Редактирование Авиационные РЛС в России (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== История == {{main|История авиационных РЛС в России}} === 1940-е годы === Первая советская бортовая радиолокационная станция под названием «[[Гнейс-2]]» была принята на вооружение в 1942 году.<ref>[http://phazotron.kret.com/media/letayushchie-radary/]</ref> В 1945 году «[[Фазотрон-НИИР]]» начал серийный выпуск самолётной радиолокационной станции «[[Гнейс-5с]]».<ref>[http://phazotron.kret.com/media/letayushchie-radary/]</ref> === 1950-е годы === В 1955 году на вооружение Советской армии была принята бортовая радиолокационная станция (радиоприцел) «[[Изумруд-2]]» для истребителя [[МиГ-17ПФУ]]. Разработка «Изумруда-2» началась в 1952 году в столичном [[НИИ-17]] и была завершена в Филиале НИИ-17 в Жуковском.<ref>[http://www.niip.ru/upload/iblock/2e1/2e1e1b82631ea334e43b4e5efd7ec370.pdf Выверенная траектория «Созвездия Тихомирова»]</ref> В 1957 году на вооружение была принята БРЛС РП-2У «[[Изумруд-2М]]» в составе системы вооружения [[К-5М]] истребителя [[МиГ-19ПМ]]. БРЛС «Изумруд-2М» обнаруживала воздушные цели с ЭПР=10 м2 на дальности 10 км.<ref>[http://www.niip.ru/company/history/]</ref> В середине 1950-х годов [[В. В. Тихомиров]]у удалось добиться специального постановления [[СМ СССР]] по микроминиатюризации электрорадиоэлементов для создания БРЛС нового поколения.<ref>[http://www.niip.ru/company/history/]</ref> В 1958 году новая БРЛС «[[Алмаз-3]]» массой всего 160 кг успешно прошла государственные испытания и была рекомендована к принятию на вооружение в составе истребителя-перехватчика [[Т-3]]. БРЛС «Алмаз-3» имела две изолированные друг от друга антенны — обзорную и прицельную, что было естественным для «локаторщиков», но существенно усложняло жизнь «самолётчикам».<ref>[http://www.niip.ru/company/history/]</ref> === 1960-е годы === Работы по БРЛС «[[Ураган-5Б]]» в начале 1960-х годов были прекращены в связи с изменением идеологии построения систем ПВО. Задел был в дальнейшем использован при создании БРЛС для перехватчика [[МиГ-25П]].<ref>[http://www.niip.ru/company/history/]</ref> === 1970-е годы === В СССР в конце 1970-х годов впервые в мире на боевом самолёте была внедрена РЛС с системой электронного сканирования.<ref>[http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/156/]</ref> 15 февраля 1978 года — Впервые в СССР лётный эксперимент по одновременному обнаружению и сопровождению 10 воздушных радиоуправляемых мишеней перехватчиком [[МиГ-31]] с СУВ «[[Заслон]]», оснащенной ФАР. (НИИП имени В. В. Тихомирова).<ref>[http://www.niip.ru/info/more/dates/]</ref> 28 августа 1978 года — Впервые в мире лётный эксперимент по одновременному поражению четырех радиоуправляемых мишеней ракетами [[Р-33]] с перехватчика [[МиГ-31]] с СУВ «[[Заслон]]» с ФАР. (НИИП им. В. В. Тихомирова).<ref>[http://www.niip.ru/info/more/dates/]</ref> === 1980-е годы === Эпохальной для [[НИИП]] работой стала разработка [[СУВ «Заслон»]] (главный конструктор А.Федотченко) для истребителя-перехватчика [[МиГ-31]]. «Тихомировцы» впервые в мировой практике в БРЛС истребителя применили фазированную антенную решетку (ФАР) с электронным управлением луча (главный конструктор ФАР [[Б. Сапсович]]), что позволило перехватчику одновременно атаковать множество целей.<ref>[http://www.niip.ru/upload/iblock/2e1/2e1e1b82631ea334e43b4e5efd7ec370.pdf Выверенная траектория «Созвездия Тихомирова»]</ref> 6 мая 1981 года — Принят на вооружение [[МиГ-31]] — первый истребитель-перехватчик с [[СУВ «Заслон»]], оснащённой ФАР.<ref>[http://www.niip.ru/info/more/dates/]</ref> Проектирование РЛС [[Н011 «Барс»]] было начато в 1980-х годах в рамках программы [[Су-27М]].<ref>[http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/156/]</ref> В 1985 году впервые в СССР в ходе выполнения [[НИЭР «Синтез»]] создана теоретическая база и разработана бортовая РЛС с цифровой обработкой сигнала.<ref>[http://www.istokmw.ru/pamyatnie-dati/]</ref> В СССР работы по созданию РЛС с АФАР были начаты в конце 1980-х годов для проектировавшегося в то время в [[ОКБ им. А. И. Микояна]] дальнего скоростного перехватчика «[[701]]». В связи с распадом СССР и последовавшим за ним резким сокращением военных расходов эти работы были прекращены в 1993 году.<ref>[http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/156/]</ref> === 1990-е годы === 23 августа 1990 года — Принята на вооружение СУВ «[[Меч]]» в составе [[Су-27]]. Главный конструктор [[В. К. Гришин]]. (НИИП им. В. В. Тихомирова).<ref>[http://www.niip.ru/info/more/dates/]</ref> 25 октября 1999 года — Принята на вооружение СУВ «[[Заслон-А]]» в составе [[МиГ-31Б]]. Главный конструктор [[А. И. Федотченко]]. (НИИП им. В. В. Тихомирова).<ref>[http://www.niip.ru/info/more/dates/]</ref> К разработке РЛС с АФАР вновь вернулись в 1999 году с началом проектирования [[ПАК ФА]].<ref>[http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/156/]</ref> === 2000-е годы === В 2003 году по итогам конкурса [[НИИП]] был выбран головным разработчиком радиоэлектронной системы (РЭС) для истребителя пятого поколения в рамках программы [[ПАК ФА]].<ref>[http://www.niip.ru/upload/iblock/2e1/2e1e1b82631ea334e43b4e5efd7ec370.pdf Выверенная траектория «Созвездия Тихомирова»]</ref> Технический проект был завершён в 2006 году.<ref>[http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/156/]</ref> В 2004 году начались работы по АФАР в корпорации «[[Фазатрон-НИИР]]». РЛС получила название «[[Жук-АЭ]]» и предназначена для установки на экспортный истребитель [[МиГ-35]].<ref>[http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/156/]</ref> Разработка РЛС [[Н035 «Ирбис»]] началась в [[НИИП]] в 2004 году.<ref>[http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/156/]</ref> 19 ноября 2004 года — Принята на вооружение СУВ «[[Меч-М]]» в составе [[Су-27СМ]]. Главный конструктор [[В. А. Таганцев]]. (НИИП им. В. В. Тихомирова).<ref>[http://www.niip.ru/info/more/dates/]</ref> В конце 2006 года опытный образец РЛС с АФАР «[[Жук-АЭ]]» (FGA-29) установлен на борт демонстрационного экземпляра самолета [[МиГ-35]] (переоборудованный [[МиГ-29М2]] с бортовым номером «154»).<ref>[http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/156/]</ref> В 2008 году в [[НПП «Исток»]] запущен в производство специализированный участок по механообработке корпусных деталей для СВЧ субмодулей АФАР с проектной производительностью до 10 тыс. комплектов деталей в год.<ref>[http://www.istokmw.ru/pamyatnie-dati/]</ref> В 2009 году в НИИП на финишную прямую вышел процесс создания РЛСУ «[[Ирбис-Э]]» для истребителя [[Су-35]].<ref>[http://www.niip.ru/upload/iblock/2e1/2e1e1b82631ea334e43b4e5efd7ec370.pdf Выверенная траектория «Созвездия Тихомирова»]</ref> 18 августа 2009 года — Министерство обороны России и компания «[[Сухой]]» на [[МАКС-2009]] подписали контракт на поставку 48 истребителей [[Су-35С]] с РЛСУ «[[Ирбис]]».<ref>[http://www.niip.ru/info/more/dates/]</ref> 19 августа 2009 года — Впервые на [[МАКС-2009]] представлен натурный образец АФАР Х-диапазона, разработанный для перспективных многофункциональных самолетов (в том числе истребителей 5-го поколения).<ref>[http://www.niip.ru/info/more/dates/]</ref> === 2010-е годы === В ноябре 2011 года успешно завершены государственные совместные испытания вертолёта [[Ка-52]] с РЛС [[FH01]], входящей в состав комплекса «[[Арбалет]]».<ref>[http://phazotron.kret.com/]</ref> 26 апреля 2012 года — Первый полёт истребителя [[Т-50]] с включением РЛСУ с АФАР разработки НИИП им. В. В. Тихомирова.<ref>[http://www.niip.ru/info/more/dates/]</ref> Лётно-конструкторские испытания опытных образцов РЛК [[Ш-121]] начались в июле 2012 года.<ref>[http://bmpd.livejournal.com/675239.html]</ref> 12 февраля 2014 года — В ВВС России переданы первые серийные 12 истребителей [[Су-35С]], укомплектованных РЛСУ «[[Ирбис]]» разработки [[НИИП им. В. В. Тихомирова]].<ref>[http://www.niip.ru/info/more/dates/]</ref> 19 декабря 2016 года — Получение 1-й национальной премии «[[Золотая идея]]» (по итогам 2015 года) в номинации «За вклад в области разработки продукции военного назначения» в номинации «Разработка и серийное освоение РЛСУ „Ирбис-Э“ для истребителя Су-35» (коллектив НИИП: Белый Ю. И., Таганцев В. А., Сусляков Д. Ю., Юрков М. В., Симунов С. Е., Глазков Д. М., Таркинский Е. Б., Поленов Н. И.).<ref>[http://www.niip.ru/info/more/dates/]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы