Редактирование Внешняя политика России в 1999 году (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Россия — СНГ — Запад == В истекший период Содружество Независимых Государств продолжало переживать процесс распада, а отдельные его участники становились объектом все более пристального внимания США и других западных стран. Даже агрессия НАТО против Югославии не сплотила членов СНГ. На саммите Содружества в Москве 2 апреля удалось принять лишь общую декларацию о необходимости прекращения кровопролития в Югославии, а сама встреча фактически потонула в нерешенных вопросах (Абхазия, поставки российского оружия Армении и т. д.). Символическим событием стал выход 9 июня Туркменистана из соглашения о безвизовом режиме для стран-членов СНГ. Узбекистан, Азербайджан и Грузия объявили о нежелании продлевать свое участие в Договоре о коллективной безопасности СНГ (следует, правда, заметить, что все эти государства далеки от внутриполитической стабильности, а упомянутый Договор оберегал их больше от внутренних, чем от внешних угроз). Кроме того, Ташкент во время проведения вашингтонского саммита НАТО в апреле присоединился к группировке ГУАМ. По мере гипотетического проведения в жизнь проекта «Великого шелкового пути» эта группировка может приобрести отнюдь не символическое значение и даже нарастить военные мускулы (совместные грузино-украинские учения по охране нефтепровода Баку-Супса уже стали одним из свидетельств тому). Вскоре после начала агрессии НАТО против Югославии Азербайджан заявил о готовности послать свой воинский контингент в Косово. Некоторые наблюдатели, правда, считают это (равно как и заявления ряда официальных лиц о готовности перебазировать из Турции на свою территорию американскую военную базу Инджирлик в ответ на активизацию российско-армянских военных связей) попыткой компенсировать наметившиеся провалы на «нефтяном фронте» — отказ западных нефтяных компаний от разработки ряда каспийских месторождений. Тем не менее, все более настойчивая опека Вашингтона и Западной Европы над рядом государств СНГ, в том числе и в деле строительства их вооруженных сил, позволяет им и далее шантажировать Россию и выбивать у нее все новые уступки. Именно во время вашингтонского саммита НАТО удалось организовать трехстороннюю встречу Э.Шеварднадзе, Г.Алиева и Р.Кочаряна. Старается не отставать от НАТО и Евросоюз — в конце июня в Люксембурге прошла встреча в верхах лидеров трех этих государств и ЕС. Европа теперь явно намерена участвовать в разрешении конфликтных ситуаций в Закавказье. На этом фоне принципиально важно указать на сдвиги в российско-украинских отношениях. Завершившаяся ратификацией в Совете Федерации (февраль) эпопея с «большим» российско-украинским договором в любом случае является лишь началом сложного пути к возрождению стратегических отношений между двумя странами. Если договор не будет дополнен формулированием ясных политических целей в отношении Украины и средств их достижения, то он окажется не более чем предвыборным подарком Л.Кучме. Очевидно лишь одно — Москва должна сделать все, чтобы Украина не превратилась окончательно в антироссийский «санитарный кордон» — как раз в то время, когда ее прозападная дипломатия все больше обнаруживает свой отрыв от жестких экономических реальностей, диктующих стране путь в другую сторону. Свидетельством того, что Украина все же ограничена в своей пронатовской ориентации, является отмена в начале июня постановления о порядке пересечения государственной границы Украины военнослужащими, военными кораблями [[Черноморский флот России|Черноморского флота РФ]], которое серьезно ограничивало свободу его передвижения, столь важную в период обострения кризиса на Балканах.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы