Редактирование Реформа электроэнергетики России (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Ход реформы == === Итоги реформирования электроэнергетики на начало 2005 года === ==== Разделение региональных энергокомпаний по видам ==== По состоянию на 30 марта 2005 г. Советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России» утверждено 60 проектов реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации (далее АО-энерго), из которых 49 предполагается осуществить по базовому варианту — через реорганизацию с выделением компаний по видам деятельности (далее базовый вариант) и 11 проектов реализовываются по индивидуальным вариантам реформирования. Каждый проект реформирования предварительно рассматривался на Межведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики (ранее — Комиссия Правительства Российской Федерации по реформированию электроэнергетики), а также на Рабочей группе по рассмотрению проектов реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации при Межведомственной комиссии (ранее — соответствующая Рабочая группа при Комиссии Правительства Российской Федерации). Голосование представителей государства в Совете директоров ОАО РАО «ЕЭС России» по вопросам реформирования АО-энерго осуществлялось в соответствии с директивами Минэкономразвития России с учетом решений Межведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики (Комиссии Правительства Российской Федерации по реформированию электроэнергетики). В 41 АО-энерго внеочередными общими собраниями акционеров приняты решения о реорганизации Обществ, в 26 АО-энерго завершено разделение по основным видам деятельности. В результате реорганизации АО-энерго выделяются следующие основные компании (в случае наличия соответствующих активов): РГК — региональные генерирующие компании, МСК — магистральные сетевые компании, которым по разделительному балансу перейдут объекты единой национальной электрической сети (далее ЕНЭС), ЭСК — энергосбытовые компании. После реорганизации, большинство АО-энерго будут представлять собой РСК — распределительные сетевые компании, на балансе которых будут сохранены 2 активы электросетевых объектов не относящихся к ЕНЭС. Ремонтные, автотранспортные и прочие непрофильные виды деятельности, как правило, обосабливаются путем создания 100%-х дочерних зависимых обществ (далее — ДЗО) либо в соответствии с пожеланиями миноритарных акционеров компаний — путем выделения соответствующих обществ при реорганизации (в случае заинтересованности миноритарных акционеров АО-энерго в участии в непрофильных компаниях). ==== Реформирование сетевого комплекса ==== В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» и в целях консолидации магистральных сетевых активов в рамках организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью было создано ОАО «ФСК ЕЭС». Единственным учредителем ОАО «ФСК ЕЭС» является ОАО РАО «ЕЭС России». 2.1. МАГИСТРАЛЬНЫЙ СЕТЕВОЙ КОМПЛЕКС (ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ КОМПАНИЙ — ММСК) 23 декабря 2003 года Правительством Российской Федерации было принято Распоряжение № 1939-р о создании 7 ММСК. В соответствии с данным распоряжением в феврале 2004 г. Российский фонд федерального имущества совместно с ОАО «ФСК ЕЭС» учредили 7 Межрегиональных магистральных сетевых компаний: ОАО «ММСК Центра», ОАО «ММСК Северо-Запада», ОАО «ММСК Волги», ОАО «ММСК Юга», ОАО «ММСК Урала», ОАО «ММСК Сибири» и ОАО «ММСК Востока». Доля Российского фонда федерального имущества в них составила 85 %, доля ОАО «ФСК ЕЭС» — 15 %. Осуществлена государственная регистрация всех 7 ММСК: ОАО "ММСК «Волга» (11.02.2004), ОАО "ММСК «Северо-Запад» (10.02.2004), ОАО "ММСК «Урал» (05.02.2004), ОАО "ММСК «Сибирь» (09.02.2004), ОАО "ММСК «Юг» (06.02.2004), ОАО "ММСК «Центр» (09.02.2004), ОАО "ММСК «Восток» (10.02.2004). 25 ноября 2004 г. состоялась государственная регистрация дополнительной эмиссии акций ОАО «ММСК Центр», ОАО «ММСК Юг», ОАО «ММСК Волга», ОАО «ММСК Северо-Запад», ОАО «ММСК Сибирь» и ОАО «ММСК Урал», с целью внесения в уставной капитал объектов ЕНЭС. 3 2.2. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ СЕТЕВОЙ КОМПЛЕКС (СОЗДАНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ КОМПАНИЙ) Принципы межрегиональной интеграции были предусмотрены основными направлениями реформирования электроэнергетики Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». Интеграция распределительных сетевых компаний направлена на создание крупных, как следствие, более устойчивых компаний с высокой капитализацией, привлекательных как для стратегических, так и портфельных инвесторов. Целесообразность укрупнения распределительных сетевых компаний определяется также возможностью получения дополнительной прибыли за счет эффекта экономии от масштаба. Решением Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» (Протокол от 03 апреля 2002 г. № 113) был одобрен базовый вариант реформирования распределительного сетевого комплекса — межрегиональное укрупнение сетевых компаний: создание межрегиональных компаний в границах объединенных энергосистем (далее — ОЭС) с учетом региональных особенностей и экономической целесообразности. В соответствии с решением Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» (Протокол № 168 от 23 апреля 2004 г.) была утверждена следующая конфигурация межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК): • МРСК-1 в составе РСК, относящихся к ОЭС Центра и ОЭС Северного Кавказа; • МРСК-2 в составе РСК, относящихся к ОЭС Северо-Запада; • МРСК-3 в составе РСК, относящихся к ОЭС Урала и ОЭС Средней Волги; • МРСК-4 в составе РСК, относящихся к ОЭС Сибири. Вопрос о целесообразности создания МРСК в составе ОЭС Востока предполагается рассмотреть в рамках принятия решений о реформировании энергосистем Дальнего Востока. Изначально все 4 межрегиональные распределительные сетевые компании создаются путем учреждения 100 % дочерних обществ ОАО РАО «ЕЭС России». 4 Решением Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» 01.10.2004 (Протокол № 178) одобрены параметры (размер уставного капитала, номинальная стоимость и количество акций, форма оплаты уставного капитала и прочие) участия ОАО РАО «ЕЭС России» в 4 МРСК. К настоящему времени осуществлена государственная регистрация 3 МРСК: ОАО «МРСК Центра и Северного Кавказа» (17.12.2004 в г. Тверь), ОАО «МРСК Северо-Запада» (23.12.2004 в г. Санкт-Петербург), ОАО «МРСК Урала и Волги» (02.03.2005 в г. Екатеринбург). ==== Реформирование системы диспетчерского управления ==== На базе Центрального диспетчерского управления Единой энергетической системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» в 2002 г. было создано ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС», в качестве 100 % дочернего общества ОАО РАО «ЕЭС России». В целях увеличения надежности поставок электроэнергии потребителям в ходе реформирования электроэнергетической отрасли, в два этапа осуществляется консолидация оперативно-диспетчерского управления: на первом этапе ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС» были созданы филиалы, в которые АО-энерго передали функции оперативно-диспетчерского управления, а также, на правах аренды, находящееся в собственности АО-энерго имущество региональных диспетчерских управлений (далее РДУ); на втором этапе осуществляется выкуп ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС» активов РДУ за счет денежных средств, поступающих в оплату услуг Системного оператора. К настоящему времени ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС» созданы 56 РДУ — филиалов ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС», которым в основном завершена передача функций оперативно-диспетчерского управления от акционерных обществ энергетики и электрификации. Имущество РДУ, принадлежащее АО-энерго (за исключением независимых и изолированных АО-энерго), передано в аренду ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС». 4. ==== Учреждение и формирование генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии ==== Порядок формирования и состав ОГК определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2003 г. № 1254-р (в ред. 5 распоряжения Правительства РФ от 25 октября 2004 г. № 1367-р), предусматривающим внесение в оплату их уставных капиталов имущества электростанций (пакетов акций акционерных обществ, созданных на их основе), принадлежащих ОАО РАО «ЕЭС России», а также возможность передачи в соответствии с законодательством Российской Федерации имущества электростанций (пакетов акций акционерных обществ, созданных на их основе), в том числе находящегося в незавершенном строительстве, принадлежащего дочерним акционерным обществам ОАО РАО «ЕЭС России», в оплату уставного капитала создаваемых генерирующих компаний. К настоящему времени Советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России» одобрено участие во всех ОГК: ОАО «ОГК-1», ОАО «ОГК-2», ОАО «ОГК-3», ОАО «ОГК-4», ОАО «ОГК-5», ОАО «ОГК-6», ОАО «Гидро-ОГК» (протоколы решений Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» от 24.12.2004 № 183, от 24.12.2004 № 183, от 01.10.2004 № 178, от 26.11.2004 № 181, от 03.09.2004 № 176, от 24.12.2004 № 183, от 24.12.2004 № 183 соответственно). Осуществлена государственная регистрация всех 7 ОГК: ОАО «ОГК-5» (27.10.2004 в г. Екатеринбург), ОАО «ОГК-3» (23.11.2004 в г. Улан-Удэ), ОАО «Гидро-ОГК» (26.12.2004 в г. Красноярск), ОАО «ОГК-4» (04.03.2005 в г. Сургут), ОАО «ОГК-2» (09.03.2005 в пос. Солнечнодольск Ставропольского края), ОАО «ОГК-6» (17.03.2005 в г. Ростов-на-Дону), ОАО «ОГК-1» (23.03.2005 в г. Тюмень). В соответствии с Концепцией стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2003—2008 годы, решением Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» (Протокол № 150 от 26.09.2003) формирование ОГК осуществляется в два этапа: — на первом этапе учреждение ОГК в качестве 100 % дочерних обществ ОАО РАО «ЕЭС России» с внесением в оплату уставного капитала принадлежащих ОАО РАО «ЕЭС России» имущества электростанций и акций АО-станций; -на втором этапе внесение в оплату дополнительных акций ОГК, принадлежащих ОАО РАО «ЕЭС России» пакетов акций АО-станций, выделенных из АО-энерго. ==== Создание территориальных генерирующих компаний ==== Принципы интеграции региональных генерирующих компаний были предусмотрены основными направлениями реформирования электроэнергетики 6 Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». Конфигурация, предусматривающая создание 14 ТГК, была рассмотрена и одобрена Комиссией Правительства Российской Федерации по реформированию электроэнергетики. Решением Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» (Протокол заседания Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» от 23 апреля 2004 г. № 168) утверждена конфигурация ТГК на базе генерирующих активов АО-энерго (за исключением станций, вошедших в ОГК, и изолированных АО-энерго). ТГК создаются с использованием следующих механизмов: • Путем учреждения в качестве 100 % дочерних обществ ОАО РАО «ЕЭС России»; • Путем со-учреждения несколькими АО-энерго; • С использованием промежуточного механизма аренды генерирующих мощностей соответствующих РГК (АО-энерго); • Комбинацией из вышеназванных вариантов. Большинство схем создания ТГК, одобренных в настоящее время, предусматривают создание ТГК путем учреждения дочернего общества ОАО РАО «ЕЭС России» с обеспечением возможности участия миноритарных акционеров соответствующих АО-энерго либо путем соучреждения ТГК несколькими АО-энерго. Далее данной ТГК в аренду передается генерирующее имущество АО-энерго (региональной генерирующей компании). На втором этапе формирования ТГК осуществляется присоединение соответствующих региональных генерирующих компаний к ТГК. К настоящему времени Советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России» утверждены проекты создания следующих ТГК: ОАО «ТГК-1», ОАО «ТГК-2», ОАО «ТГК-4», ОАО «ТГК-5», ОАО «ТГК-6», ОАО «ТГК-8», ОАО «ТГК-9», ОАО «ТГК-10», ОАО «ТГК-13», ОАО «ТГК-14», (решения Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» № 181 от 26.11.2004, № 188 от 25.02.2005, № 183 от 24.12.2004, № 188 от 25.02.2005, № 180 от 29.10.2004, № 176 от 03.09.2004, № 180 от 29.10.2004, № 181 от 26.11.2004, № 176 от 03.09.2004 соответственно). Проект создания ТГК-7 7 утвержден в рамках проекта реформирования энергосистем, управляемых ОАО «СМУЭК»; создание ТГК-3 определено проектом реформирования ОАО «Мосэнерго». По конфигурации ТГК в целом, а также по каждому проекту создания ТГК позиция государства была заявлена через голосование представителей государства в Совете директоров ОАО РАО «ЕЭС России». Осуществлена государственная регистрация следующих ТГК: ОАО «ТГК-1» (зарегистрирована 30.03.2005 в г. Санкт-Петербург), ОАО «ТГК-5» (22.03.2005 в г. Чебоксары), ОАО «ТГК-8» (22.03.2005 в г. Астрахань), ОАО «ТГК-9» (09.12.2004 в г. Пермь), ОАО «ТГК-10» (30.03.2005 в г. Челябинск), ОАО «ТГК-14» (зарегистрирована 07.12.2004 в г. Чита). ==== Реформирование изолированных энергосистем и энергосистем Дальнего Востока ==== Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 854 утверждены правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и перечень изолированных энергосистем (энергосистемы Камчатской области, Магаданской области, Сахалинской области, Чукотского автономного округа, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Республики Якутии (за исключением Южного энергорайона). В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Федерального Закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в которых невозможно развитие конкуренции по технологическим причинам, допускается осуществление всех видов деятельности в электроэнергетике одним юридическим лицом, и в отношении данной сферы электроэнергетики следует применять государственное регулирование. === 2007—2008 === [[18 октября]] [[2007 год]]а [[Госдума]] одобрила изменения в законодательстве об энергетике, внесенные в связи с реформированием РАО «[[ЕЭС России]]». [[26 октября]] 2007 года эти изменения одобрил [[Совет Федерации]], а в ноябре 2007 года — [[президент России]] [[Владимир Путин]]. [[29 октября]] 2007 года стало известно, что акционеры РАО «ЕЭС России» одобрили последний этап реформы электроэнергетики и ликвидацию РАО «ЕЭС России». С [[1 июля]] [[2008 год]]а РАО «ЕЭС России» прекратило свое существование. После этого в течение трёх лет государство сохранило право тарифообразования на оптовом рынке электроэнергии. После [[2014 год]]а государство не будет регулировать цены на электроэнергию и для населения.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы