Редактирование Религии в Москве во II тысячелетии (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
==== Православие ==== {{main|Православие в Москве во II тысячелетии}} При [[Иван Калита|Иване Калите]] Москва стала фактической резиденцией митрополитов Киевских и всея Руси.<ref>[https://bigenc.ru/c/moskovskoe-velikoe-kniazhestvo-fef996]</ref> После гибели Герасима (1435 год) в Москву 2.4.1437 прибыл поставленный митрополитом «всея Руси» Исидор.<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/3878750]</ref> Точная дата появления сороков-соборов в Москве неизвестна, но очевидно, что к середине XVI века они уже существовали. В 1551 году появившаяся ранее «сороковая» организация в Москве получила высшую церковную санкцию. К XVIII столетию в Москве традиционно существовали два низовых уровня организации Русской церкви. «Атомарной» единицей церковно-административного деления являлся приход. Единицей более высокой, состоящей из нескольких десятков приходов, являлся сорок. В XVIII столетии в Москве было шесть сороков. Благочиния появились в Москве в 1751 году. ===== Храмы ===== {{main|Православные храмы в Москве во II тысячелетии}} ====== Успенский собор ====== В 1470-е годы при князе [[Иван III|Иване III]] обветшавший белокаменный [[Успенский собор]] Ивана Калиты было решено заменить новым сооружением: древний храм не соответствовал скромным обликом и размера ми новому статусу Москвы, становившейся столицей формировавшегося в тот период, постепенно укрупнявшегося территориально русского централизованного государства.<ref>[https://www.mos.ru/upload/documents/files/5522/Moskovskoenasledie31.pdf «Московское наследие» № 1 (31) 2014]</ref> Огромное свободное зальное пространство нового Успенского собора с одинаковыми по размеру ячейками крестовых сводов, расположенными в одном уровне, круглыми столбами, первоначально расписанными под мрамор, производило сильнейшее впечатление на современников.<ref>[https://www.mos.ru/upload/documents/files/5522/Moskovskoenasledie31.pdf «Московское наследие» № 1 (31) 2014]</ref> В середине 1551 года Иван Грозный приступает к поновлению Успенского собора. Купол, обгоревший во время пожара, покрывают позолотой, под шатровой сенью устанавливают «мономаший трон», известный под названием «царского места». На створках царского места в четырех клеймах располагается повествование о венчании Владимира Мономаха на княжество регалиями, присланными императором константинопольским. Нижние рельефы так же посвящены Мономаху. Спустя некоторое время перед «царским местом» устанавливается и икона «Благословенно воинство небесного царя».<ref>[https://um.mos.ru/periods/tsarskaya-moskva-vo-vtoroy-polovine-xvi-v/]</ref> Митрополит Дионисий не допустил папского посла в Успенский собор Московского Кремля, когда [[А. Поссевино]] хотел осмотреть храм и его святыни.<ref>[https://bigenc.ru/c/dionisii-mitropolit-moskovskii-i-vseia-rusi-3eed44]</ref> Осенью 1989 года Пимен возглавил празднование 400-летия патриаршества на Руси, в том числе молебном в Успенском соборе Московского Кремля — первым богослужением после закрытия собора в 1918 году.<ref>[https://old.bigenc.ru/religious_studies/text/3139388]</ref> ====== Архангельский собор ====== Архангельский собор Алевиза Нового заменил (1505—1508 гг.) раннемосковскую церковь Ивана Калиты. Это сооружение, опирающееся на традиции крестовокупольной архи- тектуры, стало наиболее ренессансным на территории Соборной площади благодаря своему изысканному декору.<ref>[https://www.mos.ru/upload/documents/files/5522/Moskovskoenasledie31.pdf «Московское наследие» № 1 (31) 2014]</ref> ====== Храм Василия Блаженного ====== К шедеврам московской кирпичной архитектуры XVI века относится [[Покровский собор]] (храм Василия Блаженного) на [[Красная площадь|Красной площади]] в Москве.<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/2067507]</ref> Храм Василия Блаженного построен в 1555—1561 годах зодчими Бармой и Постником в ознаменование победы над Казанским ханством и во славу павших рус. воинов на месте, где первоначально находились каменный Троицкий храм и 7 деревянных церквей. Согласно заданию, собор должен был состоять из 8 отд. церквей во имя тех святых и религ. праздников, которые чествовались в дни решающих боёв за Казань. Строители собора создали оригинальную и сложную композицию: между 4 осевыми столпообразными 8-гранными приделами (Св. Троицы, в честь Великорецкой иконы Свт. Николая, Входа Господня в Иерусалим, Святых Киприана и Иустины) расположены 4 меньших по высоте (Трёх Патриархов Константинопольских, Прп. Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Священномученика еп. Григория — просветителя Вел. Армении); те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними 9-й, столпообразной, церкви, завершённой шатром с маленькой главкой. Все церкви объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. Храм был выстроен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей выполнены из белого камня.<ref>[https://bigenc.ru/fine_art/text/1901523]</ref> ====== Храм Христа Спасителя ====== В 1812 году российский император [[Александр I]] поручил воздвигнуть в Москве храм во имя Христа Спасителя «в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/5560660]</ref> С победой в Отечественной войне связано возведение [[Храм Христа Спасителя|храма Христа Спасителя]] в Москве.<ref>[https://bigenc.ru/military_science/text/2697533]</ref> В 1994—1999 годах храм Христа Спасителя был воссоздан в прежних архитектурных формах. В конце 1999 года храм Христа Спасителя, на восстановление которого ушло более пят лет, был открыт для посещения.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/2868555]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы