковским]] древностям, которые в конце IV—VII в. получили распространение в Среднем Поволжье (от нижней Камы до Самарской луки).<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> Топография поселений и облик материальной культуры не оставляют сомнений в земледельческом характере экономики волынцевского населения. Материалы раскопок дают возможность восстановить и ассортимент культурных растений. Это — просо, яровая и озимая пшеница, рожь, горох, полба, конопля. На долю домашних животных приходится свыше 80 % остеологического материала.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> В развитии волынцевской культуры выделяются три основных этапа. Ее ранние комплексы, в которых присутствуют керамические формы пеньковского и колочинского облика, датируются начиная с последних десятилетий VII в., может быть с рубежа VII—VIII вв. Средний этап рассматриваемой культуры характеризуется исчезновением форм сосудов, продолжавших традиции пеньковской и колочинской керамики, и распространением гончарной посуды. Он определяется VIII веком. На позднем этапе (вторая половина VIII в. и первая половина IX в.) наблюдается эволюционная трансформация волынцевской культуры в [[Роменская культура|роменскую]].<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> === Именьковская культура === В конце VII века основная масса именьковских поселений (а их археологам известно более 600) и могильников прекращают функционировать. Раскопки их показывают, что селения не были разгромлены или сожжены. Они были оставлены именьковским населением. В силу каких-то обстоятельств обширные плодородные земли Среднего Поволжья оказались опустошенными. 3емледельцы этого региона вынуждены были искать новые территории для своего расселения.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> Меньшая часть именьковского населения, по всей вероятности, не покинула Средневолжские земли. П. Н. Старостин считает, что отдельные группы именьковцев ушли в глухие местности Поволжья, в частности в регион р. Черемшан, где в керамических материалах болгарского времени проявляются некоторые особенности именьковской посуды.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> === Культура новгородских сопок === Во второй половине I тыс. н. э. в бассейне Ильменя складывается культура новгородских сопок. Сопки — высокие крутобокие насыпи с несколько уплощенной вершиной, обнесенные в основаниях кольцеобразно выложенными валунами. Анализ вещевых инвентарей из сопок позволяет датировать эти памятники VIII—IX вв., но отдельные захоронения совершались и в X в.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> Достаточно очевидно, что культура новгородских сопок не была эволюционным продолжением местной культуры прибалтийско-финского населения раннего железного века. Создателями её могло быть только пришлое население. Вероятной ныне представляется мысль о расселении племенной группировки, создавшей культуру сопок, в большом миграционном потоке среднеевропейского населения, имевшем место в период великого переселения народов. На первых порах эти переселенцы, скорее всего, отдельными островками проживали среди носителей культуры псковских длинных курганов.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> С конца VII — начала VIII в. в восточной части ареала псковских длинных курганов получает развитие культура сопок. Ареал культуры сопок в значительной части перекрывает восточные области территории псковских длинных курганов. При этом выясняется, что на той же территории население, оставившее длинные курганы псковского типа, и носители культуры сопок какое-то время проживали чересполосно.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> Земледельческий уклад населения культуры сопок представляется несомненным. Доминировало, очевидно, пашенное земледелие, поскольку подсека на дерново-карбонатных почвах из-за особенностей их химического состава вообще невозможна.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> География памятников культуры сопок и последующая история её носителей дают полные основания связывать эти древности со [[Ильменские словене|словенами ильменскими]] (новгородскими), о которых в летописи сообщается: «Словени же седоша около езера Илмеря, и прозвашася своимъ имянемъ».<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> === Культура псковских длинных курганов === Натиск населения культуры псковских длинных курганов в западном направлении, по-видимому, не стихал на протяжении всей третьей четверти I тыс. н. э. Для сдерживания этого натиска эстские племена вынуждены были соорудить на своем восточном пограничье цепь укрепленных пунктов.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> Население культуры псковских длинных курганов в третьей четверти I тыс. н. э. предпочитало подсечно-огневую форму земледелия.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> === Культура смоленско-полоцких длинных курганов === На рубеже VII и VIII веков в Полоцко-Витебском Подвинье и Смоленском Поднепровье получают распространение длинные и удлинённые курганы, именуемые в литературе смоленско-полоцкими. Они заметно отличаются от псковских длинных курганов, поэтому выделяются в особую группу, а учитывая своеобразие вещевого инвентаря — в отдельную археологическую культуру.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> Становление культуры смоленско-полоцких длинных курганов в настоящее время можно объяснить какими-то перемещениями населения с территории [[Культура псковских длинных курганов|псковских длинных курганов]]. В пользу этого свидетельствует распространение в Смоленско-Полоцком регионе курганной обрядности с севера на юг. Инфильтрация носителей культуры псковских длинных курганов в полоцко-смоленские земли, возможно, была обусловлена активизацией [[ильменские словене|словен ильменских]]. Именно в это время племена, представленные куль¬турой сопок, распространяются на значительной части Ильменского бассейна.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> === Лука-райковецкая культура === В лесостепной части правобережной Украины [[пражско-корчакская культура]] к началу VIII века эволюционировала в культуру типа [[Лука-райковецкая культура|лука-райковецкой]]. Значительная часть поселений с керамикой последней имеет напластования и VI—VII вв. Поселения, возникшие в VIII—IX вв., по топографическим условиям не отличаются от более ранних. В это время наблюдается рост численности поселений, многие из них занимают большие площади по сравнению с пражско-корчакскими, хотя некруп¬ные селища по-прежнему нередки. Основным типом оставались неукреплённые поселения, жители которых занимались сельским хозяйством. Вместе с тем, строятся (особенно в IX веке) и городища, которые имели ремесленно-торговый и, по-видимому, административный характер.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> Лука-райковецкая культура получила распространение только в восточной части пражско-корчакского ареала — от верхнего течения Западного Буга до правобережья Киевского Поднепровья. В других его частях культурное развитие происходило иными путями. К началу X века культура типа лука-райковецкой трансформируется в древнерусскую.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> === Салтово-маяцкая культура === На всей территории Хазарского каганата с VIII века получила распространение [[салтово-маяцкая культура]]. Как показал [[М. И. Артамонов]], это была культура всего населения Хазарского государства.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы