Редактирование Взаимодействие вятичей с мощинской культурой (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== История изучения == В качестве основной долгое время выступала точка зрения, утверждавшая, что временной разрыв между [[роменская культура|роменской]] (боршевской) культурой вятичей и мощинской (по всей видимости, балтской) составлял не менее двух-трех столетий, а потому постановка вопроса о какой-либо преемственности представлялась необоснованной и ненаучной. Одним из крупнейших современных специалистов по этой археологической культуре [[Г. А. Массалитиной]] был вполне доказательно обоснован тезис об отсутствии генетической преемственности между мощинской культурой и памятниками боршевского типа.<ref>''Майоров А. А.'' [https://cyberleninka.ru/article/n/vyatichi-voprosy-rasseleniya-etnogeneza-periodizatsii-i-politicheskoy-istorii/pdf Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории] // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)</ref> До недавнего времени почти доказанным считалось, что время существования мощинской археологической культуры в [[Верхнее Поочье|верховьях Оки]] было ограничено II—V веками, а потому она не может быть никак связана с роменско-боршевской культурой вятичей. Хронологический разрыв между ними полагался непреодолимым.<ref>''Майоров А. А.'' [https://cyberleninka.ru/article/n/vyatichi-voprosy-rasseleniya-etnogeneza-periodizatsii-i-politicheskoy-istorii/pdf Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории] // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)</ref> Особенно говорящим был ярко выраженный разрыв между археологическими находками мощинской культуры и первыми славянскими артефактами: развитое производство железа, характерные фибулы, лощеная керамика, бронзовое литьё и неплохой уровень ювелирного дела мощинцев (их выемчатые эмали в XIX — начале XX вв. довольно часто принимали за готские и египетские изделия) явно не походили на поделки первых славянским поселенцев. Грубость и относительная примитивность славянских орудий, керамики, прочих находок наряду с отсутствием следов хронологически близких мощинских и роменско-боршевских поселений представлялись явными доказательствами отсутствия контактов и, тем более, какой-либо преемственности.<ref>''Майоров А. А.'' [https://cyberleninka.ru/article/n/vyatichi-voprosy-rasseleniya-etnogeneza-periodizatsii-i-politicheskoy-istorii/pdf Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории] // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)</ref> В последние годы гипотеза о возможности прямого взаимодействия двух этносов, проживавших в разное время на одной территории, получила подкрепление новыми данными: после обработки керамических коллекций с верхнеокских памятников роменской культуры IX—X веков, появились свидетельства о сохранении традиций мощинской культуры в их керамическом комплексе. Конечная датировка ряда мощинских поселений отнесла их уже не к V веку, а к VI—VII векам. Такого рода находки стали косвенным аргументом, подтверждающие гипотезу об участии носителей позднемощинских традиций в формировании славянского населения Верхнего Поочья.<ref>''Майоров А. А.'' [https://cyberleninka.ru/article/n/vyatichi-voprosy-rasseleniya-etnogeneza-periodizatsii-i-politicheskoy-istorii/pdf Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории] // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы