Редактирование Пшеворская культура (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== История изучения == === Этноязыковая принадлежность === На первом этапе изучения пшеворских древностей они относились к [[кельты|кельтам]]. [[В. Дементрикевич]] приписывал их конкретно бастарнам, полагая, что это было одно из кельтских племён. Однако затем среди исследователей возобладало мнение о германском этносе носителей этой культуры. Немецкие и польские археологи первой трети XX в. настойчиво отождествляли население пшеворского ареала с германским племенем вандалов. При этом обращалось внимание на близость части пшеворской керамики Силезии с глиняной посудой области Вендсисель на Ютландском полуострове. Отмечались также некоторые совпадения в элементах погребальной обрядности тех же регионов. На этом была построена гипотеза о переселении вандалов, проживавших на севере Ютландского полуострова (при этом допускалось, что этот этноним и географический термин Вендсисель связаны между собой), в междуречье Одера и Вислы, где они будто бы и создали на рубеже II и I вв. до н. э. пшеворскую культуру. Привлекались и не совсем ясные данные античных письменных памятников, на основании которых утверждалось широкое расселение в римское время германских племен на всем пространстве от Эльбы до Западного Буга.<ref>''Седов В. В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_2002_Slaviane.pdf Славяне. Историко-археологическое исследование] М., 2002</ref> Поворот в этнической интерпретации пшеворской культуры был осуществлен польским ученым Ю. Костшевским. Он обратил основное внимание на местные корни этой культуры, восходящие к позднелужицким древностям. В частности, исследователь показал, что распространенный в пшеворской культуре погребальный обряд — захоронения остатков трупосожжений в ямах без урн — имеет местную основу и никак не мог быть привнесен из Ютландии. Местными по происхождению являются и многие формы глиняной посуды. Характер поселений и домостроительства пшеворской культуры также восходит к местным традициям. Получается, что для отнесения носителей этой культуры к германцам — переселенцам из Ютландии в распоряжении археологии убедительных данных нет. Ю. Костшевский допускал эволюционную связь пшеворских древностей с достоверно славянскими раннего средневековья и отождествлял, ссылаясь и на лингвистические изыскания Т. Лер-Сплавиньского и К. Тыменецкого, пшеворское население с венедами-славянами. Большинство польских археологов согласились с выводами Ю. Костшевского. Пшеворская культура стала называться в литературе «венедской».<ref>''Седов В. В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_2002_Slaviane.pdf Славяне. Историко-археологическое исследование] М., 2002</ref> Впрочем, мысль о германской принадлежности населения этой культуры не покидала некоторых исследователей. В 1970-е — 1980-е годы её последовательно развивал [[К. Годловский]]. Он указывал на заметный разрыв, наблюдаемый между пшеворскими древностями и раннесредне- вековой славянской культурой Польши. Исследователь считал, что пшеворское население раннеримского времени следует отождествлять с лугиями, и предпринял попытку связать определенные скопления памятников пшеворской культуры с другими германскими племенами, известными по сообщениям древних авторов.<ref>''Седов В. В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_2002_Slaviane.pdf Славяне. Историко-археологическое исследование] М., 2002</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы