Редактирование Готы (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== История == Прародиной готов, как сообщает историк VI века Иордан, была Скандза, то есть Скандинавия. Оттуда готы под предводительством короля Берига на «трех кораблях» переселились на континент, на южное побережье Балтийского моря, дав этой местности название Готискандза. Здесь они встретились с ульмеругами и победили их. Подчинили готы и их соседей— вандалов. Р. Хахман, проанализировав текст сочинения Иордана, показал, что информация о переселении готов из-за моря была заимствована из не дошедшего до нас труда Аблабия, писавшего в V в., и восходит к готской устной традиции, степень достоверности которой остаётся неизвестной.<ref>''Седов В. В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_2002_Slaviane.pdf Славяне. Историко-археологическое исследование] М., 2002</ref> Далее Иордан сообщает: «Когда там (в Готискандзе) выросло великое множество людей, а правил всего только пятый после Берига король Фи- лимер, сын Гадарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест (для поселений) он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум… Говорят, что та местность замкнута, окруженная зыбкими болотами и омутами. Та же часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку, оказалась, говорят, перемещенной в области Ойум и завладела желанной землей. Тотчас же без замедления подступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы. Отсюда, уже как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседящую с Понтийским морем.»<ref>''Седов В. В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_2002_Slaviane.pdf Славяне. Историко-археологическое исследование] М., 2002</ref> Информация, содержащаяся в сочинении Иордана, не содержит конкретных географических координат, которые позволили бы детально восстановить передвижения готов из Готискандзы к побережью Черного моря. Остается неопределенным местоположение Ойума — реки, которую пересекли готы при вторжении в Скифию, — неясно, каким путем они шли, в каком регионе Причерноморья первоначально осели и т. п. Комментаторы Иордана высказали по этим вопросам различные, весьма противоречивые мнения. Так, одни ученые утверждали, что миграция готов из Южной Балтики шла сначала к среднему Дунаю через земли родственных германских племен, а затем вдоль Дуная к северо-западному побережью Чёрного моря. Другая группа исследователей считала, что миграция готов осуществлялась вдоль Вислы и Западного Буга к Днепру и Меотиде. В научной литературе есть и иные гипотезы.<ref>''Седов В. В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_2002_Slaviane.pdf Славяне. Историко-археологическое исследование] М., 2002</ref> Множество предположений высказано и относительно локализации Ойума. Так, согласно Л. Шмидту, автору «Истории немецких племен до конца переселения народов», в которой на основании письменных источников история готов изложена наиболее последовательно, Ойум — южнорусская степь по обе стороны Днепра. С ним согласились многие ученые, в том числе В. Краузе и Е. Шварц. Г. В. Вернадский полагал, что Ойум следует локализовать не в причерноморских степях, а на среднем Днепре, примерно в том месте, где позднее возник Киев76. Т. Левицкий помещал Ойум на Керченском полуострове. Е. Ч. Скржинская высказала предположение, что под Ойумом следует понимать древнюю греческую Гилею на левом берегу нижнего Днепра и его лимана. X. Вольфрам допускал локализацию Ойума на берегах Азовского моря. Г. Ловмяньский размещал эту местность в двух пунктах — на правобережье нижнего Днепра и около Азовского моря80. Согласно В. Н. Топорову, Ойум находился в устье Дуная, в его плавниках. О. Н. Трубачев на основе этимологических изысканий высказал догадку, что Ойум Иордана — это название синдского острова Eon, упомянутого Плинием.<ref>''Седов В. В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_2002_Slaviane.pdf Славяне. Историко-археологическое исследование] М., 2002</ref> Также весьма противоречивы суждения исследователей о месте первоначального оседания готов в Причерноморье и о реке, которую им пришлось преодолеть по пути в Скифию.<ref>''Седов В. В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_2002_Slaviane.pdf Славяне. Историко-археологическое исследование] М., 2002</ref> Появление готов в Польском Поморье отчетливо фиксируется археологическими памятниками первой половины I в. н. э. В это время в восточных регионах [[оксывская культура|оксывской культуры]], распространенной со II века до н. э. в междуречье нижних течений Вислы и Одера, островками появляются неизвестные здесь ранее каменные погребальные сооружения — так называемые курганы типа Одры—Венсеры. Это — каменные круги со стелами, которые имеют прямые аналогии в Скандинавии. Не подлежит сомнению, что эти древности принадлежат переселенцам из-за моря, в которых можно видеть только готов Иордана. В отличие от аборигенного населения, хоронившего умерших в бескурганных могильниках по обряду трупосожжения, пришельцы хоронили умерших в курганах по обряду ингумации. О появлении в Польском Поморье новых групп населения отчётливо свидетельствуют и керамические материалы, и некоторые металлические изделия.<ref>''Седов В. В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_2002_Slaviane.pdf Славяне. Историко-археологическое исследование] М., 2002</ref> [[Вельбарская культура]] функционировала в Мазовии, Подлясье и на Волыни в течение двух столетий, до последних десятилетий IV в. По мнению [[В. В. Седов]]а, очевидно, это и была «желанная земля», именуемая на языке готов Ойум. Иордан отмечает, что она окружена болотами, и, действительно, эта территория почти со всех сторон оконтуривается крупными болотистыми пространствами — на севере Наревскими болотами, на востоке — Пинскими, на западе — болотистой местностью на пограничье с Любелыци- ной. Готское Aujom (Oium) — страна, изобилующая водой.<ref>''Седов В. В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_2002_Slaviane.pdf Славяне. Историко-археологическое исследование] М., 2002</ref> Прежде чем вступить в земли Скифии, готы, как сообщает Иордан, переправились через реку, через которую был переброшен мост, не выдержавший нагрузки при передвижении масс. Многие исследователи высказывали предположение, что этой рекой был Днепр. Однако это невероятно. Днепр находился в глубине Скифии, за ним начиналась не Скифия, а Меотида. Высказывались и иные догадки относительно речной переправы готов. По словам [[В. В. Седов]]а, теперь в результате археологических изысканий можно утверждать, что рекой, преодолев которую готы вступили в Скифию, была [[Висла]] — расселение вельбарских племен началось из левобережных районов Нижнего Повисленья. Согласно античной традиции, эта река была западной границей Скифии—Сарматии. На это указывает и Иордан: «…страна… Скифия… имеет… (соседями) с запада — германцев и реку Вистулу…»<ref>''Седов В. В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_2002_Slaviane.pdf Славяне. Историко-археологическое исследование] М., 2002</ref> Основу населения восточных регионов пшеворской культуры составляли славяне. Согласно Иордану, готы, преодолев реку и вторгшись в Скифию, встретились со спалами, которые были побеждены пришлыми племенами. Исследователи не раз указывали на сходство этого этнонима, с одной стороны, со спалеями Плиния, с другой — со спорами Прокопия Кесарийского. Кто такие спалеи Плиния, сказать невозможно. Споры же Прокопия, несомненно, были славянами, о чем он пишет достаточно определенно: «Да и имя встарь у склавинов и антов было одно. Ибо и тех и других издревле звали спорами…» Уже К. Цейс отождествлял споров со спалами Иордана. Если спалы Иордана и споры Прокопия были одним и тем же этносом, то, следовательно, готы, вторгшись в Скифию, прежде всего встретились со славянами. Они — носители пшеворских древностей — вместе с готами составили население вельбарской культуры Мазовии, Подлясья и Западной Волыни.<ref>''Седов В. В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_2002_Slaviane.pdf Славяне. Историко-археологическое исследование] М., 2002</ref> Покорив спалов, войско готов во главе с Филимером, как сообщает Иордан, движется далее «в крайнюю часть Скифии, соседящую с Понтийским морем». Согласно данным археологии, это были земли [[Северо-Западное Причерноморье|Северо-Западного Причерноморья]], где выявлены древности собственно вельбарской культуры конца II — начала III в.<ref>''Седов В. В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_2002_Slaviane.pdf Славяне. Историко-археологическое исследование] М., 2002</ref> [[Категория:Народы]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы